Итак, времени прошло немало, на форуме появился целый раздел по Перу, и много очень интересных расказов! Думаю, мое продолжение тоже понравится)))
21 Августа. Куско.
07.10. Выехали из отеля в сторону Куско. 07.40. Въехали в Хулиаку. На выезде из города фруктово – овощной развал, все очень дешево. Купили килограмм бананов всего за 1 соль, и мандаринов. Вкусные. 09.00. 230 км от Пуно, проезжаем маленькие деревушки между Ававири и Сикуани. Здесь явно живет народ побогаче, чем в местах, виденных нами до этого. Маленькие, аккуратные двух или трехэтажные домики, свежевыкрашенные, даже с балкончиками. Вся земля возделана, расчерчена четкими, яркими квадратами разноцветной почвы… пахнет костром, мясом, травами…Деревушки лежат в долинах между высокими горными хребтами, нанизывающими на свои зеленые вершины пушистые белоснежные облака. На выезде из Сикуани нас остановил патруль, проверили не только документы на машину и права, но и наши паспорта, быстро и внимательно осмотрели багажник…все очень строго, без единой улыбки… наверное, что то случилось. 11.18. Въехали в Куско, 375 км от Пуно. Ищем, где остановиться. 12.30. Никак не можем найти отель. Либо все занято, либо непомерные цены вроде 250 долларов за ночь, либо нет парковки… а в Куско без парковки нельзя, этот город был заложен великим первым инкой Манко Капаком много столетий назад, и его улицы совершенно не предназначены для современного транспорта. Конечно, испанцы постарались со временем решить эту проблему… но, на мой взгляд, не очень - то справились. И слава богу, хоть что то от древней красоты одного из самых загадочных городов планеты удалось сохранить. Пусть даже это что – то – узкие, изъеденные брусчаткой переулки. Нам опять повезло. Каким то чудом мы встретили на улицах Куско англо - говорящего таксиста, который, на время пребывания в этом удивительном городе, стал нашим ангелом хранителем, гидом, помощником и советчиком во всем. В Перу вообще с английским языком тяжко…а уж среди таксистов это не просто редкость, а скорее дикость. Нашего уникума зовут Цезарь, и если вдруг у вас возникнут в Куско какие либо проблемы, или, допустим, вы просто захотите прокатиться по городу и посмотреть на него глазами человека, прожившего здесь 70 лет, который покажет вам все интересные закоулки, порекомендует ресторан, посоветует, где изделия из альпаки качественней и дешевле, где билеты на Мачу – Пикчу купить без очереди, и т.п., к нему можно обращаться всегда, он поможет и подскажет за весьма и весьма умеренную плату. Номер его телефона я сохранила, если интересно, пишите в личку. Так вот, Цезарь нам показал замечательный небольшой отельчик «Santa Catalina» в самом сердце города, на тихой узкой улочке, с красивыми комнатами, удобным чистым душем и вкусными завтраками, всего за 35$ за дабл. Мы были в восторге! И парковка всего в квартале от отеля, закрытая, охраняемая, хозяин живет прямо за ней, и машину можно забрать в любое время. Ай да Цезарь! Разобрав вещи и приняв душ, мы пошли обедать. Ресторан Cicciolina находится в одном из двориков на Plaza de Armas, на улице Triunfo 387. Непривычно маленькие, но очень вкусные блюда, наверное, это местный ресторан высокой кухни. Интерьер кстати тоже наталкивает на подобные выводы, все очень красиво, стильно, традиционно. Думаю, вечером там должно быть весело, но нам не представилась возможность это проверить… А после обеда нас уже ждал Цезарь, чтобы показать нам Куско, величественную столицу империи инков, великолепный «пуп земли», «город летящей птицы», «город священной пумы». Вольных переводов названия города с языка кечуа очень много, столько же и объяснений происхождения этих названий. На фоне всех наиболее логичным выглядит все - таки «город священной пумы», ведь если смотреть на ночной Куско с высоты, то в его огнях можно отчетливо увидеть силуэт этого священного для инков животного…. По легенде город именно так и задумывался Инкой Пачакутеком. Местные жители до сих пор называют некоторые его районы «хвост», «горло», «сердце». Головой пумы является крепость Саксайуаман, расположенная на холме, на западе города. Внешняя стена крепости, по легенде - устрашающие зубы пумы. Но об этом чуть позже. Вообще и само основание города Куско окутано легендами. Самая распространенная из них повествует, будто бы пресловутый первый Инка Манко Капак, выйдя из вод Титикаки, отправился со своей женой Мамой Окльо на поиск места для столицы своей империи. Долго шли они по горам и степям, пока не набрели на чудесную долину реки Уантанай. Тут умница Манко бросил свой золотой жезл на землю, и дождался, пока земля поглотит его, жезл то есть, а не Инку. Земля поглотила, Манко счел это явление знаком свыше и порешил – здесь быть великой столице его не менее великого будущего народа. Конечно, такая мелочь как то, что в этих местах уже тогда проживал народ вари, его не смутила. Вот так вот, если верить легенде, Куско и стал тем, чем является по сей день - столицей великой империи и самым древним из постоянно обитаемых городов Американского континента. Есть еще одна, менее известная легенда, которая, по мнению авторитетной исследовательницы истории инков Марии Ростворовски, гораздо ближе андской мифологии. Она рассказывает о четырех братьях Айяр - Учу, Манко, Качи и Аука, которые некогда жили в окрестных горах. По этой легенде, братья покинули свой дом и отправились, в сопровождении, конечно же, своих четырех сестер – жен, в поисках лучшей земли для жизни. Несколько километров пути растянулись, как это водится, в целый эпос и на несколько лет, путешествие прерывали то войны с местными племенами, то ссоры между братьями, все как в жизни. Так что в конечном итоге один лишь Айяр Манко добрался до того места, где был построен Куско. Именно он, по легенде, стал прародителем династии Инков, изменив свое имя на Манко Капак. Выбирать можно любую легенду, по вкусу, наверняка есть еще с десяток, но мы не стали выяснять подробно.
