shel1983 (Все сообщения пользователя)

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 17 След.
Кольский п-ов 2011: Страна полуночного солнца
 









Еще одна церквуха стоит на другом берегу. За некоторую плату, местные могут туда перевезти на лодке.



Местный Шумахер, все время носился вперед и назад, и очень сильно пылил. Неужели нельзя потихоньку проехать, когда видит что вокруг много людей. Но видимо спортивный спойлер и брызговики СПАРКО не позволяют этой копейке передвигаться медленно.




Кольский п-ов 2011: Страна полуночного солнца
 









В общем, собрали мы вещи, пожелали удачи рыбакам и поехали в Варзугу (ударение на А). Но по пути мы заехали в одно интересное место, Мыс Корабль. Там находятся аметистовые скалы.

Цитата
Мыс Корабль — геологический памятник природы федерального значения минералогического типа. Находится в 16 км к востоку от села. Первые упоминания об аметистах с мыса Корабль относятся к XVI веку.





Набрали мы там аметистов килограмм думаю на 8 =)





Никогда не видел аметисты в природе. Помню, на Байкале мы покупали по 400-500р за маленький камушек. А тут отковыривай любой =)







Все, отправляемся в Варзугу.






Варзуга - Село расположено на двух берегах реки Варзуги в 22 км от ее впадения в Белое море. Левая, более древняя сторона села носит название Никольской, а правая — Пречистенской, или Успенской стороны (по названиям храмов).


Цитата

Некогда Варзуга была крупнейшим селом Кольского полуострова. Одно из первых упоминаний о ней содержится в грамоте 1466 года, когда варзужанин Тимофей Ермолинич передал Соловецкому монастырю свои угодья в реке Варзуге и по морскому берегу — ловища и леса.

В ранний период существования Варзуги важную роль в жизни селения играл Соловецкий монастырь, который построил в Варзуге подворье, стал вести в реке лов семги, а также в марте 1491 года была освящена церковь во имя Святого Николая Чудотворца — покровителя мореходов.

После падения самостоятельности Новгорода (1478 год) Терская земля перешла под власть Москвы. Варзуга именуется «волостью» — отдельной административной единицей, подчиненной двинскому наместнику великого князя с резиденцией в Холмогорах.

Вид на село, Подробные сведения о Варзужской волости содержатся в описи 1563 года. В государевом селе насчитывалось 167 семей в 124 дворах. По масштабам Русского Севера это — весьма многолюдное селение. Промысловые и сельскохозяйственные угодья (луки и сенные покосы) в волости находились в совместном владении местной сельской общины, церковных (Соловецкий, Николо-Корельский и Антониев-Сийский монастыри) и светских собственников.

В 1568 селения Северо-Западного Беломорья подверглись опричному погрому, совершенному отрядом Басарги Леонтьева, Варзуга тоже не осталась в стороне. Это событие вошло в историю как «Басаргин правёж» (правёж — взыскание долгов или податей посредством мучений). Донесения о правёже не сохранилось, но результаты и последствия этого злодеяния отчетливо видны в описи села, проведенной в мае 1575 года. Спустя семь лет после «Басаргина правёжа» в Варзуге было 79 пустых дворов и 33 поросших бурьяном места, на которых до погрома стояли крестьянские дома; никем не использовались 11 семужьих тонь, а Успенская и Никольская церкви «стояли без пенья».

В 1614—1619 годах Варзужская волость стала вотчиной Соловецкого и Новоспасского монастырей и Патриаршего Дома. За пользование тонями и покосами варзужские крестьяне платили своим владельцам оброчную подать. Но Екатерина II в 1764 году своим указом ликвидировала духовные вотчины, перевела монастырских и патриарших крестьян в разряд государственных с передачей им в общинное владение всех волостных угодий. Деревня стала свободной и быстро разбогатела.

