Восточные свадьбы

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 След.
RSS
Восточные свадьбы
 
Так как обручение - обряд довольно важный, то стол в таком случае накрывается обильный и разнообразный, соответствующий масштабу торжества. Блюд подается много – и супы, и рыба, и мясо, и овощи, и сладости, и непременно виноградное вино и хороший армянский коньяк.

Следующим после обручения является обряд «кройки платья» невесты (шордзевек, или шор ктрел). Сейчас этот обряд часто сливается с обручением либо выполняется за несколько дней до свадьбы, а зачастую и вовсе отсутствует. Но все же мы расскажем о нем.
 
В этот день в дом невесты отправляются, со стороны жениха, его мать, жена кавора с купленным для свадебного платья отрезом и родственницы с различными подарками и сладостями.
Сам же обряд заключается о том, что жена кавора берет ножницы с целью кроить платье, но потом заявляет, что ножницы тупые, тем самым, требуя вознаграждения за свой труд. И только получив подарков (выкуп), она начинает кроить платье для невесты. Этот обряд, как и предыдущие, сопровождается угощением и весельем.
Через несколько дней после обручения родители невесты приглашают жениха к себе домой. Он обычно идет с одной из своих родственниц. Они приносят всевозможные сладости и небольшие подарки для младших сестер невесты.
НА следующее утро мать невесты раздает принесенные юношей сладости соседям. Это посещение называется ншанац тес – видение обрученной. После него жених свободно навещает невесту вплоть до самой свадьбы.
В это время близкие родственники невесты приглашают ее вместе с женихом к себе домой, угощают и преподносят им небольшие подарки.
Спустя некоторое время, дней за 15-20 до свадьбы, отец жениха вместе с тремя-четырьмя близкими родственниками идут сначала к кавору, а потом к родителям невесты, чтобы договориться о предстоящих свадебных расходах и о числе приглашенных. Такое посещение называется кьясум ктрел.
Отец жениха заранее готовит пригласительные билеты на свадьбу.
 
Сейчас свадьба обычно начинается в субботу вечером и заканчивается в понедельник утром. Бывает и так, что начинается свадьба в пятницу, потому что понедельник является рабочим днем и большинство приглашенных гостей не смогут принять участие в третьем дне торжества.
В назначенный день в доме жениха собираются его гости, а в доме невесты – ее гости. В обоих домах начинается веселье – играют, поют, танцуют. В доме жениха заранее приготовляют гарсаник мисс (свадебное мясо), для чего режут быка. Этот обряд называется ез ктрел, или мсацун, мисс мортел.
В прошлом этот обряд обставлялся особым ритуалом, носящим религиозно-мистический характер. Тогда во время резания быка жених, сделав ножом крестообразный знак на шее животного, клал окровавленный нож в карман либо смачивал кровью замок, который затем закрывал и хранил при себе, открывая только в брачную ночь. Эти магические действия должны были обеспечить плодородие жениха.
Теперь же данный ритуал ограничивается тем, что музыкант, а также тот, кто должен резать быка, поставив ногу на шею связанного животного, говорят, что нож не режет, требуя выкупа.
Как и раньше, обряд сопровождается пением и танцами. Хотя в последнее время об этом обряде даже редко вспоминают – далеко на каждой свадьбе есть возможность резать быка, а скорее всего потому, что обряд довольно обременительный и отнимает много времени.
После этого в доме жениха все садятся за стол избирают тамаду и часов до 11-12 вечера пируют и веселятся. В дом невесты в этот вечер относят часть вина, мяса и других продуктов. Человек (обычно молодой), который относит все это угощение, называется агвес – вестник. Однако в последнее время родители девушки часто отказываются от того, чтобы отец жениха посылал в их дом мясо, напитки, и все расходы праздничного стола берут на себя.
 
