Еще нашлись ягоды земляники но немного. Берег приятный: холм, камни, прозрачный сосновый лес. Места стоянок не обнаружили, но можно найти место где развести костер и пристроить одну палатку. А вот стоянку судна организовать будет негде - полностью открытый ветрам берег Илемской губы не позволяет стоять на привязи, а бухт с этой стороны берега нет. Три березы на берегу - как маркер для причаливания.
Зато если зайти с другой стороны Сярьгозера, там, в Большой Лижемской губе как раз есть большая удобная бухта - губа Зимняя. Идем туда на ночевку, а оттуда тоже сходим на это озеро, но уже с другой стороны.
Вообще непонятная ситуация: днем мы можем плыть только по ветру, в конец губы и не можем приставать для осмотра берегов. Ночью мы можем плыть в любую сторону, но приставать к берегу и заходить в бухты опять же не можем - не видно дна и камней. Получается, что приставать к берегу мы можем только в 4-6 утра и в 21-22 вечера, когда стихает ветер А в это время в лесу сумрачно и настоящего впечатления от осмотра берегов не получается. И как же нам проводить "исследования"? Изучать берега издалека с воды?
Длительное пребывание на борту судна утомляет. Тесная каюта, неудобный камбуз, не говоря уж про туалет. Любое перемещение по кораблю требует нескольких приседаний, перешагиваний, пригибаний под веревками, что уже сказывается на усталости мышц в обычной жизни мало задействованных. Сидеть приходится чаще на ребристой опоре или на полу, попа устала и мышцы ног, так что постоянные сесть-встать тоже становятся утомительными. Полежать - так же достаточно неудобно. Достать до воды - это вставать на колени, уже больно коленям. Ну а зажигать-выключать газ и греть чайник и следить за его закипанием вообще приходиться ложиться на ребро камбуза и тянуться головой и руками вниз.
Да еще и стоянки - на воде, а не на берегу. Утомительно получается. Тем не менее плывем в Лижемскую и надеемся на лучшее. Да еще и погода отличная, как обычно случается в наших походах - тепло и без дождей.
На повороте в Лижемскую губу капитан решил сократить путь километров на десять не обходя острова по глубокой воде, а проскользнув между ними внимательно контролируя глубину и камни по курсу. Очень впечатляет, когда на медленном ходу всматриваешься в мелкое дно и зигзагом проходишь между огромными камнями, доходящими почти до поверхности воды.
Где то за полчаса напряженного внимания протиснулись через проливы. И хотя понимаешь, что пробить борт судна на такой скорости не должно, но врезаться в камень и проверить фанерные борта на прочность - тоже не хочется. Но вот и прошли
И уже на закате, который наступает около 22-20 входим в бухту Зимнюю.
Ох здесь и комаро-ов! Безветрие, травянистый берег. Над нами сразу нависла огромная туча. Достаем пшикалки и спирали. Шея и руки защищены. Но у комаров свои взгляды на нас: ах, ты глаза не опрыскал? Ешь его глаза! Зато спирали быстро наводят порядок. В самой каюте комаров нет уже через пару минут, а вокруг открытого люка появляется почти бесполетная зона. Можно присесть на край и перевести дух.
Каюта закрывается наглухо. Капитан сразу после причаливания нырнул к себе и захлопнул крышку. Даже спираль не успели ему предложить. А мы пока не торопимся. В каюте есть два крохотных окошечка для воздухообмена затянутых сеткой, но сетка уже порвана и заклеена скотчем. Да и маловато их нам для дыхания. Спим оставив щель, подпирая недозакрытый люк дощечкой. Спираль, конечно, пахнет сильно, но это запах похожий на индийские палочки. Тяжелый, но не неприятный. Если нет аллергии на него, конечно. У нас - нет, поэтому спираль горит всю ночь на железной подставке из ведра, хватает ее часов на восемь.
Утро оказалось ясным, после вчерашнего вечернего дождика даже не ожидали. Легли еще до полуночи, поэтому и встали около 7 часов. Солнечный берег радует глаз. В прозрачной воде ходят стайки рыб, но после вчерашнего рыбного бульона возиться с их поимкой и чисткой пока не хочется.