По переписи 1897 года в Варзуге насчитывалось 793 жителя, а в 1910 в селе уже проживало 1001 житель, действовали училище Министерства народного просвещения и церковно-приходская школа.

Революция 1917 года не прошла для Варзуги незаметно. Жизнь начала перестраиваться и 1 мая 1930 года четырнадцать семей варзужан объединились в колхоз, который назвали «Всходы коммунизма».

В Варзуге мы хотели посмотреть Успенскую церковь (1674)
Она расположена на правом, Пречистенском берегу реки Варзуги. Представляет собой деревянный шатровый храм, и как многие храмы Русского Севера, сооружена «без единого гвоздя». Посвящена Успению Пресвятой Богородицы. Высота основного объёма Успенской церкви 13 метров, высота всей остальной надстройки — 21 метр. Такое соотношение размеров определяется «золотым сечением». В плане здание церкви имеет вид равноконечного креста. Площадь, отведённая для молящихся, составляет 70 квадратных метров. Иконостас Успенской церкви, включавший 84 иконы, был освящён 3 августа 1677 года, спустя 3 года после окончания строительства церкви. Особый интерес представляет деревянная резьба иконостаса с многочисленными фигурками летящих ангелов. В церкви имеется расписанное потолочное перекрытие — небо. Небо Успенской церкви — единственное, сохранившееся на территории Мурманской области. Церковь, признанная памятником русского деревянного зодчества XVII века, в 1973 году была реставрирована. В ходе этой последней реставрации была обновлена вся её верхняя часть. В 1996 году храм был возвращён Русской Православной Церкви, и в нём возобновлено богослужение.
Кольский п-ов 2011: Страна полуночного солнца
 
День 11
Мыс Толстик - Варзуга - Кузомень - Кандалакша - граница Мурманской обл.



26.07.11 - Вторник.

В три часа ночи мы проснулись от того, что рядом проехала машина, потом мы услышали голоса двух мужиков, они рассуждали мы рыбнадзор или кто?
В итоге это оказались рыбаки, и встали вплотную к стоянке, где спали Галя, Стас и Олег. Мы же палатку поставили на приличном расстоянии от них, поэтому рыбаки нам особо не мешали.
Но взбесило одно, в 3 часа ночи, встали около спящих ребят, включили музыку и начали потихоньку, не спеша надувать лодку, доставать сети, разжигать костер и т.п. В общем толу у мужиков крыша съехала, от того что круглые сутки светло и они потерялись во времени, или еще что. Часов в 5 они начали предлагать ребятам выпить и поесть икры, хотя из машин они не выходили и спали. Но мужики настойчиво пытались их разбудить.




В общем спать так было уже невозможно, все проснулись, а мужики к этому времени закончили свой промысел. Спрятали рыбу в лесу, чтобы надзор за попу не взял, и начали нам впаривать икру. Конечно, они нам и бесплатно дали немножко, но покупать мы ее не хотели, т.к. при такой жаре она испортится за пару часов. Так вот, получилось так, они нас разбудили, и через минут 20 сами легли спать.... Вот засранцы =)
Кольский п-ов 2011: Страна полуночного солнца
 
