Онежское озеро. Лето 2016.

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 7 След.
RSS
Онежское озеро. Лето 2016.
 
Подготовка.
Начали просматривать сайты с предложениями еще с зимы. Условие: судно с мотором, паруса приветствуются, но не обязательно, группа до 6 человек, на 10-14 дней. Цена в пределах 10 000 руб/день на всех. Планировали либо на Ладогу в северные шхеры, либо на Онежское озеро. К весне стало понятно, что на севере Ладоги предложений по заявленным условиям практически нет и идти придется все равно из Березово. Из оптимальных предложений моторно-парусный шлюп на 6-8 человек с капитаном за 8000 руб/день включая питание и принадлежности.
На Онегу было множество предложений, но почти все они были на яхты для больших групп до 16 человек по цене 13 000 - 25 000 и более руб/день. На 4-7 дней с обходом вокруг всего озера. А нас больше интересовали именно заливы с протоками и островами.
Одна из турфирм предложила очень необычное судно: мини-хаус-бот - плавающий дом-дача. Заявлялось, что на нем с комфортом разместятся шесть человек имеются две раздельные каюты, нормальный биотуалет и камбуз. Несколько фотографий, которые удалось найти в сети, совсем не показывали внутреннее устройство судна, но его характеристики: высокая проходимость из-за низкой осадки, мотор и парус, возможность жить вшестером прямо на борту и бытовые удобства нас привлекали..
Выбор нужно было сделать не позже апреля, некоторые летние маршруты по Ладоге уже были заполнены, а мы все никак не могли определиться со сроками и с количеством человек: то ли втроем поедем то ли вчетвером, а может и все пятеро смогут. В итоге ушли вдвоем с женой.
Как всегда бывает - последняя неделя перед отпуском на работе выдалась напряженной у нас обоих, но необходимые закупки в дорогу мы все же сделать успели.
 
Среда. 29 июня.

Легли, конечно, уже заполночь. Сбор вещей в дорогу затянулся. Вставать в начале пятого, такси на вокзал заказано. Сумки и чемодан упакованы. Да, в этот раз решили взять большой чемодан. Полная неясность с закупками на месте заставила приобретать важные продукты здесь, а не надеяться на ассортимент петрозаводских магазинов. Это и тушенка и сыр и колбаса надлежащего качества.


На Ладожский вокзал прибыли заранее, есть время еще по кофе, покурить, настроиться на дорогу. Но как то слабо настраивается. Слишком много неопределенности впереди: так и не смогли пообщаться непосредственно с капитаном; неясен ни маршрут, ни компоновка судна.


На вокзале обычная толчея

Скоростной поезд "Ласточка" идет до Петрозаводска 5.5 часов. В поезде всего пять вагонов и много свободных мест. Как объявил проводник: на утренние поезда - в 6 часов билеты есть почти всегда, а в от на вечерние в 18-00 нужно брать заранее.


Салон и вправду удобный, кондиционирование вагонов, кулер с горячей и холодной водой, бар, развозка напитков. Стакан чаю 50 рублей (в московском "Сапсане" - 100 р.). И как мы не догадались положить поближе пакетики с чаем и кофе? Единственное неудобство - спинки кресел не откидываются. Можно только взад-вперед их двигать немного.


Но Лена, пользуясь множеством свободных мест быстро нашла выход из положения.
 
За окном - сначала Нева, потом уже пойдут и реки поменьше.


Плотина на реке Волхов.


С жутко дымящим комбинатом фосфорных удобрений рядом.


Время пролетело довольно быстро и вот уже близится столица Карелии - Петрозаводск.
Городской пейзаж напоминает виды морского города, что и неудивительно, так как огромное Онежское озеро имеет площадь 9700 кв.км., что будет поболее некоторых морей, например в три раза больше Аральского моря (3 300 кв.км.) и чуть меньшее Мраморного моря (11 350 кв.км.)


 
На вокзале взяли такси и почти через весь город, но быстро доехали до нужной улицы, а потом таксист начал ездить взад-вперед не зная куда ехать: ни яхт-клуб "Полярный Одиссей" ни музей старых кораблей ему неизвестен.. Раскопали в сумках карту проезда - показали ему. Оказалось мы крутились совсем рядом. Подъехали к причалу.
Вот это наше судно - мини-хаус-бот.


Маленький домик-корабль. Таких корабликов было построено 6 штук в России. Три из них остались на плаву на Онеге.

