Рим. Имперская столица. Из путешествий по Италии

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 20 След.
RSS
Рим. Имперская столица. Из путешествий по Италии, Центр Италии
 
Интерес к Италии у наших туристов, заслуженно самый высокий. И не удивительно, если бы у меня был выбор посетить только одну страну, это была бы Италия! Я уже написал о своих впечатлениях от городов Венеция, Неаполь, Помпеи, Римини (Пезаро) на этом сайте. Хочу предложить продолжение своей переписки с калифорнийским братишкой, а точнее начало своей поездки в Италию.Поездка получилась! Да и грех, будучи первый раз в Италии, не впечатлиться, тем более никаких накладок и срывов программы не было. Вылетели, как и положено, для чартеров, с часовым опозданием, что не нарушило факультативную экскурсию в Сан-Марино. Если бы задержка была 3-4 часа, то гора Сан-Марино оставалась на самостоятельное «восхождение» за свой счет, а так прямо из аэропорта Римини с вещами поехали на гору. Т.о. за одну поездку я посетил три государства: Сан-Марино, Италию и Ватикан.

В Сан-Марино прекрасные виды с горы и запомнился памятник жертвам случайной бомбы, упавшей в 1944г. с английского бомбардировщика. Республика не участвовала во 2-й мировой войне, соблюдая формальный нейтралитет хотя говорить о её суверенитете можно с большой долей иронии. Погибли женщина и ребенок, их и помянули, как единственных жертв мировой войны.
В программе стояла дегустация вин и ликеров - не понравилась, проходила она не в погребах или на заводе, а просто в магазине. Открыли по бутылке всяких напитков и кто успел, тот попробовал. Я ликеры не люблю, да и в винах не разбираюсь. Выпил для поднятия тонуса несколько мерзавчиков и вперед! Покупать что-то домой, не было никакого смысла - две недели возить это по всей Италии!? И хотя Сан-Марино свободная экономическая зона (скидки на всякие товары относительно европейских цен), ты наверняка знаешь - все это туфта. В России теперь есть всё и дешевле! В другие магазины даже не заходили, жалко времени.
Но не все русские такие скряги, как я. Помню, в Андорре, где тоже свободная торговая зона, наши соотечественницы нагружались несколькими литровыми бутылками водки «Московская». В Тулу со своим самоваром, а в Москву, со своей «Московской» - связь времен и поколений. Цены на спиртное, даже со скидками были выше российских, и смысл таких покупок мне до сих пор не понятен. Разве что не домой, а напиться вечером, в отеле… скучая по Родине и матеря любимую заграницу. Это по-нашему!

Очень повезло с экскурсоводом куратором группы. Я неожиданно узнал её, по манере ведения экскурсии и презентации себя в дороге. Перед поездкой начитывал материал на сайте «100 дорог» и там, у нескольких туристов в рассказах, очень тепло и трогательно упоминалась гид Лидия. Женщина-интеллектуал, знакома со многими знаменитостями мира искусств в России и Италии. Работала переводчиком на Московских и Венецианских кинофестивалях, знакома лично со многими итальянскими артистами и режиссерами, была их персональным экскурсоводом по Москве, Питеру и Золотому кольцу. И при всем этом, никакого налета «звездности» или зазнайства. Настолько легко и просто она находила контакт и подход к любому члену нашей группы. Могла всего парой фраз образумить и «вернуть на землю» недовольных предложенным питанием (некоторые ужины в городских кафе, а не в гостинице). Терпеливо сглаживала раздражение некоторых членов группы, по поводу вечного опоздания к отправлению одной молодой особы. Эта «дитя времени» умудрялась проспать почти все свои завтраки и посадки в утренний автобус. Хотя после третьего раза, Лидия специально просила дежурных на реципшене, будить её по телефону – не помогло! Наконец, мадам оставила в каком-то киоске мороженого свой кошелек, и всем пришлось скидываться ей на пару дней до получения денежного перевода от родителей. Лидия и это сумела организовать для бестолкового «чуда перестройки». Ты думаешь, после всего случившегося, мы возненавидели этого ребенка? Ошибаешься, благодаря Лидии, она стала нам как «дочь полка», было жалко расставаться, когда закончилась экскурсионная неделя и все разъезжались по отелям на побережье.