История о Безымянном Иноке Терском началась где-то в конце XVII века, когда ещё не было нынешнего поморского села Кашкаранцы. В этих краях жили на тонях (на "рыбных ловлях") Соловецкие монахи, а иной люд приходил сюда на промысел лишь на сезон.
Как-то одному рыбаку, промышлявшему на тоне "Точильной", "явился во сне некий чудный монах и повелел похоронить его, указав место на берегу, где покоится его тело". Рыбак пошёл и на указанном месте обрёл вынесенное морем тело усопшего в монашеском одеянии - "без признаков тления, ничем не поврежденное". Местные монахи не опознали своего собрата. Расспросы монастырских людей иных монастырей также не открыли имени неведомого угодника Божия. И тело его было с благоговением погребено. На могильном кресте написали: "Неизвестный инок", полагая, что со временем имя монаха откроется. Время шло, но ни один из монастырей так и не признал своего пропавшего собрата. И неизвестного инока отпели как безымянного.
Крест над могилой на берегу служил хорошим ориентиром, и вскоре рыбаки стали замечать, что напротив креста всегда случался чудесный улов рыбы. Особенно хорошо рыбу добывал тот благочестивый рыбак, который позаботился о достойном захоронении чудного инока. Этот рыбак часто приходил на могилку помолиться святым угодникам Божиим о помощи на море. Николу Чудотворца поминал, Варлаамия с Керети, да вот теперь и Инока Безымянного Терского. Стали и иные добытчики, прежде чем уйти в море, захаживать на могилу к Иноку - попросить его помощи и заступления пред Господом.
В одну из ночей сей угодник Божий явился тому рыбаку и открыл ему, что слышит молитвы просящих, и повелел над своей могилой поставить часовню. О том повелении узнали и иные промышленники, жившие на тонях Терского берега. Благочестивые христиане с радостью взялись исполнить это послушание, справедливо видя в этом потаённом Божием угоднике нового ходатая за них пред Господом в столь трудном и опасном морском промысле. А вскоре напротив часовни открылся источник. Местные жители называют его и поныне источником Безымянного Инока.
Небольшая часовенка над могилой на диком берегу и источник невдалеке всегда были очень почитаемы всеми промышленниками Терского берега. Считалось, что для благополучия в промысле нужно помолиться в часовне у могилы Безымянного Инока. В промысловое время в ней всегда горела неугасимая лампада. Воду же из источника несли на могилу, молились Иноку об исцелении от болезней и иных напастей.
Во времена безбожной власти святыни Терского берега пришли в запустение. Часовня была разрушена, но при этом до самого последнего времени место это было обозначено крестом. Местные рыбаки-поморы знали древнюю верную примету о том, что напротив этого креста всегда рыбу возьмёшь.
В настоящее время эта северная святыня широко почитаема. С 2001 года на могиле приходским священником села Варзуга регулярно справляются поминальные службы. Тропинка к могильному кресту протоптана даже в полярную зиму.
Новая часовня была воздвигнута в 2003 году.




Т.к. торопиться нам особо было некуда, мы решили найти место стоянки по- раньше, чтобы как следует расслабиться =)
Проехав несколько километров, мы проехали ручей Лодочный, за ним сразу был поворот к берегу Кандалакшского залива.






Друг за другом мы ехали довольно на приличном расстоянии, т.к. ехать в облаке пыли не очень приятно.





На берегу находим отличное место, у маленькой бухты, там и становимся на начевку.





На этом месте я наконец смог записать прилив в ускоренной съемке, 1 кадр в 15 сек.


Фото до прилива



Все, пора спать =)

PS
Письма из провинции. Умба


Письма из провинции. Умба-Варзуга


Продолжение: День 11
Кольский п-ов 2011: Страна полуночного солнца
 
Недалеко от памятника, на берегу залива, находится вторая точка.
Часовня на тоне Точильной, так же известна, как часовня преподобного Безымянного инока Терского.









Кольский п-ов 2011: Страна полуночного солнца
 
Напротив церкви стоит памятник.






Отправляемся дальше.





Вдоль дороги замечаем памятник.
Как оказалось, тут разбился очень уважаемый человек, Святослав Калюжин - директор варзужского совхоза "Всходы коммунизма", человек, который сделал очень много для развития и Варзуги, и Терского района.

