Странное путешествие.
Воин Света всегда стремиться к совершенству.
“За каждым ударом его меча – столетия мудрости и размышлений.
Каждый удар должен заключать в себе силу и проворство всех воинов прошлого, которые и сейчас продолжают благословлять битву.
Каждое его движение чтит те движения, которые предшествующие поколения пытались передать нынешним через Традицию.
Воин совершенствует красоту своих ударов.”
Пауло Коэльо “Книга Воина Света”.
Обычно, путешествие означает движение в пространстве в интересные места, хотя мне, в этом слове, видится древнее движение по пути, движение своей дорогой. Но иногда, можно совершить и путешествие во времени. Глядя на камни Стоунхеджа, или стоя у Пирамид внутренне перемещаешься во времени так далеко, что в летописях человечества нет никаких упоминаний о тех давних событиях... Нам доступно огромное множество приключений, надо только сместить свое восприятие и увидеть это.
Этим летом, в Одессе появилась реклама очередного турнира Железная Лига. Уже не первый год мы собирались посмотреть на современных рыцарей. Современные люди хотят вернуться в средневековье, одеть доспехи и выйти на ристалище. И всего- то 2 часа дороги от Одессы в город Аккерман. Это название мне больше нравиться, хотя на карте он значиться как Белгород-Днестровский. Почти как Бендер-Задунайский, слова еле проговариваются, про благозвучность я вообще молчу.
Каждое лето в старой крепости Аккермана, на берегу проходит турнир рыцарей. Это реальные соревнования, с судьями, ведущим, страстями. Даже мечи ломаются, чему был свидетелем. При сильном ударе у одного из участников сломался полуторный меч… Но это я забегаю вперед.
“Что же тут странного?” – спросите Вы. Странно то, что мы вроде бы и сместились по ленте времени назад, в Средневековье, а вроде и нет... Это некий особый мир современных людей, играющих в Средневековье. Доспехи, одежды, прически – все выше всяких похвал, но люди – наши современники, все равно вряд ли они те самые рыцари готической эпохи, сражавшиеся в разных странах друг с другом или с маврами на Святой Земле. Мифы о рыцарях (под мифами я подразумеваю живую реальность человечества, прошу не путать с вымыслами и фантазиями) будят целый пласт ассоциаций. Это и великий круг сказаний о Короле Артуре (блистательно описанных у Томаса Мэлори) и войны 1 тысячелетия в Европе, крестовые походы, великие христианские ордена рыцарей-воинов, противостояние Христианства и Мусульманства, наверно и по сей день не утихнувшее. Это целый кодекс рыцарства, возможно не исполнявшийся в истории, зато красивый как Бриллиант. Обеты, подвиги, поиск Грааля, аскеза, нормы поведения, которые весьма трудно представить себе сегодня, Божий Суд. Мужчины сражались, женщины вдохновляли. Прошу желающих опошлить все и вся обойтись без комментариев, я подчеркнул, что это Миф, а не только живая история, он не подлежит анализу в лоб, тем более попытки похихихать над этим…
MEЧ
1
Меч создал справедливость.
2
Насильем скованный,
Отточенный для мщенья, —
Он вместе с кровью напитался духом
Святых и праведников,
Им усекновенных.
И стала рукоять его ковчегом
Для их мощей.
(Эфес поднять до губ —
Доныне жест военного салюта.)
И в этом меч сподобился кресту —
Позорному столбу, который стал
Священнейшим из символов любви.
3
На справедливой стали проступили
Слова молитв и заповеди долга:
“Марии — Деве милосердной — Слава”.
“Не обнажай меня без нужды,
Не вкладывай в ножны без чести”.
“In te, о Domine, speravi!”
(На тебя, Господи, уповаю! (лат.)) —
Восклицают средневековые клинки.
Меч сосвященствовал во время
Литургии,
Меч нарекался в таинстве крещенья.
Их имена “Отклер” и “Дюрандаль”
Сверкают, как удар.
И в описях оружья
К иным прибавлено рукой писца:
“Он — фея”.
