Утром, позавтракав в Сан-Кристобаль-де-Лас-Касас, выехали в деревню Сан-Хуан-Чамула. "Чамула" в переводе с языка индейцев тсотсиль означает "место, где убили осла". Примерно такое впчатление деревня и оставила.
На въезде, точнее на входе, кладбище.
По цвету памятников можно определить, кто здесь упокоился. Деление на три категории: первая - младенцы, вторая - те, кто умер не своей смертью, и третья - те, кто ушел из жизни планово.
Добротных домов в деревне очень мало, я насчитала два: один действующий
и второй строящийся (снимка нет).
Если видишь настоящий коттедж, как объяснила Майя, его владелец трудится в США. Те, кому удается устроиться на работу в Штатах (не мексиканских), помогают всей деревне и своей семье существенно, а по возвращении их ждет место в правлении.
Индейцы Чамулы очень плохо относятся к туристу с фотоаппаратом или камерой: могут разбить. Считается, камера забирает душу и здоровье. Я решила не искушать судьбу (ни своего фотоаппарата, ни индейцев) и заснять самый минимум.
Площадь перед церковью (в церкви снимать котегорически запрещено),
ворота
и за воротами живописную группку, зарабатывающую на жизнь позированием перед объективами и тем, что подадут туристы.
И теперь о том, что осталось за кадром.
Напротив главного здания деревни (по-нашему, сельсовета) собрались уважаемые граждане с вымпелами и стягами. Маленькие, худенькие,с кривыми ножками мужчины в накидках из белых и черных козьих шкур, подвязанных ремешками, (кто-то на лошадях, кто-то пешим ходом) сделали круг почета по площади, а в это время в церкви шло богослужение по-чамульски.
Чамульская церковь - отдельная история.
Снаружи обычная церковь, чем-то напоминающая наши православные церквушки в российской глубинке: "без лОску" - сказала бы моя бабушка. Внутри же совершенно дикая смесь католического и языческого. Священника в нашем помании нет.
В алтаре - лики христианских святых, пол засыпан слоем хвои. На открытых участках ровными рядками стоят тысячи свечей и свечек. Тут же приготовлена кока-кола. Кока-колу везут в деревню фурами, без неё не проходит ни одно богослужение.
Группа женщин, сидя на коленях, ожидает, когда начнётся обряд "лечения". В качестве "лекарства" приготовлена курица. Бедолаге после некоторых обязательных манипуляций выкручивают голову.
Мы обошли церковь по периметру, просачиваясь между свечами и индейцами, (никто на нас не обращал внимания) и с радостью "вытряхнулись" на свежий воздух.
Вот, собственно, и всё про Чамулу. Деревня оставила гнетущее впечатление: нищета и безысходность. А может я неправа? Может, с точки зрения среднестатистического чамульца, всё у него в порядке?