Прибрежный лес просвечивается солнцем, а сразу за холмом - открытая вода большой Онеги.
С утра погода и здесь спокойная. Берег каменистый, но есть и мелкая галька. Собираю мешочек камешков для рогатки. Зачем? Да хоть на чаек буду охотиться. Не жалко? Нет. Все равно не попаду - только попугаю. Это не наглые городские и пляжные чайки, местные при опасности сразу улетают подальше. И так забавно хохочут по ночам.
Для причаливания иногда используем сходни. На самом деле не очень удобная штука, как правило, можно просто чуть подтянуть судно за веревку или перепрыгнуть на берег, но иногда может облегчить преодоление промежутка.
Сегодня по плану экспедиции посетить внутренее Сярьгозеро с другой стороны, а потом, вместо Ламбасручья, пойти вверх по Лижемской губе до самого конца, изучая берега. Ну как получится изучая. В Зимней губе мы встали со стороны Онеги. Можно переплыть бухту на резиновой лодке, но можно и просто переставить наш "Арго", обходить по кругу бухту пешком долго. Дожидаемся подъема капитана, пьем чай и меняем стоянку. По карте здесь до озера с полкилометра. Лес чуть более травянистый. Но под солнцем - очень жаркий и душный. Достают и комары.
Идем... идем... путь то вверх, то в низ, уже устали, а озера даже не видно. Прошли то явно не много, просто идти в духоте тяжело. Хоть возвращайся. И с направления то ли сбились - то ли нет. Заблудиться здесь негде - озера с обеих сторон, и солнце дает четкое направление. Ну вот еще на эту горку поднимемся, там и посмотрим. Поднялись и - вот оно!
С этой стороны берег более заросший, причем заросла не столько вода камышом, сколько берег зарос молодыми деревьями так, что протащить на озеро лодку без прорубания прохода не получилось бы.
Посмотрели что здесь и как - озеро войдет в результаты экспедиции.
Возвращаясь на берег я обратил внимание на большой камень не похожий на береговую породу. Сходил за молотком, ободрал мох и отбил кусочек по трещине
Нет, все таки та же самая порода. Раз уж начал, прошелся по берегу в поисках необычного. Нашел, как показалось большой кусок кварца, хотя в описаниях кварц здесь не упоминался. Решил отбить кусочек, отбил - и удивился. Это всего лишь тоненький слой кварцевой породы на остальном камне.
Сфотографировал ровный раскол береговой породы - слоисто полосатая какая то
А потом наткнулся на булыжник похожий на мрамор. Про мрамор здесь я точно ничего не читал. Как проверить - не знаю, возьму домой, там и разберусь. Попались даже два булыжника: белый и розоватый.
Ближе к обеду залив покрывается рябью - подул ветер, а в открытом озере он дует заметно сильнее, значит опять будем ждать погоды. Выход откладываем часов до пяти. Вот это все и доставляет неудобства. Нельзя просто разбить лагерь на берегу и ждать - ибо возни много, а уйти можем уже через пару часов, просто бродить по берегу у стоянки быстро наскучивает, далеко уходить как то не хочется, а на корабле вообще деваться некуда. Я часто кипячу чайник и пью кофе, Лена легла подремать на солнышке.
Потом занялась очередным наведением порядка в каюте
В залив вошла моторка с рыбаками. Прошлись по краям залива бросая спиннинги. Где то сильно плеснуло, но улова у них заметно не было. Общаться с нами рыбаки не стремились, как и мы с ними..
На берегу обнаружили деревья подгрызенные бобрами
А позже Лена, гуляя по берегу, увидела в воде бобра: - Я видела зверя! Он плыл прямо ко мне! И хвост - лопатой! Прямо такой, как на фотографиях! Плыл и смотрел на меня! А я на него. Потом неспеша нырнул с сильным плеском! Да, плеск и мы слышали и не поняли, что бы это значило. А еще Лена промочила кроссовок. Правый. Оступилась с камня в воду. Нестрашно, одела тапочки и повесила на солнце сушить.
