Научиться летать может любой человек, достигший 15 лет
Если нет денег на частный самолет, а летать все равно охота, можно пройти курс первоначальной подготовки в аэроклубе или школе, которых в последнее время появилось великое множество. Что они собой представляют и кто в них может учиться?
Большинство аэроклубов по подготовке пилотов-любителей находятся в Подмосковье. Только на территории аэродрома Мячково, недалеко от Люберец, работает около 30 клубов. Есть аэроклубы на аэродромах в Серпухове (Дракино), Подольске (Дубровицы), Волоколамске (Алферово), в Егорьевске, в Ступине, где в основном базируются парашютисты, в Кимрах (Борки, Тверская область). Новый аэродром открылся в Яхроме, где обучают летать на легких самолетах класса "ультра лайт". Работают клубы и по всей России - в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, во Владимирской области. А вертолетные площадки появляются как грибы после дождя. Точное число клубов по России назвать сложно, специального учета никто не ведет.
История создания у каждого клуба своя. Кое-что осталось от советских времен, это те, что принадлежали ДОСААФ. Но они переживают не лучшие времена, финансирования нет, поэтому развиваться не на что. Подавляющее большинство клубов - частные, причем полностью созданные заново, покупать досаафовские хлопотно и невыгодно. У каждого клуба есть свои самолеты, которые либо принадлежат акционерам клуба, либо частным владельцам, арендовавшим стоянку.
Каких только самолетов не увидишь в аэроклубах! И современные реактивные L-39, и ископаемые Ан-28, хватает и иностранной техники - от старенькой Moravia до свеженьких Cirrus. Новичков же в основном обучают на проверенных временем самолетах Як-18Т, Як-52, американских "цесснах" и итальянских "гольфах", которых, правда, совсем немного.
Аэроклубы сами подбирают летчиков и техников, следят за техническим состоянием машин, обеспечивают бензином. Чтобы летчик имел право обучать новичка, у него в удостоверении пилота должна стоять об этом служебная отметка. По нынешним правилам летчик обязан иметь аж два удостоверения: первое - выданное Государственной службой гражданской авиации (ГСГА) и удостоверение Федерации любителей авиации (ФЛА). Документы по содержанию ничем не отличаются, разве что обложка у них разного цвета. Кроме того, пилоты-инструкторы проходят медкомиссию и летную проверку на подтверждение права на обучение.
Аэропорт предоставляет клубам необходимые услуги (стоянку, взлетно-посадочную полосу, рулежные дорожки, обслуживание), понятное дело, не бесплатно.
Желающих научиться управлять самолетом сегодня предостаточно. Самостоятельные полеты может выполнять человек, достигший 15 лет, верхнего возрастного предела не существует. Учатся летать и мужчины, и женщины, причем в отличие от автомобильного мира в авиации к женщине за штурвалом относятся очень трепетно. Как говорят сами пилоты-инструкторы, приходят и богатые бизнесмены, и люди среднего достатка, и совсем бессребреники, заболевшие небом. Всех объединяет одно - желание летать как птица.
Складывается впечатление, что скоро в любой город километров за 300-600 на самолетах будут летать, как сейчас на машинах ездят, причем быстрее и без пробок. Но от реальности это пока далеко. Во-первых, слетать на маленьком самолете за 300-400 километров совсем недешево. Например, полет из Москвы в Санкт-Петербург на четырехместном самолете ЯК-18Т обойдется приблизительно в $1000 (сюда входят стоимость летных часов, бензин и аэропортные сборы). Во-вторых, накануне (минимум за день) полета необходимо подать заявку и получить разрешение на полет. А в-третьих, в отличие от автомобиля научиться пилотировать самолет все-таки сложнее, и это понимают все, даже самые амбициозные ученики.