После ночевки в Римини полдня переезда в Рим, но дорога настолько красивая (природа и городишки на пути), что поездка была в удовольствие, своего рода тоже экскурсия по стране. В Рим приехали часа в два и сразу после размещения в отеле трамвайно-пешая экскурсия по центру города: Колизей, Римский форум, Капитолийский холм, Пантеон, фонтаны и соборы.
Маленькая деталь, характеризующая итальянскую действительность: проезд трамваем три-четыре остановки до Колизея предполагал оплату. Но так получилось, только мы дошли до остановки, подошел трамвай и городской гид (не Лидия, другая) не успела купить талоны на проезд для всей группы, человек двадцать. Она смело дала команду на посадку, мотивируя это тем, что итальянские контролеры никогда не будут придираться к русским туристам. В Германии такой «номер» не пройдет, там всюду «орднунг»! Доехали до Колизея «зайцами».
От Колизея мало что осталось. Его растаскивали на другие стройки во все времена. Этим не гнушался даже Микеланджело при строительстве собора Св. Петра. Только при Муссолини эту практику пресекли и закрепили остатки стен от разрушения.

Я подошел вплотную и буквально потрогал руками его стены. Вспомнился Спартак в образе Кирка Дугласа… неужели вот здесь, две тысячи лет назад? Ай да Кирк, сказал я себе и пошел дальше топтать историю. А там действительно сохранили часть древнеримской мостовой, выложенной большими черными камнями неправильной формы.

Рим относительно небольшой город, если ограничиться туристическим пространством, но сильно запутанный, как Москва для приезжего. Однако у меня «встроенный в башку GPS» и я хорошо ориентируюсь в любом пространстве. А если есть схема, то вообще все без проблем. Схема была - дали, правда, не сразу, а после Ватикана, когда выделили свободное время на полдня. Но в Риме так много достопримечательностей, что полдня конечно не достаточно. Удивляет количество храмов и действующих церквей. Я не думаю, что они содержатся на деньги прихожан, современная Европа, пожалуй, менее религиозная, чем теперешняя Россия. Религия для них, мне так кажется, больше традиция, чем вера. Содержать храмы, наверняка, помогает государство от доходов туристов и богатенький Ватикан.
Приятная особенность в наш век дефицита пресной воды - все фонтаны в Риме питьевые и официально безопасные для здоровья, если пьешь со струи. В городе много питьевых фонтанчиков и вода действительно вкусная, родниковая. Говорят, так было всегда, с древних времен. Пару раз рискнули напиться, как видишь без последствий.
 
Особое впечатление производит Ватикан, его музеи и конечно главный христианский собор Св.Петра. В музеях исключительно подлинники творений великих итальянцев и не только. Тут и живопись, и скульптура, мозаики, гобелены и пр. Всего так много, что наш Эрмитаж с парой-тройкой картин Леонардо и Рафаэля, выглядит скромнее, но не по размеру. Внутри всё можно снимать без вспышки, кроме Сикстинской капеллы. Там фирма-инвестор реставрации, поставила условие Папе и съемка в капелле запрещена. Из-под полы снять можно, но я не стал, потому что темновато, получится плохо. Поскольку, проводить экскурсию внутри капеллы невозможно – очень много народу и задерживаться надолго нельзя, то рассказ о её знаменитой росписи происходит на воздухе в Ватиканском дворике, где установлены стенды с картинками знаменитых фресок.

Бросается в глаза особый стиль Микеланджело в изображении женских фигур, они у него какие-то мужеподобные монстры с мускулатурой как у культуристов. Если посмотришь на картину «Сотворение мира», обрати внимание на св. Екатерину внизу, с колесом от «вагонетки» на переднем плане. Говорят, Микеланджело был женоненавистником, и это отразилось в его живописи, хотя ничего подобного нельзя сказать о скульптуре. Там всё прилично и соответствует любимым женским пропорциям. Что-то наши «искусство-еды» темнят, ведь у него была возможность рисовать женщин страшными, кривыми, хромыми и пр., а он… Даже его гомосексуальная ориентация не объясняет всего, почему ж скульптуры то нормальные?