Предлагаю все же отплывать. Ожидание утомляет, совсем ветер не прекратится еще долго, а плыть нам сейчас по ветру. Капитан соглашается и мы отчаливаем. В процессе отчаливания проваливаюсь правой ногой в воду и я. И вот уже два правых кроссовка висят на веревках обдуваемые попутным ветром.
Выходя из бухты замечаем стоянку на полянке на берегу, с другого края от входа. Эх не проверили ее на пригодность к постоянному лагерю. Но она расположена у самого входа в бухту и защита от ветра там небольшая.
Выходим на фарватер и капитан опять решает поставить парус - ветер строго попутный
Шли под парусом долго. Очень долго. Слишком долго. Берега вокруг красивые, но какие то одинаково красивые: красивые лесистые скалы, красивые острова,
красивые заливы и проливы с хорошо заметными мелями и камнями,
красивые деревни на берегу, красивая озерная даль,
а к вечеру и красивые закаты.
Но мы даже близко к берегу не подходили. Любовались берегами совсем уж издали. А нужно было все это трогать, нюхать, чувствовать руками. Да и как любовались: Лена читала книгу, а я думал, что получаю удовольствие, но на самом деле - просто уставал.
До конца Лижемской бухты еще очень неблизко и мы попросили капитана пристать хоть куда-нибудь. Размяться, походить по твердой поверхности. Нашли тихую бухту с глубоким дном.
Причалили ненадолго. Даже ягоды земляники нашли - красные, но удивительно невкусные. Такое ощущение, что им не хватало воды для сладости. Сама бухта большая и тихая, но места для удобной стоянки, что бы с ночевкой на берегу тоже не обнаружили.
Поэтому решили не оставаться на ночь, а постараться засветло дойти до конца губы. Но еще через час после заката почувствовали полную усталость, махнули рукой на цель и свернули в ближайшую бухточку. На берег высадиться опять не удалось - мелкий и каменистый, заросший травой болотистый залив. На другом его конце были видны строения, лаяли собаки. Куча комаров радостно закружилась над нами, но спираль спасает надежно. Спать. Ночью хорошо был слышен шум близких поездов. Оказалось недалеко, примерно в двух километрах от озера, расположена станция Лижма.
Поскольку легли задолго до полуночи, встали очень рано. Встали сами. Оказалось около четырех утра. В это время уже совсем светло. Но мы почему-то уже выспались, да и ночевки на воде утомляют ограниченностью и неудобностью пространства. Не ощущаешь, что отдыхаешь. Хочется пойти дальше в надежде на лучшее место.
По карте мы посмотрели, что в этот залив впадают сразу три речки, причем одна из них оказалась в районе построек. Я бы хотел посмотреть на их устья, а то и высадиться туда, но по заросшим берегам стало понятно, что если речки и существуют, то мы их вряд ли сумеем разыскать на болотистой местности. Наскоро позавтракав отправились дальше.
Самый конец Большой Лижемской губы оказался не так уж и близко - почти полтора часа на моторе. По всему пути попадались поплавки браконьерских сетей, хорошо хоть не поверху их ставили и фарватер не перегородили. А самый край губы оказался ожидаемо болотистым и заросшим. И там тоже где то устье речки. В подзорную трубу капитана рассмотрели костровище - значит кто то все же там высаживался. Но берег очень непривлекательный для высадки - густая трава, как на болоте.
Задача пройти губу до конца - выполнена, и мы повернули назад. Ветра нет, поэтому пойдем до тех пор как будет позволять погода.
И вот тут то капитан обнаружил, что у нас не работает генератор двигателя. Нет заряда аккумуляторов. И более того - заряда не было, похоже, с самого начала. А все осветительные огни мы включали сажая и без того небольшие аккумуляторы. Теперь и их заряд заканчивается, а это значит, что ноутбук с навигацией работать не будет. В общем капитан принялся за ремонт.
Вскоре мы пришли к печальному выводу, что до конца похода зарядки у нас не будет - мотор не выдает напряжения на клеммы. Но аккумуляторы нужно где-то подзарядить ибо ноутбука хватит только на несколько часов работы, а соваться в Уницкую губу без навигации - опасно. Придя к этому нерадостному выводу мы отправились дальше.