4
Так из грабителя больших дорог
Меч создал рыцаря
И оковал железом
Его лицо и плоть его; а дух
Провел сквозь пламя посвященья,
Запечатляя в зрящем сердце меч,
Пылающий в деснице Серафима:
Символ земной любви,
Карающей и мстящей,
Мир рассекающий на “да” и “нет”,
На зло и на добро.
“Si! Si! — No! No!” —
Как утверждает Сидов меч “Тисона”.
5
Когда же в мир пришли иные силы
И вновь преобразили человека,
Меч не погиб, но расщепился в дух:
Защитницею чести стала шпага —
Ланцет для воспаленных самолюбий
А меч —
Вершителем судебных приговоров.
Но, обесчещенный,
Он для толпы остался
Оракулом
И врачевателем болезней;
И палачи, собравшись, хоронили
В лесах Германии
Усталые мечи,
Которые отсекли
Девяносто девять.
6
Казнь реформировал
Хирург и филантроп,
И меч был вытеснен
Машинным производством,
Введенным в область смерти; и с тех пор
Он стал характером,
Учением, доктриной:
Сен-Жюстом, Робеспьером, гильотиной —
Антиномией Кантова ума.
7
О, правосудие,
Держащее в руках
Весы и меч! Не ты ль его кидало
На чашки мира: “Горе побежденным!” ?
Не веривший ли в справедливость
Приходил
К сознанию, что надо уничтожить
Для торжества ее
Сначала всех людей?
Не справедливость ли была всегда
Таблицей умноженья, на которой
Труп множили на труп,
Убийство на убийство
И зло на зло?
Не тот ли, кто принес “Не мир, а меч”,
В нас вдунул огнь, который
Язвит и жжет, и будет жечь наш дух,
Доколе каждый
Таинственного слова не постигнет:
“Отмщенье Мне и Аз воздам за зло”.
1
Меч создал справедливость.
2
Насильем скованный,
Отточенный для мщенья, —
Он вместе с кровью напитался духом
Святых и праведников,
Им усекновенных.
И стала рукоять его ковчегом
Для их мощей.
(Эфес поднять до губ —
Доныне жест военного салюта.)
И в этом меч сподобился кресту —
Позорному столбу, который стал
Священнейшим из символов любви.
3
На справедливой стали проступили
Слова молитв и заповеди долга:
“Марии — Деве милосердной — Слава”.
“Не обнажай меня без нужды,
Не вкладывай в ножны без чести”.
“In te, о Domine, speravi!”
(На тебя, Господи, уповаю! (лат.)) —
Восклицают средневековые клинки.
Меч сосвященствовал во время
Литургии,
Меч нарекался в таинстве крещенья.
Их имена “Отклер” и “Дюрандаль”
Сверкают, как удар.
И в описях оружья
К иным прибавлено рукой писца:
“Он — фея”.
4
Так из грабителя больших дорог
Меч создал рыцаря
И оковал железом
Его лицо и плоть его; а дух
Провел сквозь пламя посвященья,
Запечатляя в зрящем сердце меч,
Пылающий в деснице Серафима:
Символ земной любви,
Карающей и мстящей,
Мир рассекающий на “да” и “нет”,
На зло и на добро.
“Si! Si! — No! No!” —
Как утверждает Сидов меч “Тисона”.
5
Когда же в мир пришли иные силы
И вновь преобразили человека,
Меч не погиб, но расщепился в дух:
Защитницею чести стала шпага —
Ланцет для воспаленных самолюбий
А меч —
Вершителем судебных приговоров.
Но, обесчещенный,
Он для толпы остался
Оракулом
И врачевателем болезней;
И палачи, собравшись, хоронили
В лесах Германии
Усталые мечи,
Которые отсекли
Девяносто девять.
6
Казнь реформировал
Хирург и филантроп,
И меч был вытеснен
Машинным производством,
Введенным в область смерти; и с тех пор
Он стал характером,
Учением, доктриной:
Сен-Жюстом, Робеспьером, гильотиной —
Антиномией Кантова ума.