Есть правда еще одна занятная версия, которая касается не только Куско, но и многих других любопытных развалин в его окрестностях. Эту теорию поддерживают многие ученые по всему миру, но она не очень то совпадает с официальной версией развития событий тех давних лет. Как известно, история инков – дело запутанное, так как у племени не было письменности, а расшифровывать узелковые письмена европейцы так толком и не научились. За это, кстати, отдельное спасибо испанскому монаху Пабло де Арриага, инициатору и вдохновителю уничтожения не только узелковой письменности индейцев, кипу, но и всех кипукамайоки, тех, кто умел составлять и читать эти письмена. Так что история инков передавалась из уст в уста, ну а что такое испорченный телефон, я думаю, знают все, кто хоть раз играл в детстве в эту несложную игру. На сегодняшний день сохранилось только около 600 кипу, и ни одно из них не расшифровано. Более того, до сих пор даже не известно, были ли кипу действительно письменностью, или только мнемоническим устройством, так как существует мнение, что только кипукамайоки, создавшие определенные кипу, их же и могли прочитать. Интересно, что в 1994 году (!!!) некий американский ученый провел исследования в перуанской деревушке Тупикоча в Андах, и обнаружил, что местные жители до сих пор используют кипу, наподобие доколумбовых, для официального ведения местных управленческих записей. История, конечно, темная, ибо если это так, то совершенно не понятно, что мешает современным ученым привлечь этих индейцев к расшифровке древних кипу, и наконец то увидеть хотя бы частичку истории инков глазами самого древнего народа… Так что, испанцы после завоевания Перу не особо беспокоились о том, сохранится ли наследие этого племени, их больше интересовала казна Инки и дешевая рабочая сила для рудников. Но, слава богу, нашлись несколько любознательных гринго, которые всерьез занялись исследованием прошлого индейцев, их легенд и поверий. В числе любопытствующих, как ни странно, больше монахов и миссионеров, чем историков и лингвистов, а жаль. Если бы тогда в стране было побольше таких выдающихся людей как, например, Педро Сармьенто де Гамбоа, исследователь, путешественник, мореплаватель, солдат, писатель, поэт, историк, ученый (астроном, космограф, математик) и выдающийся гуманист, единственный, кто выступил против жестокой и несправедливой казни последнего Инки Тупака Амару, быть может, у нас сейчас было бы чуть больше ответов на Перуанские загадки. Но, вернемся к самим загадкам, а точнее, к одной из последних версий возникновения города Куско. Оказывается, знаменитая «кладка инков» не так проста, как кажется! То есть она, конечно, совсем не кажется простой, огромные, чудесным образом обработанные камни весом в несколько тонн, подогнанные один к другому так плотно, и без использования какого – либо раствора, что даже лезвие ножа не проходит в узкие щели. Инки построили свой город настолько прочно, что испанцы за полсотни лет так и не смогли его толком разрушить, хотя видит Бог, очень старались. Стены индейских построек, которые выстояли сотни землетрясений, действительно поражают своей монументальностью. Да, это загадка, которую, наверное, уже никогда нам не разгадать. Как индейцы, не знавшие колеса, могли протащить многотонные глыбы из далеких каменоломен, как они умудрились, не имея железных инструментов, обработать так ровно поверхность этих камней, и как у них получилось, не обладая ни силой великанов, ни техникой современного человека, соорудить из них такие поразительные, прочные, удивительно красивые здания? Но самое интересное даже не это. Больше всего удивляет, что не везде инкские здания сделаны так искусно. Да, величественные строения, точнее, остатки их, в виде фундаментов современных построек, в том числе и крепость Саксайуаман, действительно сделаны в этой столь поразительной манере. Но не везде…. Невооруженным взглядом видно, что местами стены как бы доделаны, видна более новая и совершенно примитивная кладка, точнее просто острые, мелкие, необработанные толком камни, наспех склеенные травой и чем - то еще, скорей всего навозом или глиной. Что это и кто это сделал? Если посмотреть повнимательнее, то видно, что почти каждая стена отреставрирована таким образом. Ну так вот, некоторые ученые, исследовавшие эти загадочные «переделки», пришли к выводу, что искусная кладка из многотонных глыб – дело рук не инков, а вот более примитивная – как раз их творение. Они считают, что инки пришли уже на развалины, оставшиеся после другой, более древней и совершенно неизвестной нам цивилизации. И мудрый Инка Манко Капак не бросал свой жезл оземь, а просто увидел очень удобное, заброшенное жилище,w=l[/IMG]