Цитата
Святослав Михайлович был советником губернатора Мурманской области. Он развивал туризм, восстанавливал уникальный храм Успения Пресвятой Богородицы, строил новую Варзугу…

Кольский п-ов 2011: Страна полуночного солнца
 
Вскоре усилиями тогдашнего настоятеля Варзугского прихода иеромонаха Харитона (Сахно) и ревнителя традиций древности Заборщикова Петра Прокопьевича было восстановлено внутреннее убранство Петропавловской церкви на Никольской стороне села. К 2000 году вернули приходу и здание Афанасьевской церкви. Тогда же попечением председателя колхоза "Всходы коммунизма" Калюжина Святослава Михайловича здание церкви было приведено в порядок и даже восстановлены новые иконостасы церкви. Однако сами стены этого большого, двухпридельного храма стояли совершенно голыми. Вот тогда-то и вспомнили на приходе об иных, уцелевших на чердаке иконах, что свозились в прежние годы совестливыми людьми из разоренных церквей Терского берега.

Память о событиях 1888 года и о чудесном заступничестве Божьей Матери за село Кашкаранцы в то время практически была утрачена. Однако Тихвинская икона Божьей Матери оказалась среди всех самой достойной Богородичной иконой, и ей нашли почетное место в Афанасьевской церкви. Вскоре люди, приходившие в храм и обращавшиеся в своих молитвах к Божьей Матери, стали ощущать особую благодатную силу, исходившую от этой иконы. Этот образ Божьей Матери Тихвинской, наряду со знаменитым образом Божьей Матери Ахтырской, стали самыми почитаемыми святынями Варзугских церквей.
[/QUOTE]
Кольский п-ов 2011: Страна полуночного солнца
 
Так открылась тайна удивительного спасения иконы от рук безбожников в 1932 году. Оказалось, что икона Божьей Матери тогда вовсе и не покидала стен родной Кашкаранской церкви, а всегда здесь оставалась. Просто с обратной стороны иконной доски кто-то заботливо стесал приметные для иконной доски шпонки-клинья. Икона была перевернута, прибита к стене и закрашена зеленой краской под цвет стен клуба и, таким образом, стала одним из многочисленных клубных стендов. Мы, наверное, никогда уже не узнаем имени того доброго человека, который сокрыл икону от уничтожения.

Обнаруженную икону переправили в Варзугу, в Успенскую церковь и упрятали на чердак, куда было свезено и многое иное из того, что чудом уцелело при разорении некогда богатейших церквей Терского берега.

Тридцать лет пролежала без надобности чудотворная икона на чердаке Успенской церкви села Варзуга. И вот наконец наступили иные времена, прекратились гонения на христианство, здания церквей стали возвращать верующим. Единственным храмом на всем Терском берегу, где можно было начать службу, оказалась церковь Успения Божьей Матери. В тридцатые годы жители села отстояли у "воинствующих безбожников" эту красавицу, и она была объявлена музеем. Благодаря этому Успенская церковь сохранила свое внутреннее убранство, иконы и утварь. В этой церкви с 1997 года и начались первые службы на Терском берегу.
Кольский п-ов 2011: Страна полуночного солнца
 
3. Торжество сил тьмы
Прошло ровно пятьдесят лет. Иная жизнь пришла в село Кашкаранцы. В России воцарилась богоборческая власть. И вот в 1932 году особо рьяные комсомольские активисты Кашкаранского рыболовецкого колхоза им. Сталина стали готовить очень важное, на их взгляд, мероприятие. Перед зданием Тихвинской церкви села, которое теперь стало называться колхозным клубом, предполагалось устроить громадный костер из икон, крестов и церковной утвари. При этом особое внимание уделялось показательному сжиганию той самой, чтимой, чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери, на которую так уповали жители села.

Однако накануне "мероприятия" чудотворный образ неожиданно исчез из Ленинской комнаты клуба. Это казалось странным, поскольку икона имела весьма внушительные размеры, и представлялось невероятным, чтобы кто-нибудь мог ее вынести незаметно для бдительных "активистов". Тем не менее, были предприняты все меры для поиска, обследованы все чердаки и подвалы, однако все оказалось безрезультатным. Икона, что называется, "как сквозь землю провалилась".

