Друзья, предлагаю свой взгляд на Флоренцию из цикла писем калифорнийскому братишке.
Флоренция, чтоб ты знал и помнил, если школу забыл - это культурный центр эпохи возрождения и рассказ может быть длиннее, чем про Рим, хотя город гораздо меньше.
Автобусы в центр не пускают, высадили примерно в 1,5 км от площади Искусств и по набережной реки имени Бабаджаняна - Арно, пешком вошли в это ИСКУССТВО!
Кругом площади стоят мускулистые мужики, все жутко знаменитые, но голые! Главный у них Давид Микеланджело. Ты веришь, похож! Нет, не на Микеланджело, на Давида. Я его сразу узнал, в учебнике истории был такой на картинке. Мы ещё спорили с пацанами, что ж такое он вытягивает из-за плеча? Оказалась праща, хотя совсем не похоже, наши версии были правдоподобнее.
Но народ сразу двинулся рассматривать парочку других скульптур, у которых накануне отломали отдельные части тела и органы. Известия, об ужасной расчленёнке на центральной площади Флоренции, обошли все мировые СМИ. Удостоверившись, что всё восстановлено на место и не перепутано местами, как у Задорнова, мы продолжили урок анатомии изящных тел. А я тебе скажу, Чиллини и Донателло тоже не мутантов лепили, хотя пара мутантов затесались в эту компанию – кентавры, с которыми у наших была битва.
Пообещав, что мы ещё вернёмся на площадь, нас повели к «чудодейственному вепрю» в соседнем квартале. Эта традиционная развлекаловка для туристов, типа жиронской кошки или питерского Чижика. Надо положить сидячему борову монетку в пасть так, чтобы она выпала и провалилась в щель сливной решетки под ним – будет тебе удача! Не знаю почему, но у бронзового вепря до блеска натерты нос (пятак) и нижний «носик» тоже. Какое это имеет отношение к поиску удачи? Может там побывали курсанты военных училищ из Питера? Это у них была традиция натирать до блеска я…. коню под Медным всадником.
В храме Санта Кроче (Святого Креста) сплошное кладбище - гробницы, где захоронены Галилей, Микеланджело, Россини, Маркони и ещё десятки выдающихся сынов Италии. Как-то не по христиански пришлось ходить прямо по надгробным мраморным плитам, сплошь устилающие полы храма.
На площади перед собором вижу отметки на домах об уровне катастрофического наводнения в 1975 году. Даже здесь, достаточно далеко от реки Арно, уровень воды достиг более 3 м. от брусчатки. Получается, вода стояла много выше человеческого роста и все храмы, музеи и просто жильё были под водой. Ущерб городу и мировому искусству был нанесен огромный. После этого события Юнеско выделила средства на спасение Флоренции от наводнений и выше по течению реки были построены несколько плотин, регулирующих сток воды.
Главный собор города - знаменитый Санта Мария дель Фьоре (Машка в цветах), по величине третий христианский собор в мире после Ватиканского и Св.Павла в Лондоне. Его 48м купол, спроектировал и построил Филиппо Брунеллески. Поверь, «это был голова…!» После крушения Римской империи были утеряны все секреты подобного строительства на многие века. И он сумел по отрывочным документам, а более своим умом, создать настоящую науку о законах архитектуры. Я писал, что Микеланджело за образец взял купол древнеримского Пантеона, но научно он опирался на расчеты Брунеллески. Тот свой купол построил раньше Буаноротти.
Меня бесят платные входы в действующие католические храмы. Возможно у меня советские атавизмы и пример свободного доступа в наши действующие православные храмы. Вот и здесь, отдать 15 евро было жалко, после множества платных хождений по другим храмам в Риме. Пришлось применять старый «студенческий» опыт проникновения через выход. Сработало, поднялся по винтовой лестнице на смотровое кольцо под куполом, откуда и запечатлел панораму храма и великолепную роспись судного дня на самом куполе. Полагаю, наши богатые соотечественники Демидовы и другие, сполна вложились в строительство этого храма, и россиян вообще можно пускать туда бесплатно.
Что удивляет больше всего, так это востребованность обществом высокого искусства в эпоху возрождения. В те времена народ как с печки свалился и начал вдруг массово строить, лепить, писать и пр. С учетом, что там была основана первая европейская республика и на время пали «феодальные деспотические устои», отношения между правителями и простым людом слегка выровнялись – энтузиазм был поголовный, удивительное было время, однако! За какие-то сто лет, произошел скачок в развитии наук и искусств, которого не было за тысячу лет до этого. Если из уст самого канцлера Флорентийской республики прозвучало, что «священное писание – не более чем поэзия», а в уставе города было записано: «Свобода есть неотъемлемое право, которое не может зависеть от произвола другого лица…», то чем не революция, за пятьсот лет до французской!
Когда слушаешь про Леонардо да Винчи, умом не понять, как такое могло быть в одной башке! Как в одном человеке уместилось столько способностей к абсолютно разным наукам и искусствам? Мог писать одновременно двумя руками, причем в разные стороны – инопланетянин, блин,… Но, надо сказать, знал себе цену и от скромности не страдал. Нам зачитали одно из его писем-резюме правителю Милана, который воевал в то время с Венецией, а Леон предложил свои услуги. Оцени его резюме: Способен сделать механические движущиеся машины (танки). Знает способы скоростной бесшумной прокладки подземных ходов в тыл противника. Обладает рецептами отравляющих газов и защиты от них для своего войска. Сделает какую-то невиданную артиллерию, бронированные корабли неуязвимые для пушек врага и ещё черт знает что! А после победы готов заняться любым строительством, архитектурой, живописью и пр., что затмит всё доселе существовавшее на земле. Я понимаю, почему после такого предложения в 16 веке правитель Милана, покрутил пальцем у виска и отказался от услуг Лёни-фантазера, а если бы поверил?...
Повторюсь, нам очень повезло с постоянным гидом Лидией, она - ходячая энциклопедия! Могла бесконечно рассказывать про эпоху возрождения и её героев. Вся информация подавалась легко и с юмором, не излагалась в строгом академическом стиле иначе, через полчаса всем надоел бы беспрерывный ворох фактов.
Однако недолог был наш день во Флоренции, впрочем, как и свободный период эпохи возрождения. Разбогатевшие новые итальянцы захотели стать новыми аристократами и узурпировали власть, восстановив феодальные порядки. «Фенита ля комедия», а мы едем в Монтекатини, аналог Карловых Вар, Баден-Бадена или точнее, нашего Трускавца. Всех предупредили, чтоб воду из источников никто не пил, а то "дно оторвет" на следующий день, как от «нафтуси» в Трускавце. А дальше будет
Венеция и венец всей поездки.