Собор Св.Петра поразил своими размерами. Да, не то слово! Когда-то в детстве, впервые попав в Исаакиевский собор, был потрясен и раздавлен его мощью и красотой. До сих пор помню ощущения атеистически воспитанного мальчика о физически близком божественном присутствии. Что говорить о Ватиканском соборе, наш Исаакий поместится в его главный зал целиком с куполами. Внутри может находиться до 60 тысяч человек, против 14 тыс. в Исаакиевском или 12 тыс. в храме ХС в Москве. Соотношение цифр само говорит о масштабе сооружения. Конечно, ты знаешь, купол делал Микеланджело и до сих пор это крупнейший каменный купол в мире. Диаметр его 54 метра – почти ширина футбольного поля! Есть купол больше на полметра, но он не на такой высоте - купол древнеримского Пантеона. Микело и взял его за образец технического исполнения, хотя геометрия совершенно другая.

Да геометрия тут вообще не Евклидова, восприятие человеческим глазом очень обманчиво! На входе, по обе стороны фантастически огромного зала, стоят пары мраморных ангелочков, работы того же Микеланджело. Со стороны они кажутся такими милыми трехгодовалыми детками и все торопятся подойти сфотографироваться с ними. Эффект проявляется когда становишься рядом – это двухметровые гиганты с детской непосредственностью взирающие на небеса.

А в Ватиканском дворике установлена композиция современного скульптора (жаль не запомнил фамилию, надо было на камеру сказать его имя вслух), в виде огромного расколотого земного шара. Трещину вызвала, по легенде автора, безудержная индустриализация на утеху общества потребления – хороший намёк. Но я о другом, размеры этого «шарика» точно совпадают с шариком под крестом на куполе собора - метра три в диаметре! И не подумаешь даже, примерно такой же обман зрения, как с шариком на шпиле Петропавловского собора в Питере.
На собор отвели час времени. Обойти и посмотреть беглым взглядом хватает, особенно если не стоять в очереди прикоснуться к бронзовой ноге св.Петра или в одну из многочисленных исповедален расположенных по всему храму. В правом крыле (приделе) храма проводятся службы по православным канонам, т.е. Ватикан первым сделал жест доброй воли к примирению двух церквей и течений христианства. Очередь за нашими попами, хотя как они могут примириться с католической догмой, что Папа живой наместник Бога на земле? Вчера ещё ходил под себя, как все смертные, а сегодня вдруг божьей росой писает...

Стоял я, посреди этого великолепия и терзала меня грустная, атеистическая мысля – а что остаётся человечеству в культурном наследии от таких как я, вульгарных атеистов? Что строили бы люди подобного, не будь у них веры в богов? Могли бы они найти для себя объединяющую силу и волю для создания столь грандиозных сооружений? Разве что стадионы-колизеи да бани с гаремами, на удовлетворение похоти и плоти…
 
На площади перед собором Св.Петра есть две точки, два центра радиусов колоннад собора. Колонны стоят в четыре ряда и в каждом они разной толщины. Чем дальше от центра, тем чуть толще, но этого не видно с точки фокуса т.к. передняя точно закрывает три последующие. Могли сделать их одинаковыми по толщине, эффект был бы такой же, но сделали именно так, разместив колонны точно в створе двух радиусов, проведенных из фокуса! Я не знал об этом раньше, спасибо гиду.

Через площадь перед колоннадой проходит граница с Италией – белая разграничительная линия, как у дорожной разметки и съёмный заборчик-загородка, а полицейские-пограничники для приличия катаются вдоль неё на гольф-электромобиле. Зачем, если вход свободный? Смех смехом, а у Ватикана оказывается четвертый по величине мировой запас золота в казне, что подкрепляет статус влиятельного независимого государства.

Короче, Рим наскоком не возьмешь. В башке сплошной сумбур от увиденного и услышанного. Если бы не минимум общих знаний и видеосъёмка, то вообще мало что осталось в памяти, было бы просто ощущение - побывал! Теперь, когда сижу, монтирую фильм, многое всплывает, а для озвучки надо бы поискать информацию в книжках. Во время съемки я обычно не комментирую, трудно сосредоточиться и наговорить что-либо пригодное.

