Красивые разноцветные фонари по краям поля и вдоль дорожек, но мы не увидим их в работе,- уйдем задолго до темноты.
Эту юрту можно арендовать для проведения мероприятий
Внутри все увешано шкурами, по центру каменный очаг, сбоку скамейки и трон напротив входа.
И последние из живности - очень злые гуси, по словам Людмилы Викторовны
Сушим подмокшие после дождя вещи, и ждем окончания зарядки приборов. По индикатору Сан-Саныча более 5 ампер на зарядку не даем - проводка не позволяет, поэтому так долго и заряжаемся. Тучи стягиваются опять. Машку все время тянет к нашему судну.
Решил купить червей, как предлагается на рецепшене, но оказалось, что их еще не накопали. А копает их аниматор Илья. Молодой человек и девушка развлекали пятерых детенышей пяти-семи лет. И стрелки дартса в мишень кидали с ними и кукольный театр им показывали. Илья спросил закурить (кстати в магазине базы нет табака) и я тут же предложил бартер: мне показывают где копать червей, а я дарю пачку сигарет из магазина. Илья показал - по дороге в деревню, у любой придорожной лужи. Я прихватил с борта лопату и начал копать рядом с уже перекопанной землей.
Да-а уж. Если сначала мне показалось дорого отдавать 80 рублей за десяток червей, то вскоре это стало казаться выгодной сделкой. На две-три лопаты попадался один червяк. А кусочек дерна приходилось отдирать подкапываясь с четырех сторон. За леском у дороги душно и жарко, а вокруг и комары и слепни. Но без червей никакой рыбалки не будет: ни сыр, ни хлеб, ни слепни-оводы рыбу ни разу не заинтересовали. Лягушек, встреченных в лесу, жалко было переводить на наживку, да и крупноваты они были. Как бы то ни было, через полчаса я добыл с десяток червей и решил остановиться на этом.
У воды ветерок и прохлада, Лена с Сан-Санычем беседуют на лавочке у пристани. Сан-Саныч рассказывает, что Машка часто стоит на пристани спасаясь от оводов на ветру. Просто стоит и смотрит на воду. Однажды видимо заснула и свалилась в озеро.
Вечереет, Пора бы нам и честь знать. Нас не гонят, конечно, но мы и сами уже тяготимся болтаться у причала без дела. А погода заметно портится. Еще несколько раз начинался небольшой дождь.
Наконец аккумуляторы зарядились полностью, и в восемь вечера мы ушли от причала.
Я предполагал дойти к утру до начала Лижемской губы и там, в знакомой Зимней губе, встать на дневку. Двигаемся по берегу бухты прячась от ветра, вдоль деревни. Необычно видеть дома, где выход с крыльца ведет в озеро, а не на дорогу.
Дождь не прекращался. И мы приняли решение не идти далеко, а встать на южном краю бухты Ватнаволока. Дождь, ничего не видно, ночь наступает, надо вставать пока хоть что то разглядеть можем.
Встали. На берег опять не сойти - длины сходней не хватает. Я все же прошел в сапогах, Лена не стала. Берег мокрый и болотистый, сразу за берегом большое внутреннее озеро заросшее травой по берегам. Было бы красиво, если бы не дождь. А в дождливых сумерках - довольно неприятное место.
Пытаемся изготовить защиту от дождя на ночь.
Пленки на полноценный навес не хватает. Как защититься от дождя при незакрытом люке? Закрывать его нельзя - в каюте двоим нечем дышать при закрытом. Вспомнилось откуда то: завернул камень для рогатки в угол пленки и стянул получившуюся шишку бечевкой. А вот за эту шишку можно уже привязывать пленку к мачте и иным местам. Растянули пленку по краям за опоры и мачту перебросив через веревки - вроде бы держится., только слегка провисает. Лена еще булавкой закрепила провисшую часть - ветра не будет, наверное выдержит и булавка. Спим.
Как хочется спать! Лена толкает меня: вставай нас залило. Да, пускай, ну немного мокро ногам, но в теплом спальнике и вода быстро согреется и ноги. Хлюпает. Ох, ничего себе "немного" мокро, да у меня ноги плавают в воде. Приходится вставать. Три часа ночи, мелкий дождь. Тепло и светло.
