Цитата |
---|
Но всегда есть некая тенденция, некое движение. В данном случае к опреденной музыке и масскультуре, есть социальный заказ. Вот человек и "выстреливает" |
Согласна…Только где тогда грань отличий между просто известными и востребованными в данное время и теми, кого принято считать Символами поколения (для меня это тот, о ком с уважением/восхищением вспоминают не только его ровесники, но и последующие поколения)? На мой взгляд это отличие в том, что помимо соответствия потребительским запросам, он должен обладать некой личной харизмой, "изюминкой" пусть и при средних способностях и + может быть, период изменений в соц культуре. Напр. можно сравнить гр. Abba, и какую-нибудь в прошлом супер-популярную "группу-однодневку" (к примеру Scooter, Aqua)…
Мне вот, как интересующейся русским роком был интересен феномен культовости Цоя...
Ведь до сих пор у любителей отечественной рок-музыки (а может и не только у них) КИНО находится на особом почете и его либо называют первым на вопрос о муз. предпочтениях, либо не упоминают вовсе, считая, это само собой разумеющимся...типа какой русский рок без Цоя.
Хотя:
Голоса у него не было (т.е. был, но абсолютно не музыкальный - гортанно-каркающий). На гитаре играл средне, в пределах дворовой семи-восьмиаккордовой школы. На сцене был статичен, пластически скуп, если не сказать беден. Актерски - нулевой. В общем самый обычный, на первый взгляд, мальчишка-бард из петербургской подворотни… И это притом, что даже его родная ленинградская школа рока 80-х, не говоря о профессиональной эстраде, изобиловала молодыми мастерами электрогитары – например, Ильченко, - почти хендриксовского стиля, магами рок-текстов и вокала (Григорян, Кинчев, Шевчук и др.), шоу-менами уровня Пети Мамонова из "Звуков МУ" и бригадника Сукачева, и не говоря уже о панках и рокерах – уровня БГ, Башлачева, Науменко и т.д. Цой же играл и пел не лучше, чем Окуджава. И хуже, чем Кузьмин, намного хуже. Плюс многие деятели искусства не любили Цоя за приземленность, бедность воображения и близорукость, за гипердетализацию кухонных тусовок пивного междусобойчика (.Цой - "сотня шагов назад поэтически и музыкально" по выражению Леонида Филатова)..
Но тогда почему Кузьмин и десятки таких же остались в титрах и на афишах а Цой стал именем на уличной стене?
Я думаю, что по-разным причинам более талантливые соратники "среднячка"-Цоя по высшему кругу рок-музыкантов-80-х в раскрутку не годились, потому и доступа к массовой аудитории не получили. Я думаю, что Башлачев - в силу своей "глубочайшей и тончайшей поэзии", Селюнин - из-за своей сугубой философичности, Майк-по причине неразменного лиризма и исповедальности. После Цоя или почти одновременно с ним совковый шоу-бизнес вложил деньги в двух корифеев цоевского времени - в БГ и Шевчука. Но до популярности Цоя они все равно не дотягивают. Вариант же Кинчева скорее принято относить к области шоу и театра, т.к. он немножко размыт жанрово, эклектичен и несколько вторичен, к тому же мне кажется, что он слишком увлекался назиданием…
А в Цое акулы шоу-бизнеса быстро почувствовали конвертируемое качество – в его жизни сочетались несколько желаемых массами дефицитов: в шоу-мире, над полом и под полом, все стремились "в люди", "наверх", Цой - в котельную; не как у всех, азиатская была у него внешность; все прикидываются, лицемерят, СТЕБАЮТСЯ - Цой ясен и доступен, все либо с гордостью и благодарностью декларируют свою общность с народом и государством, либо скорбят навзрыд о несовпадении с ними – Цой СПОКОЙНО подчеркивал развод с ними и считал его своей заслугой. Цой сочинял песни только про себя. Практически, он вел песенный дневник. Все эти уникальные ингредиенты сплавились в конечный продукт - в то, чем был Цой на сцене.
Для меня, например, он выделяется благодаря, "я-поэзии" его первых (и имхо самых искренних) песен вопреки "мы-жизни" официальной эстрады: "Я попал в какой-то не такой круг..." "Я лишний, словно куча лома." "Все говорят, что надо кем-то мне становиться, А я хотел бы остаться собой." "В толпе я, как иголка в сене, Я снова человек без цели." , "Электричка везет меня туда, куда я не хочу". Плюс снятые студентами-кинематографистами как курсовые и дипломные работы фильмы о Цое, о его быте, его работе и концертах в жэковской котельной добавили к известному мифу о нем, сложенному по его песням, действенный видеоряд: побросав громадной лопатой уголь в огнедышащие пасти котлов, Цой, подсвеченный языками пламени со спины, что создавало вокруг его головы трепетный ореол, садился с гитарой в центр кружка поклонников, и, как мессия среди апостолов, пел, перебирая струны, ничего им не обещая, но правдой о себе, достойной песни, утверждая свою, а, значит, и их самоценность, жизнеспособность и надежду на выживание без чьей-либо помощи, кроме как со стороны его любимых стихий - ночи и дождя: "дождь для нас", "с нами ночь."
Ну и плюс, конечно, гибель никогда не бывает лепотой, она всегда нелепа…но…...вот гибель, настигшая Цоя вскоре после перехода в массовый шоу-бизнес, пресекла становление и распространение нового цоевского статуса и образа в массе его фанов. Для них Цой успел остаться одиноким волком, "совершенным", Брюсом Ли русского рока, успел сохраниться героем улицы, успел не сделаться персонажем муз.бомонда…
Т.е. я хочу сказать, на примере, Цоя, что, конечно, "счастливый билет", для таких "простых людей с улицы" часто имеет определяющее значение (Цоя, например, случайно услышал в электричке БГ, который помог молодому таланту), но от самого человека, от его харизмы тоже многое зависит – станет ли он звездой-однодневкой или обретет более долговременную славу …