Сверху на город смотрит каменная статуя Инки Пачакутека, человека, объединившего империю в действительно великую. Говорят, с другой стороны города есть еще одна, бронзовая, но мы ее не видели. На противоположном холме находится как раз Саксайуаман и Кристо Бланко, мини-копия белоснежного Христа из Рио де Жанейро. Говорят, при Пачакутеке, любого, кто приходил в Куско, встречали фразой: «Ama Sua, Ama Quella, Ama Lulla», что означает: «Не лги, не воруй, не ленись». Это были основные принципы жизни города, где лень считалась тяжким преступлением и каралась смертной казнью. Все, кроме высшей знати должны были участвовать в обустройстве города, строить дороги, дома, акведуки, разбивать сады, заниматься ремеслами. Сейчас главной достопримечательностью города является, конечно же, Пласа де Армас, площадь, где столетиями вершились судьбы инков. Но визит на это историческое место мы решили отложить на завтра, а сегодня вместе с Цезарем поездить по городу и по его окрестностям. Первым делом он показал нам каменную статую Пачакутека, великого вождя, во времена правления которого Куско мог похвастаться не только красотой и богатством храмов, удобством домов и чистотой акведуков, но и полным отсутствием бедности. Но это, опять же, только легенды. Статуя может поразить разве что только своими размерами, да и то, видали мы и помонументальней. А вот личность изваянного заслуживает гораздо больше внимания. Настоящее имя вождя - Куси Юпанки. Он был сыном Инки Виракоча, и как - то так сложилось, что отцовской любви будущий герой не заслужил. Так что, когда почтенный старец решил удалиться на покой, то передал он бразды правления не будущему герою, а его брату, Урко. Второй отпрыск, судя по всему, был тот еще рубаха - парень. Он сразу же пустился во все тяжкие, и размах его веселья и кутежей был настолько велик, что весть о непутевом правителе дошла до слуха вождей враждебных племен. Как это часто бывает, напряжение росло не только в отношениях между соседями, но и внутри страны, ведь если долго не заниматься государственными делами, результат не заставит себя долго ждать. Звездный час Куси настал, когда на инков напало воинственное и в то время очень могущественное племя чанков. Урко, поняв, что дело запахло жареным мясом, и, возможно, мясом его собственным, бежал со своим многочисленным семейством куда подальше, бросив народ на погибель. И вот тут то военный гений Куси спас, как говорится, ситуацию. Силы были неравны, воины, оставшиеся без своих правителей (а старец Виракоча тоже бежал вместе с сыном), перепуганы, соседние племена, жестко осудив трусость Инков, отказались помогать молодому принцу. Тогда Куси, призвав на помощь воображение, принимает решение соорудить из камней фигурки, одеть их в полное военное обмундирование и расставить на стенах, чтобы враги издалека приняли кукол за реальную армию и испугались. И вот, как гласит легенда, когда Куси Юпанки издал воинственный клич, камни превратились в реальных воинов и обратили врагов в бегство. Конечно, можно верить в ожившие камни, но скорей всего Куси просто воспользовался растерянностью врага, который увидел на стенах крепости гораздо больше воинов, чем, как он знал, могло быть в городе. После блистательной победы авторитет молодого принца взлетел до небес, и ему дали имя Пачакутек, что в переводе с кечуа означает «тот, кто изменяет мир». Но старый Виракоча не проникся сыновними заслугами, и ни в какую не желал официально передать ему титул Верховного Инки, более того, вместе с Урко они то и дело плели интриги и даже подсылали к Пачакутеку убийц. Что ж, любовь, как известно зла, даже отцовская, а нравы в то время были дикие. Что сталось с Виракоча не известно, а вот Урко добегался до официальной казни на центральной площади Куско, Plaza de Armas, и Пачакутек получил долгожданный титул. Звезда нового завоевателя шла вверх и продолжала изменять мир. Он сделал империю действительно великой, во время его правления инки занимали всю территории современных Перу, Боливии и Эквадора, частично Чили, Аргентины и Колумбии, число подданных достигало, по разным источникам, от 5-6 до 12 миллионов человек. Пачакутек ввел жесткую и эффективную систему управления, не жалел не только кнута, но и пряника. Некоторые племена сдавались без боя и соглашались присоединить свои земли к империи, в этом случае главе оставляли все его привилегии, забирали в Куско, обучали, женили на одной из «дочерей солнца». Несмотря на жесткие рамки в управлении, смягчилась и система иерархий племени, теперь «инкой по привилегии», т.