Сам клуб - "Полярный Одиссей" и его деятельность нас очень впечатлила. Строительство деревянных судов на собственной верфи по старинным и современным проектам по заказам и для себя. От классических парусных бригантин и фрегатов до современных плавучих дач и плавающих коттеджей. Об этом рассказывать можно много, но любителям судов лучше посмотреть сайт клуба самостоятельно.
http://polar-odyssey.org/sea-club.html

Руководство клуба встретило нас доброжелательно и активно: быстро познакомили с капитаном Александром после чего Андрей, директор клуба, стал предлагать нам необходимые в походе вещи. Палатку нам конечно же не нужно - есть же каюты, лучше возьмите большой мангал для шашлыка, ах это не мангал а коптильня? Так возьмите и коптильню, рыбу будете ловить и сразу коптить, а мангал сейчас разыщем. Вот умывальники пластмассовые - возьмите оба. Зачем? Так умываться же из них удобнее - привесил куда-нибудь и умывайся!
От громоздких железок и умывальников мы все же вежливо отказываемся.

Заявленный турфирмой комфорт судна оказался сомнительным: каюты слишком тесны для шести человек, "камбуз" - клетка метр на метр и полтора в высоту (глубину) вход сверху через люк (как выяснилось газ гаснет через минуту при закрытом люке) , "биотуалет" - простое ведро с водой в деревянном ящике. Сам "туалет" такая же клетка метр на метр со входом сверху. Набиваем его пока своими вещами.

Мы одновременно пытаемся то загрузить наши вещи на судно, то выбрать и загрузить принадлежности из запасов клуба, то все бросить и ехать за продуктами в магазин ибо такси, зарезервированное на два часа, нетерпеливо ждет на берегу.
Приняли решение - в магазин!
Как хорошо, что список продуктов заготовлен заранее, но и то тратим более двух часов на сбор корзины. Какой хлеб незнакомых изготовителей сохранится дольше, а что из овощей ест или не ест капитан? Свое такси, конечно отпустили сразу, но стоит вызвать машину по телефону и уже через несколько минут можно загружаться. Стоимость до причала - 125 рублей.
 
Через три с лишним часа закупок мы опять оказываемся на пристани. Сразу грузим все купленное на судно. В магазине, на упаковке взяли пустые коробки от товаров и это заметно облегчает нам размещение продуктов на борту. А нужно же еще ехать за бензином. Заправка - рядышком. Покупаем сто литров. Можно и 80 но я сторонник, что бы хватало топлива на все неожиданности маршрута. Как и с газовыми баллончиками - 20 штук по 200 мл. на 10 дней. Конечно будет и костер, но что бы уж точно не остаться без огня в непогоду.



Нас активно снаряжают походными принадлежностями. Предлагают 4 спальных мешка дополнительно для более мягкой подстилки, берем два. Палатку надо или не надо? Капитан говорит, что они все плохие, президент уверяет, что все хорошие и хоть они и не нужны, так как в каюте удобнее - предлагает взять две. Раскрываю одну - нормальная палатка, берем.

Только теперь выясняется, что капитан не ест из алюминиевой посуды. Ибо алюминий - это отрава, даже воду из него пить нельзя. Находим огромную эмалированную кастрюлю, чайник и маленький стальной котелок. В костер их ставить нежелательно, поэтому для костра берем посуду отдельно. Так, что еще? Черви для рыбалки. На Ладоге на островах червей нет совсем, кроме Валаама, а на Онеге? Неизвестно. Мне показывают место, где червей кто то уже копал, правда неясно нарыл или нет. Ибо минут двадцать усилий принесли полтора червяка. Эх, зря не купил я в их в рыболовном магазине.

Все так же второпях осматриваемся по сторонам: здесь же музей деревянного флота. Весь вечер водят экскурсии детей и взрослых.
Вот рядом с нам маленькая модель фрегата, копия - но плавает. На заднем фоне виден парусный шлюп "Гонец" и еще куча мачт и парусов. И все рабочее! Хоть сейчас команду на борт и в море!


Лодка-долбленка.


Да и просто вокруг все очень интересно: вот на фоне старых судов какие то башни под старину.


 
Но у нас уже нет времени посмотреть и полюбоваться. Адмирал (он же президент клуба Виктор Леонидович) оформляет на меня доверенность на судно и в шутку именуют начальником экспедиции. Позже оказалось, что это вовсе не шутка!

В клубе нам пояснили, что большого опыта путешествий на малых судах по Онеге у них нет, места стоянок для судов в заливах и проливах малоизвестны. Так что у нас будет роль исследовательской экспедиции заодно с главным маршрутом: общеизвестные Кижи-Пегрема-Ламбасручей-Висячие озера. Все это в северных заливах озера. В южную часть, почти без заливов и островов мы идти не собирались. Когда-нибудь на большой и комфортабельной яхте обойдем озеро за 3-4 дня что бы посмотреть петроглифы и мыс Бесов нос (зачем не очень ясно, но все едут их смотреть)
"Исследовательская экспедиция" - звучит достаточно романтично.

Ну, кажется, собрались. Последние пожелания хорошего пути и мы выходим в озеро. Время около 21-00, ветер стих. У причала видны три высоких мачты, но если приглядеться, то одна из них - всего лишь украшение площадки бара в форме корабля.


