В восемь часов уходил последний метеор и мне захотелось поглядеть расписание и стоимость билетов, все же от мысли уехать с Валаама домой я еще не полностью отказался. На пристани расписания не обнаружилось Охранник на пристани пояснил, что расписание можно посмотреть на дверях магазина, офиса перевозчика и музея у пристани. Причем оно не постоянное, а составляется только на завтра. И билеты лучше брать заранее, иначе они могут кончиться раньше, а на посадке не всегда можно договориться. А заодно очень ненавязчиво предложил водную экскурсию по внутренним озерам – увидеть основные места с воды за один час. Мы обещали подумать. Музей у пристани, куда мы так и не зашли. Расписание на воротах посмотрели. И режимы работы паломнической службы в Москве и С-Петербурге. За музеем и во дворе собора – платные туалеты. По 15 рублей. Все чистенько и гигиенично. Женщины очень оценили возможность нормально сходить в туалет. А я впервые поглядел на себя в большое зеркало. Борода растет, да. Рядом с нашей стоянкой - отдельный причал для приличных людей и их водных судов, платный наверное. Мы-то даром постояли у берега. К ночи пришла и встала яхта размером почти с Гундяевскую, утром – ушла. Вообще Валаам в выходные дни слишком наполнен людьми. Во всех местах и в храмах и в кафе, а нам меньше всего хотелось видеть толпы и стоять в очередях. Жаль, что не смогли придти сюда в четверг, как планировалось.
На пристани торговля сувенирами. Купили карту острова, магнит и в подарок детям подушечки с можжевельником. Все с символикой Валаама. Видите камень с табличкой? А вот и карта. Думаете это карта острова для туристов? Не-а. Читайте название карты. А вот и памятный камень. И в самом соборе, как мы позже увидели, четыре мраморные доски с золотыми именами пожертвователей: Полтавченко, Миллер, Якунин… еще есть свободные места. Неприятно все это, ощущение, что в рай места покупают. И продают. Продается все. Вот и Сергий продается. Символичненько.
В сам собор решили сходить попозже или завтра. Вернулись к причалу, что бы поужинать в кафе. На самой пристани тоже есть кафе, но это показалось более уютным. Очередь исчезла с отходом шестичасового метеора. а хозяйка спряталась внутри, застеснявшись. Армянская семья владеет заведением по благославлению игумена. Там вообще вся деятельность - только по благославлению. Яблони во дворике. Открытая веранда. Порция шашлыка с гарниром. Просьба к посетителям.
Жить в палатках просто так на Валааме не разрешается, только в отведенных для этого местах. А ближайшее отведенное место в трех-четырех километрах от бухты. Нифига себе подарочек. Я понял, что сил на такой переход со всеми вещами у меня не будет. И заявил, что мы с Леной остаемся на яхте. Пусть в ней спать и холоднее от воды, но такой переход я не выдержу. Петровы живут в яхте постоянно. Так что в палаточный лагерь придется идти троим: Александру, Андрею и Ирине. Петровы пообещали им помощь в провожании и доставке вещей. Так и порешили.
Все разошлись кто – куда. У нас - прогулка в ближайший Спасо-Преображенский собор и поужинать. От причальной площади лестница к собору в 61 ступеньку. За ней мощеная дорога через парк. Мимо продуктового магазина и сувенирной лавки к корпусам соборных построек. Сразу за аркой во дворе - гостиница. И закрывающийся воротами на ночь, вход в соборный двор. За воротами лоток с юбками и платками для женщин. Бесплатно. Охрана и запрещающий плакат. Нельзя в том числе и фотографировать. Обидно.
А нам – под зеленый бережок в самом конце бухты. Вид на причал из глубины бухты. Встали под самый берег. Глубина позволяла. При причаливании случилось ЧП. Ира попыталась удержать яхту у борта судна для швартовки. В первый раз – и…. ноги поехали от борта вместе с яхтой, а руки остались на поручнях. Человек за бортом! Срочно сменную одежду и фотоаппарат! Мы с Андреем с трудом вытащили промокшую до пояса Ирину. За руки не вышло, пришлось снизу подхватывать и поднимать. Хотя проще, пожалуй, было разжать руки, упасть в воду по грудь и пройти два метра до берега. Не догадались со страху. Сразу выдали сменную одежду и стопку водки, а сфотографировать конечно не успели. К счастью все без последствий, кроме мокрой и испачканной одежды.
Вот такие мостики между островами. Валаам то оказывается вовсе не остров, а целый архипелаг! Не знал. На Валааме активное строительство идет. И храмы в лесах, и новые здания, и дороги строятся. И строительные городки. Водонапорная станция. Работает еще с позапрошлого века. Главный причал Монастырской бухты. Только для метеоров. Чуть подалее стоят грузовые суда. За причалом новые эллинги для маломерных судов.
Да-а, с таким движением должен быть диспетчер в бухте. Потом узнали, что диспетчер-то есть, только у Адмирала нет рации на его частоте. С третьего раза прошли горловину бухты. Теперь уже только - вперед. От встречных уворачиваться придется? Проходим мимо Никольского скита, встречающего первым все суда входящие в Монастырскую в бухту. Справа остров для приема ВИП персон. То, что сначала приняли за церковь, оказалось всего лишь беседка для чаепития на этом ВИП-острове. Где –то там еще и павлины живут. Ежели тут такие беседки, то какие же палаты для отдыха тут построены? За скитом на причале, стоит яхта «Паллада» Подаренная Путину Миллером. Путин отдарил ее Алексию второму и теперь владелец яхты – Гундяев. Не она ли вчера была на Путсаари? Впереди остров, разделяющий бухту пополам. На нем поклонный крест.
Заходить в монастырскую бухту своим ходом Адмирал считает опасным, поэтому у входа садимся на буксир и вперед! Вот уже близко маяк и за ним Никольский скит на острове. Не вышло. Отворачиваем – метеор навстречу. Надо пропускать. Уходим влево, метеор видимо на Приозерск, вправо. Разворот, второй заход – опять отворачиваем, сразу два судна навстречу. Вот ведь угораздило в субботу пойти на Валаам, когда куча туристов на него едет. Пока делаем круг выходит еще одно.
…мы вышли в открытое море, суровый и дальний поход. А волны и стонут и плачут, и бьются о борт корабля Растаял в далеком тумане…. Эту песню постоянно кто-то начинает напевать, уж больно все вокруг соответствует ей. Сначала шли своим ходом. Двадцать один километр от Путсаари до Валаама по прямой. Открытая вода во все стороны, берега, хоть и очень далеко, но все же видны оба. Я опять весь извертелся лежа на носу яхты, не найти удобной позы. Но все же Валаам заметно приближается.
Ясное утро. Персональный причал скита. Ленточки - «колдуны» на вантах показывают хороший ветер. Идем полными экипажами. грузимся. Вот такие шесты стоят по центру бухты и на выходе. Похоже, что указывают направление фарватера в бухте. На небольшом мысу бухты могильная плита-памятник погибшим где то здесь, в шторм байдарочникам. И чайка (конечно же чайки-души погибших моряков). Все-таки Ладога – очень опасна, когда ее недооценивают.