е. знатным человеком, мог стать любой достойно служивший империи, даже чужестранец. Пачакутек построил более 25 000 км выложенных камнем дорог, чем значительно облегчил сообщения между всеми уголками своей страны, ввел язык кечуа как государственный, но не запрещал новоприсоединенным племенам их родные языки. Так же он поступал и с религией, вводя повсеместно культ поклонения солнцу, он не запрещал чествовать других богов. В Империи существовала уникальная для того времени почта. Учитывая протяженность дорог в государстве, существовало 5-7 тысяч почтовых станций (домиков, размещавшихся строго каждые пол-лиги, то есть ~ 2,8-2,9 км, по 2 служащих на каждую станцию). О скорости доставки сообщений исключительной важности до сих пор ходят легенды, даже испанцы готовы были поверить в мистическую природу того, что новости о событиях, даже из самых отдаленных провинций, правитель узнавал чуть ли не в тот же день. В Куско и во многих других городах был построен водопровод, по искусности не уступавший римскому, но, в отличие от последнего, сделанный без использования вредного для здоровья свинца. Вне всяких сомнений, эти годы стали золотой эрой Империи, а Пачакутек – величайшим, из ее правителей. К сожалению, в настоящее время воспоминания о величайшем полководце хранятся лишь в сердцах униженных и обнищавших индейцев, да в немногих книгах по истории Мезоамерики. А вот мощам проходимца и подлого, бессердечного убийцы Писарро можно поклониться в центральном храме Лимы. Было бы желание.
Новой великой империи соответствовала и ее столица, Куско, Пачакутек любил свое творение, так что вернемся к этому удивительному городу. Итак, насладившись суровым выражением на волевом лице каменного Инки, мы через весь город поехали к противоположному холму, где раскинулась одна из прекраснейших загадок доколумбовой Америки, крепость Саксайуаман. Чем на самом деле являлся этот комплекс построек сейчас уже нельзя сказать наверняка, в основном благодаря все тем же конкистадорам, которые использовали стены крепости в качестве каменоломни для строительства домов и храмов в Куско. Официальных версий две, по одной из них Саксайуаман представляет собой шедевр инкской военной архиетктуры, по другой – важнейший религиозный и церемониальный центр Империи. И той и другой версии есть множество доказательств, по этому скорей всего крепость являлась и тем, и другим, либо чем - то третьим, но, без сомнений, «голова пумы» была и мозгом всей страны. Крепость представляет собой 3 зигзагообразные террасы, высотой до 17 метров, исполненные все в той же неподражаемой манере, из исполинских камней весом до 125 тон! Как и во всех инковских постройках, архитектура очень аскетична и проста, никаких украшений, излишеств, художеств, просто идеально подогнанные отшлифованные камни. Как нам сообщил Цезарь, ежегодно, в день летнего солнцестояния, в крепости проводится торжественная церемония с символическим жертвоприношением, которое совершают индейцы в традиционных нарядах, праздник сопровождается шумными гуляниями, карнавалом и танцами. На вершине крепости стояли три смотровых башни, две – квадратной формы, одна – круглой. Сейчас об их огромной величине можно судить только по оставшемуся фундаменту, эти башни были разрушены и пущены испанцами на стройматериалы в первую очередь. Связь между башнями осуществлялась про помощи подземных тоннелей, и в случае опасности в крепости могло укрыться все население Куско. Что и произошло во время сражения с испанцами в 1536 году, но крепость все - таки пала, а вождь Манко Инка бежал и укрылся в Ольянтайтамбо. Но это все истории и легенды, а место на самом деле красиво! И гулять по нему приятно, спокойно, почему то сразу впадаешь в состоянии светлой задумчивости… так что мы уселись на травке и, рассеянно улыбаясь, стали неторопливо глазеть по сторонам)) Цезарь посмотрел на нас, хмыкнул, и пошел дожидаться в машину, чтоб не нарушать идиллии своей неуемной энергией. Вообще, конечно, человек поразил нас до глубины души! Умудренный сединами старик вел себя как полный энергии и жизненной силы мальчишка, рассказывал бурно и со вкусом о себе, своем городе, где он прожил, не выезжая, всю жизнь, о своей стране, о любимой футбольной команде. Десять лет назад, когда в Куско стали массово приезжать туристы, он пошел в школу и выучил английский язык, смекнув, что на фоне других представителей транспортной индустрии города будет смотреться очень выигрышно. И хорошо выучил! Конечно, совершенно правильным и беглым его английский назвать нельзя, но для поездки по городу более чем достаточно. А сколько в нем физических сил! Он практически бегом взлетал на высокие холмы, кубарем катился вниз, все это время жестикулировал, смеялся, подтрунивал над нами)) Вовка держал марку и старался не отставать, мы с фотоаппаратом скромно следовали в арьергарде)) А ведь нам на двоих лет меньше, чем нашему проводнику! Покончив с древностями, тем более что уже стемнело, мы заскочили на небольшую частную ферму и посмотрели вблизи на кондоров… издали они симпатичней, честное слово! Все таки падальщик есть падальщик, куда им до гордой орлиной выправки! Ужинали в ресторане, порекомендованном Цезарем, но нам он не особенно понравился. Называется Don Tomas, дорого, довольно вкусно, громкая музыка Анд (и такое тоже возможно, несмотря на всю ее мелодичность) в исполнении местных музыкантов. Место насквозь туристическое, но мы так устали, что нам уже было совершенно все равно!