Впереди Онежское озеро, Петрозаводский залив. Предлагаю идти на Ивановские острова, до них 10-12 километров и пару часов пути. Там и заночуем.
Через час пути, вдали за кормой ночной Петрозаводск.


А впереди.... впереди целое путешествие!


Лена обустраивает каюту.


Сразу по выходу волны еще были 0.3 м. и нас даже начало укачивать, но к ночи вода успокоилась. Очень уставшие за такой длинный день, мы рано улеглись спать.
Под легкую качку и ровный гул мотора быстро засыпаем.
 
Четверг, 30 июня.

Просыпаюсь от изменения звука мотора. Выглядываю в окно и вижу кроны деревьев. Светло, на часах четыре утра. Выглядываю из люка: капитан пытается в одиночку пристать к берегу. Предлагаю помощь и спускаюсь одеваться. Тесно в каюте, не помню куда, что засунул перед сном, просто обулся и выскочил наружу. Привязались к сосне.


Оглядываюсь.
Это не Ивановские острова судя по времени. Капитан решил пройти заметно дальше и дошел до острова Суйсари в Кондопожском заливе, 7 часов в пути (!). Тишина, солнце, скалистый берег, какая-то бухта.



Осматриваюсь. На часах пять утра. Умиротворенность. Нужно согреть кофе, а потом можно еще поспать. Капитану отоспаться, я еще не выспался, а Лена вообще не проснулась.


Вода спокойная и облака в воде.


Шесть утра. Капитан уже лег, а мне все не насмотреться на красоту. Ладно, еще кофе и спать. В камнях цветы в трещинах растут, так и не вспомнили их название.


Прошелся по берегу. А место то - обжитое. Недалеко слева - костровище с недоделанным очагом, За ним сразу еще одна мелкая бухта. Очень мелкая, дно усыпано крупной галькой и валунами.


 
Семь утра. Все спят. Надо и мне попить кофе и... Да может уже не ложиться, а порыбачить? В воде видно стайку рыбок типа плотвы. Полтора червяка пока жалко. Если это плотва - будут клевать и на хлеб. Попробовал - не клюет, ну и ладно.
Пройдусь по берегу направо. Ага, вот еще следы людей: целая поляна "минного поля", хорошо хоть в одном месте, а не по всему лесу или на тропинках "мины" разбросаны. Ух ты: домик за деревьями!


С печкой - труба высокая для хорошей тяги. На поляне перед домом стол и скамьи из половинок бревен. Добротно сделано. Надолго.


У домика под навесом запас дров и даже продуктов. Соль-сахар, немного картошки, специи. Все так, как описывают лесные охотничьи домики в тайге: приходи, путник, живи сколько нужно и оставь после себя запас для следующих жильцов.


В самом доме большая сдвоенная кровать с матрасами и подушками. Печь-буржуйка обложенная камнями для лучшего сохранения тепла и даже какая то одежда на вешалке.




Изменено: Инженер - 20.11.2016 23:20:13
 
Похоже дом часто используется охотниками или для выезда на природу кампании.
А на поляне у костра - земляника! Еще не совсем спелая, но уже сезон открыт! И гриб, огромный, пусть Лена посмотрит на съедобность.


Пока гулял - на борту уже встали. Вручаю Лене гриб и землянику.


 
Наученные опытом отсыревшего хлеба на Белом море, проверяем наши запасы. Так и есть - пакеты запотели. А поскольку сушить сухари заранее никто не собирался, раскладываем весь купленный хлеб на солнце. У капитана еще и сырой спальник - тоже его на солнце.


Рыба не клюет. Становится жарко. На смену комарам прилетают слепни. Бью одного и насаживаю на крючок вместо хлеба. Может на слепня клюнет? Сижу на берегу, красота!


Хоть и солнышко печет, но ветерок уже поднялся. Купаться пока не хочется, за холодные дни вода в озере еще не прогрелась.


Ветерок стал покачивать и наше судно на якоре. Капитан предлагает отойти за мыс с другой стороны, что бы не сносило. Идти куда то далеко против ветра не рекомендует, лучше дождаться вечернего штиля, а пока погулять по берегу. При ветре нас будет укачивать и расход бензина увеличивается почти в два раза. И хотя в проспекте судна заявлено, что за счет широко разнесенных поплавков судно почти не качает, а бензин я покупал с большим запасом - как раз для плавания против ветра, но капитану виднее, и мы соглашаемся. Идем за мыс. Берег изрезан крупными трещинами. В таких трещинах, продолжающихся в глубину стоит треска на Белом море. Здесь трещины только на суше, весь берег - мелкий. Трещины, если и были в воде, то уже давно засыпаны осыпающейся береговой породой.


Страницы: 1 2 3 4 5 ... 7 След.