Воду из мешка выжимаю - откуда столько? А, понятно - оборвалась булавка и накопленная на пленке вода одномоментно вылилась в щель каюты на наши ноги. Похоже выспались - ложиться некуда и не во что. Бужу капитана: самое время идти дальше - светло и безветренно, все как нужно. Только дождик мелкий. Лена пьет ликер от простуды в 4 утра и ругает дождь. Выходим в путь.
На ходу смотрю карту и удивляюсь - сразу за углом от стоянки прекрасная большая бухта, наверняка с выходом на берег и даже возможен проход во внутреннее озеро, что мы видели у нашей стоянки. А мы наугад встаем в неудобных местах. Не повезло.
Часа через три хода на моторе добираемся до Зимней губы, прячемся от ветра на свое же место и наконец то попадаем на берег.
Почти сразу ложимся спать. Морось не кончается. Настроение унылое: все плохо в этом мире.
Пока шли Лена на себе сушила вещи - кто то научил ее так сушить в студенческих походах. Не считаю это полезным, но не отнимать же? Что то безусловно подсохло спать уже есть в чем. Проснулись к полудню. Дождь перестал и даже вышло солнышко.
Вытаскиваем наружу и развешиваем все промокшие вещи.
Рыба ходит стайками вдоль берега, окунь и уклейка ходят отдельно, достаю удочку. Рыбалка на рыбу размером чуть более ладошки на таких водоемах почти круглосуточная. Это интересно рыбакам-любителям, вроде меня, когда важен сам процесс, поймать большую рыбу задачи не ставилось - так, для бульона наловить и достаточно. За час поймал около двадцати рыбешек. Чистить, конечно же никто не хочет, а я даже есть ее не хочу. Но чищу. Лена жарит и для перекуса ее вполне достаточно.
Планировал испытать в походе некоторые народные способы ловли живности: силки, ловушки всякие. До силков руки не дошли, но собрать банку для ловли рыбной мелочи получилось. Нашел на берегу пятилитровую пластиковую бутылку, отрезал верх и вставил его горлышком внутрь, края обвязал бечевкой - получилась пластиковая мордушка. В детстве брали трехлитровую банку, обматывали горлышко марлей с дыркой и насыпав внутрь хлеба кидали в воду. Десятками ловили мальков. В эту ловушку насыпал и хлеба и крупы и утопил в месте регулярного движения рыбьих стаек.
Ловушка пролежала до вечера - никто не попался, попробуем в других местах. В детстве банка работала безотказно. Да и в интернете у выживальщиков встречал эту конструкцию.
Днем прогулялись по берегу уже с прицелом: а как тут место для лагеря? Неудобное место. Несмотря на хороший лес ровной полянки для лагеря не встречается. При нужде можно поставить палатку расчистив место, но именно при нужде - каменные россыпи в воде с одной стороны и трава в камнях, растущая среди упавших в воду деревьев. А для нормальной жизни лучше поискать другое место.
А вот и главная причина поваленных деревьев и топляка у берега - бобры.
К следующему году наверное и хаток понастроят. По всему берегу этой бухты.
Обсуждаем дальнейший маршрут: до конца путешествия три дня. Если идти в Уницкую губу - то все три дня пройдут в переходах, еще и впритык, только-только успеем до Петрозаводска к обеду девятого. Да еще и сложности с навигацией.
Принимаю решение идти по максимально известным капитану местам и обязательно с ночевками на берегу. Капитан знает остров Суйсари, значит идем на Суйсари. Погода все еще теплая и без дождя. Купаемся на дорожку, понимаем, что завтра этого удовольствия может уже не быть - по прогнозам весь северо-запад покроет холодный циклон. В Петербурге уже плюс 12 только, а мы все еще купаемся здесь. Уходим часов в семь вечера, полного штиля уже не ждем.
На выходе из бухты - ветер не сильный, небо над нами почти чистое, но по горизонту все в облаках, а в той стороне, где Уницкая губа и Ламбасручей тучи особенно черные и виден дождь. Правильно решили не идти туда. А в небе вспыхивает радуга в полгоризонта. Слева от нее сгущение туч над Уницкой.
Редкие встречи людей и кораблей на просторах озера.
Навигационные знаки: неработающая вышка маяка и отметки мелей на фарватере.
Поворачиваем на север, назад в Кондопожскую губу, в сумерках, совсем недалеко видны огни Кондопоги. Недалеко, это - километров сорок. В полночь пришли на то же самое место, где стояли в первый раз на Суйсари и опять ночуем в тесной каюте.