Пошло еще тридцать пять лет безбожной жизни. Утихли времена кровавых расправ над верующими, расстрелов священников и ссылок в лагеря. Страшное имя Сталина в названии колхоза было заменено нейтральным "Передовик".

Пришло время вновь открыться иконе Божьей Матери Тихвинской, спасительнице Кашкаранцев.

4. Сбереженная святыня
Летом 1967 года четырехлетний Андрюша Дворников, играя со своими друзьями, забежал в сельский клуб. Там внимание мальчика привлекла доска-стенд с фотографиями передовиков колхоза. Он стоял, задрав голову, когда неожиданно доска с фотографиями стала отделяться от стены и рухнула прямо на него. Угол доски разбил ему губу, пошла кровь, и Андрюша заревел на весь клуб. Когда на этот плач сбежались дети и взрослые, то их взорам предстала удивительная картина. Посреди клуба стоял плачущий мальчик, а перед ним во всей своей красоте и величии лежала икона Божьей Матери Тихвинской.
Кольский п-ов 2011: Страна полуночного солнца
 
[QUOTE=]1. Катастрофа 1888 года
Зимой 1888 года, 5 января, в Крещенский сочельник, около трех часов ночи жители села Кашкаранцы были разбужены странным и пугающим гулом, надвигавшимся со стороны моря, сила которого угрожающе нарастала. Когда же гул перерос в страшный грохот, похожий на пушечную канонаду, и жители села с факелами высыпали из домов, то им открылась ужасающая картина. Со стороны моря на Кашкаранский берег надвигались горы льда небывалого размера. Ледяные массы "возвышались горными уступами на 5, и даже 8 сажен высоты", что в переводе на современную метрическую систему составляет 10.5 и 17 метров соответственно. Для примера, стандартная высота пятиэтажного дома - 11-12 метров.

Самым странным при этом являлось то, что не было никаких объективных причин для движения льда на берег, равно как и появления гор столь фантастической высоты. Впоследствии изучавшие этот факт научные исследователи так и не нашли сколько-нибудь вразумительного объяснения причин этого небывалого явления. Стояла спокойная зимняя погода "при тихом северо-западном ветре".

Таким образом, как сообщали очевидцы этих событий в статье Архангельских губернских ведомостей, опубликованной под заголовком "Катастрофа в селе Кашкаранцах Кольского уезда", всем стало понятно, что "Кашкаранцы постигло небывалое до сих пор бедствие". Это, что касается научной, мирской оценки фантастического природного явления. Что же относительно духовной, мистической подоплеки происходившего, то налицо некий небывалый всплеск извечного и жестокого противостояния между благодатной силой христианских святынь и мрачной злобой сил тьмы, безраздельно владевшей этими землями с незапамятных времен.

В эту ночь, накануне великого Церковного праздника Крещения Господня, вся древняя нечисть этих берегов, колдовское воинство лопарской богини Лоухи, решили дать бой Кашкаранским святыням. Смести с лица земли ненавистное селение, основавшееся вокруг мощей Трех преподобных иноков.

Как только жители села осмыслили весь ужас происходящего, было решено срочно послать в Варзугу за священником. В это время настоятелем церквей обоих сел - Варзуги и Кашкаранцев - являлся иерей Михаил Истомин. К слову сказать, могила его жены, матушки Анны Истоминой, - единственная, сохранившаяся до наших дней из всех многочисленных могил, что были рядом с Варзугской Успенской церковью.

"Привыкшие к борьбе с морской стихией поморы вздумали было отстаивать свои родные очаги, - продолжает корреспондент, - но борьба с такой всесокрушающей силой природы оказалась совершенно безуспешной". Попытки ставить упоры из бревен и тому подобное, лишь выявляли страшную силу движущихся ледяных громад, ломавших бревна, как спички. К этому времени ледяные массы уже успели превратить в деревянную пыль 41 карбас жителей села и два торговых судна (клипер и раншину).