Сейчас придумали УКВ-наушники для туристов. Повесил на ухо и не надо ходить толпой рядом с экскурсоводом и прислушиваться. Действует в радиусе метров 50-ти, исключительно удобная штука особенно для тех, кто отвлекается на видеосъемку. Мне часто приходится жертвовать рассказами экскурсовода, ради поиска наилучшего ракурса для съемки.
У итальянцев неоднозначное отношение к Муссолини, не так как у немцев к Гитлеру. Многие сейчас отмечают то хорошее, что при нем успели сделать. Чем-то напоминает нашу ситуацию со Сталиным. Правда, я что-то не слышал про геноцид собственного народа при Дуче. Просто, не тех друзей он выбрал в Европе, а так прославился бы, как очень заслуженный деятель. Лидия много рассказывала о Муссолини и отношении к нему известных людей в Италии. Это интересно было слышать, поскольку наша пропаганда сформировала из него самовлюбленного шута. Подозреваю, что-то подобное формирует сейчас западная пропаганда про Лукашенко. А на поверку оказывается, такие деятели успевали сделать для развития страны гораздо больше, чем десяток предыдущих, вместе взятых.
Как в Москве, предмет споров Калининский проспект (Новый Арбат) - "Вставные челюсти Москвы", так и в Риме - улица Форте Империале, разделившая народ на сторонников и противников. Улицу приказал прорубить через самые старинные кварталы Рима Дуче, чтобы было где, устраивать военные парады. Для этого снесли городские постройки, не имеющие археологической и архитектурной ценности, и соединили широкой «першпективой» Капитолийский холм с Колизеем. Споры, что она покрыла самые ценные археологические места в Риме продолжаются, но ведь только покрыла, а не уничтожила. И ещё не факт, что кто-то дал бы археологам копаться под зданиями, которые здесь стояли. Такие же споры о здании Форума на Капитолийском холме, народ прозвал его «Пишущей машинкой» за колоннаду, напоминающую рычажки «Ундервуда», но нам оно показалось очень уместным и красивым.

Принят закон о запрете уличной щитовой рекламы в Риме. После нашего разгула дебилизма и безвкусицы в данном вопросе, это радует глаз и удивляет - не все решают деньги, даже в мире капитала! Помимо плановых экскурсий по основным достопримечательностям города, мы взяли дополнительную вечернюю экскурсию, которую предложила нам Лидия.
Метро в Риме совсем не развито, станции чисто функциональные без архитектурных изысков впрочем, в Европе наверно везде так. Пространство под рельсами не заливают бетоном, шпалы лежат на щебеночной подушке, на путях много мусора и бегают мышки. В редкие часы свободного времени посетили все попавшиеся на пути храмы и среди них, конечно, базилика Санта-Мария Маджоре. Удивляюсь, почему это великолепие не попало в основную экскурсионную программу? Можно сказать это красивейший римский храм, после Св. Петра в Ватикане.
Устав от великолепия религиозных храмов, завернули на городской рынок у ж/д вокзала Термини и окунулись из духовности в плотское. Запахи рыбных рядов нас не восхитили, а вот фруктовые ряды весьма порадовали божескими ценами на товар – более чем в два раза дешевле, чем с городских уличных лотков. Набрали с собой всяких сортов персиков и огромных черных слив по 70 центов. Завтра выезд в Неаполь-Помпеи.
 
Цитата

Бросается в глаза особый стиль Микеланджело в изображении женских фигур, они у него какие-то мужеподобные монстры с мускулатурой как у культуристов... Говорят, Микеланджело был женоненавистником, и это отразилось в его живописи, хотя ничего подобного нельзя сказать о скульптуре. Там всё прилично и соответствует любимым женским пропорциям. Что-то наши «искусство-еды» темнят, ведь у него была возможность рисовать женщин страшными, кривыми, хромыми и пр., а он… Даже его гомосексуальная ориентация не объясняет всего, почему ж скульптуры то нормальные?

Вы, Александр, задели интересную тему.
Всё никак не соберусь черкнуть о своих впечатлениях от парка Вигелана (или Вигеланда, кому что нравится и слышится). Ещё до поездки в Осло никак не могла избавиться от ощущения чего-то грубого и некрасивого. Думала, на месте это будет выглядеть иначе. Ничего подобного!
Видимо, талант не позволил Микеланджело исказить действительность в угоду своему мировоззрению. А вот Вигелан наваял таких страшил! Мама, не горюй! Стоило ради этого 40 лет заполнять 32 га земли в центре Осло!
Я ещё подумала, может, в Норвегии дефицит красивых женщин. Не дефицит! "Их есть у них."
 