Про английский язык. Мы в Лиме таксистам картинку показывали с парком фонтанов, куда нужно было поехать. Действенный способ, который опробован не только в Перу. Было, правда, странно, что далеко не все соглашались ехать…
22 Августа. Куско. Дорога в Ольянтайтамбо. 07.00 Подъем. Скорее уже по привычке, встали ни свет ни заря, очень хотелось скорей пойти в город, окунуться в его улочки, вдохнуть чистый морозный воздух, запах хрустящей свежей выпечки и местного, пусть и невкусного, кофе. Утром города особенно прекрасны, еще толком не проснувшись, они не успевают надеть на себя официальную маску, предназначенную для туристов. Ранним утром городу не до нас, он разгоняет ночное оцепенение звуками и запахами, криками торговцев, перестуком каблуков, клаксонами, легким, методичным шелестом метлы по переулку, звоном посуды, доносящимся из ресторана напротив, где, похоже, уже скоро начнут накрывать завтрак… А нам того и надо! Но чтобы выпить кофе и съесть по своей законной булке с маслом, мы отправляемся сразу на Plaza de Armas. Вокруг площади кафе очень много, и все они совершенно одинаковые… усаживаемся за столик на балкончике, и, жмурясь от яркого утреннего солнышка, запиваем окружающую нас красоту апельсиновым соком. Закончив с таким важным делом, как завтрак, отправляемся вглубь города. Благодаря Цезарю, вчера мы уже купили все необходимые билеты, чтоб попасть на Мачу – Пикчу (на поезд от Ольянтайтамбо до Агуас Калиентес и обратно, на автобус от Агуас Калиентес до самого Мачу – Пикчу и обратно, и входной билет на Мачу - Пикчу), так что первым делом мы прошли по самой туристической тропе, от центральной площади к музею истории религий. Самое интересное здесь находится не внутри музея, а снаружи. Это его стены и чудом сохранившаяся, уникальная кладка инков, а в ней – материнский камень, огромный 12 - гранный монолит, весом в 300 тон, именно с него начиналась вся кладка . Сам музей ничего особенного из себя не представляет, экспозиция довольно скучная, так, бутерброд с чепухой и горчицей. Тоже самое можно сказать и о монастыре Святой Каталины, который и близко не может похвастаться ни очарованием Арекипского, ни сравнимой с ним историей. Так что про него не буду)) А вот сам город увлекает нас все больше и больше, он удивительно уютный. Муравейник маленьких, но очень светлых улочек, над которыми нависают резные крохотные балкончики в мавританском стиле. Вся жизнь города скрыта от глаз и проходит во дворах, за стенами, ее можно только услышать, если хорошенько постараться. А на улицах – жизнь другая, суетная, предназначенная для туристов, впрочем, довольно яркая. По прилегающим к стене инков улочкам прогуливаются дети, разряженные в испано – индейские наряды, в сопровождении прекрасных альпак, и за 1 соль можно их пофотографировать. Девочки очень красивы и фотогеничны, мальчики – серьезные и настороженные. Здесь уже давно привыкли к туристам с большими фотокамерами и деньгами, все спокойно дают себя сфотографировать за копеечку. Возвращаемся на Plaza de Armas, уже 10 часов, все храмы открыты и можно спокойно пройтись и посмотреть. Во времена правления инков площадь использовалась для ритуальных церемоний и называлась Уанкайпата, т.е. «Площадь воинов», хотя перевод, конечно же, вольный. На все крупные праздники, в том числе и на Праздник Солнца, сюда выносили мумии Инков, чтобы люди могли поклониться своим почившим правителям. Говорят, что некогда эта площадь была покрыта белоснежным песком, привезенным с побережья, и была украшена роскошными золотыми статуями. С приходом испанцев все изменилось, на этой площади Писарро объявил, что Куско принадлежит Испании, здесь же был казнен вождь восставших индейцев, последний Верховный Инка Тупак Амару. Сейчас над площадью развеваются 2 флага, красно – белый национальный перуанский флаг и разноцветное знамя древней инкской империи Тиуантинсуйю. Самое интересное здесь, это, конечно же, Собор и Церковь Ла Компаниа. Собор строился