Горицкий монастырь Фото С.М.Прокудина-Горского
Признаться по совести, Горицкий монастырь редкостно обманчив. Известность его Музея велика, храмы скромны, несмотря на циклопические размеры, колокольня на диво неуклюжа, единственное, на чём глаз отдыхает – северо-восточный угол, что снаружи, что изнутри. Но стараниями основателя и хранителей музея в нём собраны шедевры, которым должны завидовать Третьяковка и Лувр, Русский и Британский музеи.
Главная, фундаментальная несуразица – коли кресты на главах стоят, должна быть служба, это же церкви. Тут мы возвращаемся к вопросу о количестве церквей в маленьком Переславле. Снова обрекать на нищенство приходских священников – непонятно, зачем.
Музею нужно новое дыхание, и для этого нового дыхания ничего не надо менять – просто сотрудники должны перестать относиться к своим сокровищам как к драгоценным каменьям в деревенском захолустье: "Ну да, мы вот тут – такие, как есть, зато у нас вон что есть – ого-го какое!". Сделать суперроскошный каталог с совершенно научными, но доступными разумению обычного человека описаниями, – и отправить выездную выставку сначала в Пушкинский музей, потом в Русский музей, потом потом в Лувр и к Гугенхайму. Сколько челюстей об землю разобьётся! Это что же, вы вот этим всем владеете – и к вам не везут свои деньги миллионы туристов со всего мира? Чтобы хоть одним глазком глянуть? Денег нет ни на каталог, ни на страховку, ни на выставку? Так позовите Нормана Фостера, как Ирина Александровна Антонова в Пушкинском, или здешнего какого ухаря, пусть поставит в Горицах какую-нибудь стеклянную пирамиду, как во дворе Лувра, и деньги лопатой придётся отгребать, той же лопатой отбиваясь от толп туристов.
Словом, kurz und gut, здравствуйте, Нью-Васюки.
Остап Ибрагимович – прелестное литературное дитя, он так всех напугал циничной оборотистостью, что мы совсем перестали шевелить мозгами, закоснев в гордом понимании, что всё равно ничего не получится и интеллигентно обмахивая пыль с экспонатов, которые никто не видит.
Но всё-таки, если смотреть глазами, а не затылком:
тёплая вода в мелком озере обязана служить детским и семейным курортом для сотен тысяч;
памятники – это аттракцион в прямом и первом, переводном смысле слова – то, что привлекает, в этом смысле с Переславлем мало что может сравниться;
на пустой Александровой горе – построить основанную на документальной достоверности деревянную крепость с ночлегом, подъездом, развлечениями и обучениями – только она одна станет денежным насосом;
сами переславцы, если их спросить, напридумают ещё триста двадцать девять вариантов стремительного развития города.
Почему же так не происходит?
"Мы, русские, ленивы и нелюбопытны"