В прошлом на второй день свадьбы, утром, обычно совершался обряд «бритье жениха», который теперь почти исчез, поскольку с изменением брачного возраста жених еще до свадьбы начинает бриться, (стоит заметить, что в былые времена практически всегда женихи были настолько молодыми, что первое бритье совпадало с периодом свадьбы).
Во время этого обряда жених сидел в окружении азабов (холостой молодежи), которые держали в руках зажженные свечи. Рядом с женихом становился кавор и азаббаши (глава холостой молодежи). Специально приглашенный для этой цели парикмахер начинал брить жениха, несколько раз останавливая работу, ссылаясь на тупую бритву. После получения выкупа – халата – он продолжал бритье, а в конце работы нередко оставлял часть невыбритою, пока опять не получал выкупа.
Интересно, что в некоторых районах Армении при выполнении этого обряда жених садился на перевернутую вверх дном корзину, под которой находилась горящая свеча. Ритуал, очевидно, символизировал посвящение юноши в следующий возрастной класс. Этому отвечал и обряд одевания жениха и невесты.
Обязательная деталь свадебного костюма жениха – красный бант слева на груди. В армянских традициях красный бант символизирует непорочность.
На второй день свадьбы, то есть в воскресенье, жених и близкие ему родственники, взяв с собой вино или коньяк, в сопровождении музыкантов идут сначала в дом кавора. Там уже накрыт стол, присутствующие немного закусывают, выпивают, а затем торжественно ведут кавора в дом жениха. Кавор берет с собой сини, на котором лежат подарки, сладости, а также свадебную одежду невесты.
Примерно в середине этого дня жених, его отец, брат жениха (песахпер, или чахачпер), кавор с женой, а также молодежь в сопровождении музыкантов отправляются из дома жениха в дом невесты, где продолжается всеобщее веселье. Затем жена кавора и остальные женщины удаляются в отдельную комнату, где с песнями облачают невесту в одежду, принесенную кавором. Раньше свадебный наряд невесты был обычным армянским женским костюмом, только более богато украшенным. Теперь же армянские невесты предпочитают классический свадебный стиль – белое платье и фату.
Кавор, жених, сестра невесты (харснакуйр) выводят ее к гостям. Жених и невеста впервые вместе садятся за общий стол. Через некоторое время кавор напоминает, что невесте пора уходить в дом жениха. При выходе участников свадьбы из дома невесты ее младший брат обычно преграждает им дорогу, пока не получит от кавора подарка.
Вперед всех в дом жениха направляется упомянутый агвес, сообщающий, что свадебный поезд подходит. За эту весть он получает от матери жениха курицу. На протяжении всего пути к дому жениха родственники и соседи накрывают столы с угощениями и преподносят невесте небольшие подарки. По мере приближения шествия во дворе дома начинается борьба (ках, гуляш) родителей жениха между собой, носящая шуточный характер. При этом обязательно должная победить мать, что, несомненно, указывает на пережитки матриархата.
Мать жениха кладет на пороге дома под ноги жениху и невесте по тарелке. Они должны одним ударом разбить их, но первым, согласно обычаю, это должен сделать жених, чтобы быть главой в семье. В это время мать жениха перекидывает по одному лавашу через плечо невесты и жениха, а на их головы сыплет изюм, орехи, конфеты.
Невесту молодые женщины, жена кавора и харснакуйр ведет в отдельную комнату, где она не садится на предложенное сиденье до тех пор, пока не получит от свекрови подарок. Часто ей на колени сажают мальчика, которому она дарит пару носков. Обряд «сажание мальчика» символически означает пожелание невесте сына.
Затем невеста вместе с женихом, кавором, его женой, харснакуйр и азаббаши садится за общий стол рядом с женихом. Веселье вновь возобновляется и происходит в таком же порядке, как и во время обручения, с той лишь разницей, что стол бывает обильнее, а приглашенных гостей больше. Со стороны невесты приходит человек 7-10.
В старину мать невесты должна была оставаться у себя дома и не принимать участия в свадебном пиршестве.
Во время танцев обычно дают шабаш в пользу музыкантов. Особенно большая сумма собирается во время танца жениха и невесты.
По поводу шабаша стоит особо отметить традицию, при которой гости вручают деньги, предназначенные для музыкантов, не им самим, а танцующей паре. Пока длится танец, танцующим (в данном случае жениху с невестой и обычно даже только одной невесте) в руку между пальцами закладывают денежные купюры. Эти купюры она по окончании танца должна отдать музыкантам. Кстати сказать, такая форма благодарности музыкантам существует и по сей день.
Вечером того же дня во время круговых танцев родственники жениха преподносят невесте подарки. При этом кто-либо из них громко объявляет, кто что принес. Этот обычай называется канч (буквально «клич», «зов»). Сейчас он в большинстве мест исчез.
Свадебное пиршество продолжается до поздней ночи, после чего гости расходятся и остаются только близкие родственники.
Стоит заметить: несмотря на то, что свадебное пиршество длится много часов, ни один гость не должен находится за свадебным столом очень долго. Это считается неприличным. В течении часа-полутора гость принимает участие в торжестве, после чего прощается, еще раз поздравляет молодых и уходит. А на его место садится новый гость. Гости за свадебным столом все время меняются, что дает возможность побывать на свадьбе большому количеству народа. Да это и обоснованно, ведь в армянских селениях на свадьбе бывают почти все живущие в округе.
Третий день свадьбы - это день хаша, хаши ор. В тот день в доме жениха собираются кавор, отец невесты, близкие родственники жениха и невесты, а также молодежь во главе с азаббаши. Гостей угощают специально приготовленным хашем, мясными блюдами, сладостями, вином. На этом, собственно, и кончается сама свадьба.
 