почти сто лет, начиная с 1560 года, и был возведен на фундаменте дворца Виракочи, Восьмого Инки. Для его стен использовались глыбы красного гранита из крепости Саксайуюман. С каждой стороны Собора пристроены 2 небольшие часовни: слева – Эль Триунфо, первая церковь Куско, построенная, как символ победы Испании, на фундаменте главного арсенала инков. Справа – часовня Иисуса, Марии и Иосифа. Собор довольно красив, особенно центральный алтарь, отделанный боливийским серебром. Кстати, и тут не обошлось без легенды)) Поговаривают, что в одной из башен заключен сын последнего вождя инков, и когда стена упадет, он выйдет на свободу и заявит о своих правах)) Кто знает, вдруг, правда?)) Собору принадлежит и еще одна достопримечательность, знаменитый колокол Мария Ангола на северной башне собора. Этому колоколу, весом в одну тонну, отлитому из золота, серебра и бронзы, уже 300 лет, и он считается самым большим на континенте, а звук его слышен аж за 40 километров. Церковь Ла Компания, находящаяся тут же, на площади, тоже построена на фундаменте инкского здания, здесь находился дворец Инки Уайны Капака. Сейчас эта церковь считается самой красивой в Куско. Строительство храма с изысканным интерьером, балконами и 12ти метровым резным кедровым алтарем, покрытым золотой фольгой, также, как и строительство Собора, продолжалось почти 100 лет.
Если пройти чуть дальше по улице El Sol до площади Intipampa, то здесь вы увидите, пожалуй, самое интересное здание в городе, церковь Санто Доминго. Хотя интересно не само здание, а то место, на котором оно находится. Именно здесь стоял священный Кориканча, индейским Храм Солнца, самый богатый храм инков. К счастью, испанцы не захотели (или не смогли?) полностью стереть его с лица земли, и перекрыли монастырем и церковью, сохранив некоторую часть сооружения, а каменные стены покрыли христианскими фресками. Рассказывают, что даже в 20 веке еще не знали о том, что древний храм частично сохранился. И когда произошло одно из сильных землетрясений, Кориканча не просто устоял, но и "сбросил" с себя все лишние наслоения колониального периода. История, конечно, темная, ибо не в правилах конкистадоров было сохранять то, что можно было разрушить, но факт остается фактом, часть храма Кориканча сохранилась и сегодня можно посмотреть на то, что осталось – трапециевидное основание храма, пол с галечным покрытием, несколько стен с нишами и отверстиями неизвестного назначения. А про богатство главного храма инков до сих пор ходят легенды! Когда Писарро захватил в плен вождя инков Атауальпу, тот предложил за свое освобождение золота столько, что оно заполнит комнату, где они находились, до того уровня, куда он сможет достать рукой. И, поднявшись на цыпочки, прочертил линию на стене. Все смотрели на индейского вождя с изумлением, посчитав его слова просто нелепой попыткой получить свободу. Но жадность победила, и Франсиско Писарро согласился. По всей империи инков был разосланы часки (гонцы) с приказом Атауальпы: собрать для выкупа все золотые украшения из дворцов, храмов и общественных зданий. Из Куско прибыл груз чистого золота, которое несли сотни индейцев на огромных носилках. Спустя некоторое время комната была наполнена золотом, как и обещал Атауальпа, и Писарро стал владельцем таких сокровищ, каких не имел в своих закромах и подвалах ни один монарх того времени. Этот выкуп до сих пор считается крупнейшим в мировой истории! Но жадность безгранична, и испанцы поступили предсказуемо. Они все равно убили Атауальпу, а через некоторое время направились в Куско, за другими сокровищами. Здание Кориканче по легенде было покрыто пластинами чистого золота. Не только статуя Солнца, но и статуи других богов (бога-творца Виракочи, бога грома и молнии и т.