2. Чудо в Крещенский сочельник
К моменту прибытия в Кашкаранцы отца Михаила Истомина жители села пребывали в состоянии полного смятения и ужаса. Ледяные горы успели поглотить 27 амбаров со всеми съестными припасами и рыболовными снастями, 11 бань и 6 дворов с хлевами. Лед приступил уже к уничтожению жилищ поморов - два ближайших к морю дома вместе со скотными дворами превратились в труху. Ледяные громады уже нависали над церковью.

Священник обратился к народу, призвав всех собраться в церкви и всем миром вознести молитву ко Господу о спасении Кашкаранцев. Все село устремилось в храм, где начался небывалый молебен. Люди молились так, как никогда в жизни еще не молились - всем сердцем и со слезами. Из Тихвинской церкви жители вышли крестным ходом с иконами, крестами и хоругвями. Впереди несли главную надежду и святыню села - Тихвинскую икону Божьей Матери - давнюю заступницу Кашкаранцев и всего Русского Севера.

И вот люди встали перед ледяными громадами. Икону впереди держали два помора - староста села и дьячок церкви. Священник запел, и люди горячо подхватили самую любимую народную песнь-молитву православных христиан ко Пресвятой Богородице: "Царица моя Преблагая, надежда моя Богородице...".

Рокочущая, страшная и неумолимая ледяная стихия приблизилась вплотную к стоящим насмерть в своей вере людям. Кто-то стал отодвигать назад детишек, пряча их поглубже в толпу. Люди смыкали ряды и пели. Казалось, еще мгновение - и ледяные глыбы обрушатся со страшной высоты и раздавят наивных смельчаков... И тут вдруг что-то произошло, что-то изменилось. Люди не сразу даже поняли что. А это просто наступила тишина - лед встал. Он даже двинулся назад, как бы пятясь, отступая от необоримой силы христианской веры, и, наконец, окончательно затих.

Какое-то время люди стояли, замерев и затаив дыхание. Прислушивались, боялись поверить, что это наваждение, весь кошмар этой ночи закончился, что их молитва услышана, и Господь сохранил родные Кашкаранцы заступничеством Божьей Матери Тихвинской. И тут небывалая радость охватила всех, люди обнимались и плакали. Кто-то бросился обнимать священника, кто-то еще недоверчиво глядел на застывшие, уходящие в небеса ледяные громады...

Отец Михаил подошел к иконе, земно поклонился Царице Небесной и отошел в сторону, смахивая слезы. За ним с молитвой опускались на колени все жители села. И долго еще стояли с Иконой два помора, пока каждый из сельчан не подошел к чудотворному образу, целуя его и благодаря Божью Матерь Тихвинскую - Заступницу и Спасительницу этого древнего села, что на Терском берегу, на Кашкаранском наволоке.

Когда, наконец, окончательно рассвело, стало возможным рассмотреть весь масштаб небывалого природного катаклизма, случившегося в Кашкаранцах в ночь с 4-го на 5-е января 1888 года. Ночное ледяное наступление шло на село с моря фронтом шириной около километра. От моря, от полосы границы максимального морского воздействия на берег волнами и приливами, ледяные горы сумели продвинуться в направлении села на 150 метров. Вся эта огромная площадь была занята "сплошной массой льда, возвышающейся ледяными горными уступами на 5 и даже 8 сажен в вышину". Что составляло, как мы уже писали, 10.5 и 17 метров соответственно.

Как сообщали в Архангельских губернских ведомостях очевидцы, "движения льда в таком громадном количестве и с такими ужасными последствиями не помнит никто из старожилов всего Терского берега, так что описанное бедствие в полном смысле - явление совершенно небывалое". И в памяти жителей села "небывалость этого явления" навсегда оказалась связанной с чувством благодарности к Божьей Матери Тихвинской и верой в Ее неизменное заступничество за село Кашкаранцы.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 17 След.