Продолжением свадебного цикла следует считать отправление приданного невесты (ожит, джехезе или бажинк). Срок отправления приданого различен в разных районах: в одних – до или во время свадьбы, в других – после свадьбы, часто приуроченный к празднику дрндеза. Дрндез (буквально «стог у дверей») – праздник магического возрождения силы солнца, «сретение господне». В старину 13 февраля вечером в церковной ограде зажигали большой костер, от которого зажигались костры на крышах домов. Молодежь перепрыгивала через них. Сейчас обычай разжигания костров и перепрыгивания через них в этот день во многих районах Армении сохраняется. Чаще всего в этом принимают участие молодые невестки. Упомянутый обычай в настоящее время, утратив свое религиозное содержание, носит увеселительный характер.
К послесвадебному циклу относится и соблюдаемый в ряде мест глхалванк - обряд мытья головы невесты, который происходит обычно в первую же субботу после свадьбы. В дом зятя приглашается мать невесты, которая приносит с собой повседневную одежду дочери, а также мыло, расческу, полотенце, что сейчас имеет чисто символическое назначение. В настоящее время этот обряд теряет свой прежний смысл, поскольку в прошлом он означал свидание матери с дочерью, которые до этого дня не могли видеться. Теперь же запрет совершенно не соблюдается. Более того, сейчас мало кто вспоминает о том, что мать невесты не должна была идти вместе со всеми в дом жениха. Теперь мать невесты – активный участник праздника, если только не ей принадлежит руководящая роль в нем.
Хотя, на первый взгляд, кажется, что современная свадьба проходит по всем правилам традиционного ритуала, но самом деле это не так. Внимательное изучение дает возможность выявить довольно существенные отличия современной свадьбы от традиционной. Так, значительно сократилась продолжительность самой свадьбы
(с 7 до 1-3 дней), а также изменилось и время между обручением и свадьбой, составлявшее в прошлом от года до нескольких лет, а теперь равное обычно месяцу, и только иногда, в случае ухода жениха в армию, срок увеличивается.
Уже практически исчезли или потеряли свое содержание обряды религиозно-мистического характера. Например, магические действия жениха во время вышеупомянутого обряда «резания быка», охрана молодых от злых духов при помощи ножа или кинжала, вешание на столб дома, где живут родители юноши, расчески и половника с целью удачи в тот момент, когда в дом девушки отправлялись сваты, обряд «охоты жениха», когда он должен был с одного раза отсечь голову курице, посещение во время свадьбы могил умерших родственников, связанное с культом предков, обряд купания как жениха, так и невесты и т.д.
Хотя первоначальный смысл некоторых обрядов либо забыт, либо утратил свое значение, многие из них остаются теперь в качестве увеселительного зрелища.
Например, сохраняются обряд Кох – борьба перед домом жениха его родителей, обряд хнамапач – когда в доме невесты кто-либо из ее родственников, обычно брат, должен поцеловать какую-либо девушку со стороны жениха (обряд, символизирующий потенциальное право мужчин одного рода на женщин другого рода), игры, состязания, всевозможные преграды, многочисленные выкупы (теперь в виде небольших подарков) за невесту, уходящие своими корнями в глубокую древность, денежное одаривание гостями семьи жениха, подарки невесте от лиц, приглашенных на свадьбу в дом ее родителей, что является пережиточной формой родовой взаимопомощи и т.д.
В некоторых местах сохраняется еще и сейчас интересный обычай – «украшение древа жизни», символизирующий плодородие. Он заключается в следующем: молодые парни, а в некоторых районах и девушки, прикрепив ветку дерева разноцветными нитями к доске, привязывают к ней другие ветки и украшают их различными фруктами, изюмом. Есть и аналогичный обряд, когда кавор, перед тем как отправиться с женихом в дом невесты, посылает с азабами так называемый попх, имеющий вид беседки с острыми углами, увешанной яблоками, конфетами, изюмом. Молодые перед первой брачной ночью должны взять что-либо с попха по своему желанию.
Сохраняется также в качестве обязательного обряд дарца, т.е. возвращения молодой невестки спустя некоторое время после свадьбы в дом своих родителей, прежде на месяц, а сейчас уже обычно дней на 15-20. В прошлом обычай «возвращения домой» совпадал с рождением ребенка. Сейчас дарц большей частью приурочивают к какому-нибудь празднику, однако прежде свое значение он утратил, поскольку теперь невестка вместе с мужем часто ходит в гости к своим родным, а те в свою очередь посещают их. Если невестка решает навестить родителей раньше установленного срока, то это считается плохой приметой – значит, долго в доме мужа она не проживет и снова вернется в родной дом.
 