д.), а также все украшения Храма были сделаны из этого же металла, который у инков считался священным, так как был воплощением бога Солнца. Во дворе Кориканче находилось еще одно великое чудо - золотой сад. Древняя легенда гласит, что в этом саду древние мастера воспроизвели все, что жители великой империи видели вокруг себя: лам с их детенышами, пастухов, деревья и кустарники, птиц, зверей, насекомых, травы, цветы. Все это было сделано с невиданным мастерством, из золота и драгоценных камней, в натуральную величину и предельно достоверно! Один из испанцев так описывал этот «золотой сад»: «В саду этом были высажены самые красивые деревья, самые замечательные цветы и благоухающие травы, которые только произрастали в этом королевстве. Многие из них были отлиты из золота и серебра, причем каждое растение изображено не единожды, а от маленького, едва видного над землей побега до целого куста в полный его рост и совершенную зрелость. Там видели мы поля, усеянные кукурузой. Стебли ее были из серебра, а початки из золота, и было это все изображено так правдиво, что можно было разглядеть листья, зерна и даже волосочки на них. В добавление к этим чудесам в саду Инки находились всякого рода животные и звери, отлитые из золота и серебра, такие, как кролики, мыши, змеи, ящерицы, бабочки, лисы и дикие кошки. Нашли мы там и птиц, и сидели они так, словно вот-вот собирались запеть; другие же будто покачивались на цветах и пили цветочный нектар. И были еще там золотые косули и олени, пумы и ягуары — все животные в малом и в зрелом возрасте. И каждое из них занимало соответствующее место, как это и подобало его природе». Все это дает представление о том, какими сокровищами на самом деле владели инки! А вот что писал Франсиско де Перес в своем сочинении «Завоевание Перу и провинции Куско»: «Говорили, что в одном месте, присоединенном к Куско, есть два дома из чистого золота и крыши тех домов крыты соломой, искусно сделанной тоже из золота. Среди доставленного из Куско золота были такие литые соломинки, на кончике коих колосок выделялся как настоящий. Ежели начать рассказывать обо всех диковинных золотых вещах, доставленных из Куско, то никогда не кончить. Например огромные чаши для источников с трубами, по которым течет вода в тут же устроенный бассейн, вокруг коего установлены всевозможные птицы в разных позах и люди, как бы черпающие воду из бассейна, и все это сделано из чистого золота». Если все это правда, то инки были баснословно богаты, и невероятно искусны. Но все ли золото, принадлежащее племени, досталось конкистадорам? Множество ученых по всему миру считает, что далеко не все, и даже не большая его часть. По легенде, когда после завоевания страны Инка Манко II встретился с испанским послом, он высыпал перед ним чашу маисовых зернышек. Потом взял одно из них в руки и сказал: «Это все, что вы смогли украсть из золота инков». А потом показал на оставшиеся: «А это то золото, которое осталось у нас». Говорят, что он также предложил отдать все оставшееся золото послу, если только испанцы навсегда уйдут из Перу…но то ли посол отказался, то ли Манко блефовал, теперь уже не известно. С тех пор сотни ученых, искателей приключений и охотников за кладами, пытаются разгадать загадку инкского золота. Как и куда удалось им спрятать такой огромный «золотой урожай»? Действительно ли им это удалось или Манко просто захотел подразнить посла? Версий множество, по одной из них, все золото инки свезли в легендарный, мифический город Пайтити, или Эль Дорадо, который находится где - то в перуанской сельве. Этот город по легенде был заложен Пачакутеком, как надежное укрытие, на всякий случай. Инки, как истинные горцы, боялись сельву и не любили ее. Об этом знали их враги, и там бы их искать никто не стал. И, когда испанцы направились в сторону Куско, по решению жрецов все небоеспособные жители города ушли в джунгли, прихватив с собой большую часть сокровищ. Может, оно и так, но загадочный Пайтити ищут уже несколько столетий, и даже следов его ни в сельве, ни в других частях Перу пока не обнаружили. А мы, налюбовавшись древним городом, идем паковать чемоданы и отправляемся дальше, по просторам Перу.