7
О, правосудие,
Держащее в руках
Весы и меч! Не ты ль его кидало
На чашки мира: “Горе побежденным!” ?
Не веривший ли в справедливость
Приходил
К сознанию, что надо уничтожить
Для торжества ее
Сначала всех людей?
Не справедливость ли была всегда
Таблицей умноженья, на которой
Труп множили на труп,
Убийство на убийство
И зло на зло?
Не тот ли, кто принес “Не мир, а меч”,
В нас вдунул огнь, который
Язвит и жжет, и будет жечь наш дух,
Доколе каждый
Таинственного слова не постигнет:
“Отмщенье Мне и Аз воздам за зло”.
Максимилиан Волошин
ПУТЯМИ КАИНА (Трагедия материальной культуры)
1 февраля 1922
Коктебель
Коктебель
Но вернемся в Аккерманскую Крепость. Сама Крепость - очень хорошо сохранившийся исторический памятник, думаю уже забывший суть и свое предназначение. Если просто посмотреть крепость хватит 1 часа. Достаточно высокие стены, башни, ворота, где-то затерявшийся музей пыток (мерзкое место, никогда не смотрю такую экзотику), очень маленький музей раскопок греческого поселения Тира, с интересным остатком алтаря и фигурками. Отличный вид, немного боевых машин и все.
Всю эту аскетическую скромность очень украсили современные люди Средневековья. Ребята одеваются в особые одежды, работают в кафе, правда пища вполне современная… Работает ярмарка ручных поделок, и конечно турнир. Ах да забыл – вездесущие туристы, вечный фон любых путешествий сегодня.
Странное Среденевековье на фоне панамок, резиновых шлепанцев, фотоаапаратов (это наше все) и комментариев: ”Пошли пивка треснем”, “Папа хочу пи-пи” “ Все увези меня домой, голова болит” “Чудесное место великолепно сохранившиеся стены“ .
Тем не менее все здорово и не обыденно, не взирая ни на что. Ну и сам турнир конечно – гвоздь дня.
Турнир делился на 3 части:
1)Бои с мечем и щитом;
2) Бои с полуторным мечем без щита;
3) Бои стенка на стенка 2 на 2 противника.
Бои судили маршалы(судьи в поле), гофмаршал (главный судья). Был комментатор, должность не запомнил. Иногда судьи были интересней и колоритней бойцов. Такие страсти, жесты, переживания. А в третьей части - вообще трещал забор и маршалам приходилось его держать, а с ним и озверевших бойцов.
Самым техничным и толерантным была первая часть турнира. Было несколько бойцов-девущек, решивших взять в руки не женское оружие. Кстати дамы достаточно часто побеждали своих противников. Были рыцари зачинщики и рыцари-ответчики турнира. Бои шли по выбору. Каждый ответчик выбирал себе противника и выходил на ристалище.
Вторая часть была очень динамичной. Именно в этой части у маститого бойца по имени Сэр Оливер сломался меч при сильном ударе по доспехам противника. Обломок полетел в зрителей... Пострадавших не было.
Третья часть наверно технически очень интересная вызвала полное ощущение дикой драки. Бойцы мгновенно озверели.
Еще бы, можно не только бить мечом или топором, не еще пинать, делать броски и добивать противника. Часто шли схватки двое против одного. Например, быстро сбивался один из противников и двое медленно приканчивали противника. Одного из бойцов довели просто до полного изнеможения и он прекратил бой.
Очень интересно преображает людей одежда. Рыцари и дамы, лучник и ярмарочные торговцы снимали костюмы и вот перед нами обычные ребята-спортсмены, ради удовольствия собравшиеся на пикник в старой заброшенной крепости. Привычные палатки, наверно костры вечером, юношеские игрища – красота. И снова преображение – одетые доспехи снова являют других людей и другую эпоху… Странное чувство “между” снова и снова посещает. И не Современность и не Средневековье, скорее резервация, особый мир, только для своих.
Так и остался некий привкус. Но все равно, то ли спорт, то ли ожившая история пробежала перед нашими глазами и заняла свое место среди различных приключений и дорог.