Лена легла, а я решил порыбачить. Хоть и заполночь, но вижу движение под водой. Клюет бойко и необычно: кладет поплавок как карась, но не может же в этом месте (камни, ни одной травинки) жить карась? Оказалось - обычные окуни, странно. Я увлекшись натаскал десяток их перед сном.
Встали в десять часов. Тепло, дождя нет. Тело затекло ото сна, но на берегу удается только посидеть на камнях. Для палатки или лагеря здесь место неудобное.
Капитан предлагает прогуляться сегодня в сторону Кондопоги, Лена согласна, но я против - хочу стоянки на берегу, а не катания по озеру. Тем более нам это не нужно на будущее, Кондопожская губа более населена, чем соседние и отдыхать в ней мы не планируем.
Неожиданно к нам пошла небольшая лодка с рыбаками - муж и жена лет по пятьдесят: - вы из Волгограда? - нет, из Петербурга - а то мы увидели кто то стоит судно и решили, что это наши знакомые, обещали приехать в этом году. Что за дом здесь? Да охотники приезжают. Конечно можно жить всем, кто приходит. А там дальше есть еще один, побольше этого. Интересно, попробуем посмотреть.
Пока собирались поднялся дневной ветер и капитан сам отказался от предложения сплавать до Кондопоги. Решили обойти вокруг Суйсари, капитан говорит, что здесь много мест для стоянок, - пойдем поищем. Поднимаем якорь.
Идем вглубь нашего небольшого залива. Мимо охотничьего домика, его с воды не видно. Берега воде бы плоские, но каменные и с уклоном - не для палатки.
Бухта совсем небольшая и край как положено весь заросший.
Справа низкий, но очень заросший лесистый берег, слева каменные уклоны, но в конце появляется обжитая полянка: стол, скамьи, где то за деревьями - второй охотничий домик.
Капитан считает, что приставать здесь сложно, поэтому, запомнив место, разворачиваемся и уходим обратно.
На выходе из бухты еще одно плоское место, с костровищем, на самом мысу. Настаиваю на попытке причалить и посмотреть. Капитан честно пытается, но поднявшийся ветер постоянно нас сносит. Вблизи площадка выглядит как то неопрятно и мы отказывается от попыток, записав это место как непригодное.
Идем в сторону пролива, приставать не пытаемся, но внимательно оглядываем берег. Есть пара интересных мест для лагеря - нужно будет проверить.
Движемся к проливу между островом и материком. Там, на обеих берегах, расположилась деревня Суйсарь, а в самом проливе форелевое хозяйство.
Створные знаки на берегу.
Сворачиваем в пролив, на краю острова лодка с рыбаками.
Это деревня Суйсарь-на-острове. Говорят здесь нет даже электричества, но спутниковые тарелки стоят.
Сразу за деревней форелевое хозяйство: кольца сетей на якорях из бетонных блоков и плавучий домик охраны. И таких колец в проливе около десятка.
Говорят в каком то году владельцы фермы умудрились поставить свои сетки с рыбой прямо на фарватере, но со скандалом проход судам был освобожден.
В самом проливе дует слабо, но на южном конце острова ветер чувствуется сильнее и от осмотра южной бухты мы отказываемся. Тем же проливом идем обратно, экскурсия окончена - нужно искать место для стоянки на берегу.
Возвращаемся на примеченное ранее место, с трудом причаливаем вписавшись между валунов. Ширина судна 12 метров не позволяет свободно выбирать участки берега без камней. Берег низкий с ровной полянкой, но как то не радует. Поблизости нашли костровище - чья то стоянка, но все как то не то.
Натыкаюсь на интересные следы в камне, как будто кто то фрезой прошелся по поверхности прорезав ровные параллельные канавки.
Долго смотрю на эти полоски. Так процарапать камень не сможет ни одно судно, если даже врежется в берег, а зачем кто-нибудь будет специально резать камень инструментами? Вспоминается теория следов предыдущих цивилизаций, у меня есть знакомый, который любит мне показывать лекции на эту тему. Рядом обнаруживается еще несколько таких же камней.
И тут до меня доходит где я все это видел - слой кварца в береговой породе. Тянется ровной линией, а рядом есть другая, параллельная. Вот и все следы цивилизаций.