14.45. выехали в сторону Ольянтайтамбо. Куско нас заворожил, мы обещаем себе, что обязательно сюда вернемся! И даже не подозреваем, как скоро это случится))) А пока едем по самой короткой дороге, которую нам посоветовал Цезарь, через городок Poroy. Кстати, если вдруг вам предложат прыгнуть с тарзанки, которая находится недалеко от этого города, а вы, по случайности, окажетесь любителем подобных развлечений, то мой долг предупредить: тарзанка совершенно детская, подвешена над бетонной площадкой, высота – 22 метра. Для опытного экстримальщика аттракцион откровенно скучный, к тому же он не работает по выходным, и вообще график у них там загадочный, как и все вокруг)) 15.55. Въехали в Ольянтайтамбо. 78 км от Куско. Самое подходящее определение этой деревни – живописная дыра, которую безжалостно портят толпы туристов. И как тут все помещаются, не понятно! Народу столько, что на всех трех улицах деревни ступить некуда, что уж говорить о парковке. Карта деревушки, нарисованная Цезарем, привела нас к заполненной под самую макушку стоянке… Четко обозначилась проблема ночевки нашего драгоценного транспорта! Ведь через несколько часов мы поедем на поезде в Мачу – Пикчу, прекрасный затерянный в горах город, а нашему железному коню необходимо надежное стойло. 17.30. Наконец – то присели отдохнуть и перекусить в привокзальном ресторанчике. На счастье мы додумались заложить 3 часа в нашем расписании на поиск отеля и парковки в Ольянтайтамбо, и, честно говоря, еле успели! Центральная парковка около железнодорожной станции заполнена, даже за дополнительные деньги машину поставить отказались, видимо, и правда, мест нет. Стоянка при въезде в деревню показалась нам небезопасной, не охраняемая, открытая… В результате нам опять повезло, а то мы неизвестно сколько бы еще промотались по улочкам, где человеку то развернуться негде, не то что нашему красавцу Туксону! А повезло нам найти помощника в лице железнодорожного кассира. Он как раз закончил смену и за небольшую денежку (10 солей ) быстренько нашел нам парковку во дворе отеля Ollantaytambo lodge. Сам отель нам не понравился, и Марио провел нас по 5 гостиницам, пока мы не выбрали то, что нам пришлось по душе! Прекрасный, чистый отель на главной площади, с окнами, выходящими прямо на развалины крепости. А под окнами бежит река, горная, гулкая, как древняя мантра, ее клекот успокаивает душу, прочищает мысли, и прекрасно усыпляет… но в этом нам предстояло убедиться только на следующую ночь. А пока, забронировав номер и поблагодарив Марио за помощь (без него мы бы потратили на поиски не полтора часа, а гораздо больше!), мы уселись и заказали долгожданную и заслуженную пиццу. Добраться до Мачу – Пикчу не так просто. Для нас главное неудобство состояло в том, что дороги туда есть только 2, и обе совершенно непригодные для нашего железного возницы. Попасть в зачарованный город можно либо сначала на поезде до деревни Агуас Калиентес, а потом автобусом до самого Мачу – Пикчу, либо пешком по тропе инков, что представляет собой 4 дня восхищенного карабкания в гору по узкой, мощенной столетия назад тропинке, с группой, в сопровождении гида. Хорошенько подумав, мы решили, что доберем экстриму и единения с природой на сплаве по какой – нибудь речке в джунглях, и со спокойной совестью выбрали первый вариант. От Ольянтайтамбо до Агуас Калиентес ехать где то 3 часа. Поезд бежит по дну ущелья, вдоль реки Урумбамба, и все путеводители Перу зазывают путешественников здешними красотами. К сожалению, уже стемнело, и за окном черная пелена, не видно даже звезд, от грохота поезда не слышно реки, не мелькают привычные огоньки селений и станций…может, их просто здесь нет? Серый вагон полон усталыми путешественниками, они обнимают пузатые рюкзаки, тихонечко переговариваются, почему - то только шепотом, клюют носом над картами и путеводителями… Агуас Калиентас оглушил нас, убаюканных монотонной дорогой. Стоило показаться на перроне, как сразу набросились служащие отелей с такой громкой рекламой своих горячих душей и чистых кроватей, что нам захотелось поскорей от них сбежать, спрятаться куда – нибудь! И мы сбежали, покружили по улицам, заглянули в пару гостиниц, и выбрали, наверное, самую дорогую)) Но цены во всей деревне действительно очень высокие, а качество – просто караул. Так что, когда, наконец, мы увидели чистую комнату, где хорошо пахло и было тепло и красиво, мы так обрадовались, что даже ни названия гостиницы, ни цену не запомнили! Все таки день получился очень долгим…я, как обычно, сдала позиции сразу же при виде кровати и завалилась спать…а Вовка еще умудрился как - то поужинать, почти с закрытыми глазами, еле - еле ворочая вилкой.
Ждём с нетерпением продолжения повествования. Я думаю это интересно и тем кто ещё не бывал в Перу, и тем, кому посчастливилось... Я отношусь к последним и помню как с жадностью начитывал материал перед своим самостоятельным путешествием в Перу, как помогали подобные рассказы побывавших там ранее. Если поначалу, больше интересовала информация о жилье, транспорте, ценах на всё, то когда этот этап отработал, пошла подготовка к встрече с достопримечательностями. И здесь вы постарались одарить нас многими подробностями вместе с собственными впечатлениями. Что удивительно, на некоторых фотографиях, мне так кажется, я узнаю знакомые лица индейцев, особенно на О.Титикака. Даже начал перебирать свои фотки в поисках совпадений. Но главное совпадение не в этом, а в характере наших интересов к путешествиям и взглядах на происходящее вокруг. Спасибо.