Я после Шемякинского Петра 1 в Петропавловской крепости, уже ничему не удивлюсь! Вы видели этого уродца-инопланетянина? Кое-кто даже говорит, что такой Петр и был на самом деле. Я после него совсем по другому отношусь к знаменитому и осмеянному памятнику АлександруIII со Знаменской площади СП, восстановленному на новом месте у Мраморного дворца, после долгого периода заточения во дворике Русского музея. Когдато в его адрес шутили:
"Стоит на площади комод,
На комоде - бегемот,
На бегемоте - обормот
На обормоте - шапка".
На что автор (Паоло Трубецкой) с шуткой отвечал:
"Я просто взял и посадил одну скотину на другую".
А в Германии сколько таких "шедевров"? Чего стоит чугунная развалившаяся на спине бабища с поднятыми ногами и протечкой между них рядом с Музеем исскуств (Картинной галереей) в Мюнхене? Жаль нет фотки показать, но запомнилась... Может на это и расчет автора?
 
Как-то после очередной выставки разных авторов в разных техниках (кстати, были там очень "симпатишные" акварели, батик, графика) прочитала отзыв Натальи-какой-то-там, которая сейчас живет в Германии и числится искусствоведом. Эта дама пишет: "Не надо браться за краски-карандаши, если не можешь привнести в искусство чего-то нового." И дала ссылку на графику какой-то молодой немецкой художницы. Ну и что, посмотрела я один раз на ЭТО и больше не хочу. Пусть хоть целый батальон искусствоведов в голос говорят о том, как это здорово, новаторски и нетленно. Не хочу!!!
Почему-то выпендрёж (а иначе мюнхенскую бабищу не назовешь) очень характерен для Северной Европы и Германии. Видать, жизнь у них скучная, а разум заигрался.
Что же касается Петра в Петропавловке, не нравится. Кузнечик с гипертрофированными конечностями. Интересно, а о том, что именно таким Пётр и был, кто сказал? Это были серьёзные исследования или базу подводили под шемякинский труд?
Есть в Копенгагене памятник Амундсену, на коленках у которого нужно посидеть, чтобы жизнь превратилась в сказку. Не сидела. Сознательно не пошла в те места. Уже оскомина от фразы "потри здесь и будет тебе счастье".
 
"Давид" Лоренцо Бернини


Фонтанчик на территории парка Боргезе
 
 
Цитата
Невольно начинаешь завидовать итальянцам, выросшим на этих улочках..
Родиться и вырасти в историческом центре Рима, как мне говорили одни итальянцы - большая скука. Там детям поиграться негде, а если ваша квартира в тени исторического монстра - то это на всю жизнь. Однако Рим бесшабашно красив, особенно глазами туриста.
 
Шесть лет назад, во время одной из прогулок по Риму, наша знакомая преподнесла нам, болгарам, большой сюрприз.
- Вы знаете, что за церковь у меня за спиной? - спросила она лукаво.
- Ну, очередная базилика, наверное. - устало ответили мы.
- Ага, здесь находятся мощи Святого Кирилла, славянского просветителя.
-!!!



Святой Кирилл, оказывается, во время одной из многочисленных просветительских миссий по Европе, обнаружил тленные останки Святого Климента, одного из последователей Святого Петра, изгнанного в Крым. По настоятельной просьбе Папы Римского солунские братья Кирилл и Мефодий в 867 году приехали в Рим, привезя с собой мощи Святого Климента.
Через два года Святой Кирилл умирает. Мефодий просит у папы разрешения захоронить брата в родных Фессалониках, но получает вежливый отказ и предложение захоронить Кирилла с почестями в Риме. Во времена Первой Римской республики мощи вывозят и ... лишь спустя столетия, в 60-х годах прошлого века ирландские доминиканские отцы находят малую часть тленных останок. Они передают их Папе Павлу VI, который принимает решение об их перезахоронении в базилике Святого Климента в знак укрепления дружественных связей католической и православной славянской церквей.



Базилика находится я в двух шагах от Колизея:на Via Labicana, 95. Она состоит из трех ярусов, соответствующих разным эпохам. Одна из старейших в Риме. Почтительное чувство охватывает тебя, когда спускаешься в подземелье и видишь памятные таблички благодарных славянских народов на разных языках.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 20 След.