В конкурсе "Русского репортера" и Myspace.com на лучший фильм о жизни в городе приняли участие более 70 картин из разных мест - от Красноярска до Набережных Челнов и от Саратова до Санкт-Петербурга. Выяснилось, что современный российский город - это страшно и некрасиво, но мы все равно его любим. Хотя бы потому, что об этом можно снимать смешные, отвязные и пронзительные фильмы
Жизнь в большом городе
Сегодня, в эпоху дешевых видеокамер и сотовых телефонов с объективами, кино может снять любой. Но это еще не значит, что у всех оно получится.
Режиссура — это умение не столько снимать, сколько видеть. Интересный и неожиданный сюжет может буквально валяться под ногами — его надо всего лишь заметить, как в безликой городской толпе вдруг замечают красивое лицо.
Мало кто догадывается, например, что банальная торговая палатка — это целый мир со своей системой отношений и иерархией ценностей (фильм «Чем вам помочь?»). А обычный сувенирный рынок рядом с храмом — место, где торгуют матрешками с героином и одни продавцы жестоко подставляют других, чтобы отобрать у них крошечную (шириной в 10 матрешек) торговую площадь (фильм «Рыночные отношения»).
В Америке и Европе из таких будничных сюжетов, на которые большинство из нас просто не обращают внимания, рождается большое драматическое кино. Например, американец иранского происхождения Рамин Бахрани принципиально ищет своих героев на улице, а потом приглашает их сыграть самих себя. Один из его фильмов рассказывает о пожилом пакистанском эмигранте, чья жизнь целиком проходит под козырьком тележки с фастфудом, которую он толкает по всему Нью-Йорку в надежде продать как можно больше хот-догов. В пересказе звучит скучно, но оторваться от экрана невозможно — как от самой настоящей жизни, проходящей прямо перед глазами зрителя.
Российским режиссерам пока сильно не хватает этой цепкости по отношению к повседневности: наше кино до такой степени оторвано от реальности, что зрительский восторг вызывают любые фильмы с минимально реалистичными обстоятельствами и конфликтами. Притом что жизненных историй для кино у нас хоть отбавляй и средний российский город в этом смысле предоставляет массу возможностей.
Он настолько эклектичен и насыщен событиями, что не надо ничего придумывать специально. Особенно если задаться целью снять хоррор, фильм-катастрофу, абсурдистскую или даже экзистенциальную драму. Просто бери камеру — и вперед. Характерно, что документальные или псевдодокументальные короткометражки, присланные на конкурс, чаще всего были гораздо сильнее игровых, потому что реальная жизнь неизменно интереснее и неожиданнее, чем самые сложные сюжетные построения, на которые способна фантазия сценариста и режиссера.
Больница, церковь, туалет
В большинстве конкурсных картин современный российский город предстает как пространство, не приспособленное для жизни. В общественных зданиях — вроде университета — вы можете стать жертвой тоталитарного эксперимента: вас доведет до ручки невидимый маньяк, как это происходит в фильме «Наблюдатель».
Улицы — вообще опасная зона, которую мы пересекаем лишь затем, чтобы побыстрее оказаться в своих квартирах или офисах. Собственно, на улицах российских городов нормально себя чувствуют лишь два типа людей — аутсайдеры и поэты. Как в картине
«Любовь», где об этом чувстве рассуждают привокзальные бомжи, и в короткометражке «Вокзал», где беспризорники нюхают клей и честно признаются, что не хотят другой жизни. Только в фильме «Федор Васильев. Интервью» унылый и равнодушный городской пейзаж из безликих многоэтажек вдохновляет молодого священника-поэта на проникновенные речи об искусстве, вере и Боге (а может, он просто счастливо погружен в себя и не замечает окружающей разрухи)Одно из преимуществ нынешних режиссеров — и профессионалов, и любителей — в том, что благодаря ручным маленьким камерам они могут снимать там, куда их раньше просто не пустили бы. Например, в метро, пунктах сбора донорской крови и психбольницах.
Жизнь в большом городе
Сегодня, в эпоху дешевых видеокамер и сотовых телефонов с объективами, кино может снять любой. Но это еще не значит, что у всех оно получится.
Режиссура — это умение не столько снимать, сколько видеть. Интересный и неожиданный сюжет может буквально валяться под ногами — его надо всего лишь заметить, как в безликой городской толпе вдруг замечают красивое лицо.
Мало кто догадывается, например, что банальная торговая палатка — это целый мир со своей системой отношений и иерархией ценностей (фильм «Чем вам помочь?»). А обычный сувенирный рынок рядом с храмом — место, где торгуют матрешками с героином и одни продавцы жестоко подставляют других, чтобы отобрать у них крошечную (шириной в 10 матрешек) торговую площадь (фильм «Рыночные отношения»).
В Америке и Европе из таких будничных сюжетов, на которые большинство из нас просто не обращают внимания, рождается большое драматическое кино. Например, американец иранского происхождения Рамин Бахрани принципиально ищет своих героев на улице, а потом приглашает их сыграть самих себя. Один из его фильмов рассказывает о пожилом пакистанском эмигранте, чья жизнь целиком проходит под козырьком тележки с фастфудом, которую он толкает по всему Нью-Йорку в надежде продать как можно больше хот-догов. В пересказе звучит скучно, но оторваться от экрана невозможно — как от самой настоящей жизни, проходящей прямо перед глазами зрителя.
Российским режиссерам пока сильно не хватает этой цепкости по отношению к повседневности: наше кино до такой степени оторвано от реальности, что зрительский восторг вызывают любые фильмы с минимально реалистичными обстоятельствами и конфликтами. Притом что жизненных историй для кино у нас хоть отбавляй и средний российский город в этом смысле предоставляет массу возможностей.
Он настолько эклектичен и насыщен событиями, что не надо ничего придумывать специально. Особенно если задаться целью снять хоррор, фильм-катастрофу, абсурдистскую или даже экзистенциальную драму. Просто бери камеру — и вперед. Характерно, что документальные или псевдодокументальные короткометражки, присланные на конкурс, чаще всего были гораздо сильнее игровых, потому что реальная жизнь неизменно интереснее и неожиданнее, чем самые сложные сюжетные построения, на которые способна фантазия сценариста и режиссера.
Больница, церковь, туалет
В большинстве конкурсных картин современный российский город предстает как пространство, не приспособленное для жизни. В общественных зданиях — вроде университета — вы можете стать жертвой тоталитарного эксперимента: вас доведет до ручки невидимый маньяк, как это происходит в фильме «Наблюдатель».
Улицы — вообще опасная зона, которую мы пересекаем лишь затем, чтобы побыстрее оказаться в своих квартирах или офисах. Собственно, на улицах российских городов нормально себя чувствуют лишь два типа людей — аутсайдеры и поэты. Как в картине
«Любовь», где об этом чувстве рассуждают привокзальные бомжи, и в короткометражке «Вокзал», где беспризорники нюхают клей и честно признаются, что не хотят другой жизни. Только в фильме «Федор Васильев. Интервью» унылый и равнодушный городской пейзаж из безликих многоэтажек вдохновляет молодого священника-поэта на проникновенные речи об искусстве, вере и Боге (а может, он просто счастливо погружен в себя и не замечает окружающей разрухи)Одно из преимуществ нынешних режиссеров — и профессионалов, и любителей — в том, что благодаря ручным маленьким камерам они могут снимать там, куда их раньше просто не пустили бы. Например, в метро, пунктах сбора донорской крови и психбольницах.