Цитата |
---|
А вот за Шагала ты мне ещё ответишь! |
Да я бы рад сам себе ответить - чего плохого мне сделал этот, Шагал? Помню, по молодости в 80-е, стоял как-то часа три в очереди на морозе в МИИ им.Пушкина, на выставку импрессионистов в Москве. Но тогда я быстро себя уговорил, что страдания были не напрасными. Хоть и мазня изрядная, но интересная, а главное, хорошо технически исполненная. Главное близко к холсту не подходить и смотреть надо искоса, прищурившись, не вдаваясь в подробности. А лучше грамм сто пятьдесят перед этим принять, тогда взгляд приобретает нужную рассеянность, а разум смиряется с оптическими искажениями. До сих пор остаюсь под прессом импрессии…
А на Шагала я нарвался в Штутгарте, совершенно случайно, куда привезли выставку его работ. Но после Дюрера и Снейдерса, по соседству в других залах галереи, мне даже под гипнозом никто не сможет внушить, что это живопись. Нет, может он ещё был живой, когда водил кистью по холсту, но назвать это живописью… Выставка рисунков в детском саду, фанера над Парижем, грёзы Марата Гельмана….
Я где-то понимаю приколы Пикассо или Дали, им просто надоело писать правильно, а они это умели делать великолепно! Но выделиться правильностью своего письма было трудно среди множества сильных художников, и они ударились в кубизм и сюрреализм в поисках чего-то нового.
А что Шагал? Помнишь, как мы изображали советский знак качества - пентагамму? Вставали, широко расставив ноги и руки, типа: «Лучше - не могу!»