Строительные работы, до глубокой ночи не смолкавшие в последние месяцы в разных районах Степанакерта, могли бы вызвать удивление гостей города, но не местных жителей. Столица Арцаха готовилась к большой свадьбе.

Ровно в полдень колонна автомашин с 550 парами новобрачных отправилась с площади Возрождения столицы НКР Степанакерта в Шуши. Чтобы обеспечить праздничное настроение молодоженов здесь, во дворе церкви Всеспасителя Сурб Казанчецоц, был организован концерт, в котором выступили танцевальный ансамбль «Бердзор» Кашатагского района, ансамбль народных инструментов «Шуши» города Шуши.

Все 550 молодых пар зажгли в церкви свечи, после чего предстоятель Арцахской духовной епархии архиепископ Паргев Мартиросян совершил церемонию венчания. Святейший произнес наставления, вознес молитву и благословил новобрачных.
 
В тот же час в Гандзасарском монастыре (село Ванк), состоялось венчание еще 150 пар молодоженов. 16 часов, произнеся перед Богом и присутствующими клятву верности, пары, заключившие супружеский союз возвратились из Шуши в Степанакерт. К этому же времени в столицу прибыли и пары, обвенчанные в Гандзасарской церкви.

В 17.30, после кратковременного отдыха и обеда в салонах торжественных обрядов, собрались и супружеские пары. Над площадью разнеслись звуки зурны-доола, без которых традиционно не обходится армянская свадьба. От тепла сердец и радости танцующих пар ожила и потеплела площадь Возрождения.

Отсюда по «Аллее влюбленных» 700 белоснежных фей вместе со своими сужеными под дождем цветов, которыми осыпали их выстроившиеся на лестнице малыши, спустились к городскому стадиону. У входа на стадион их осыпали сухофруктами, кишмишем, сладостями - в знак сладкой и обильной жизни. Под благословения старейшин Карабаха молодожены вступили на поле. Буквально в то же время стадион посетили руководители НКР во главе с президентом Бако Саакяном, а также гости, прибывшие из-за рубежа. Они пожелали всем 700 новобрачным счастья, взаимной любви и уважения, здоровой и благополучной семьи.
 
За накрытыми в центре поля столами разместились молодожены, после чего было возвещено о начале большого праздничного концерта. Он продлился до позднего вечера. Завершился же этот знаменательный для Арцаха день раздачей свадебных букетов и салютом.

Свидетелями венчания наряду со взятыми на себя обязанностями крестных стали семеро армян-благотворителей, прибывших из России. Главным же крестным и спонсором Большой свадьбы стал, как и сообщалось ранее, известный благотворитель, преданный патриот своего родного края Левон Айрапетян.

Благотворители намерены оказывать материальную поддержку молодым семьям: в случае рождения первого ребенка семье будет предоставлено 2000 долларов США, при рождении второго - 3000, третьего - 5000 долларов, четвертого - 10000, пятого - 20 000, шестого - 50 000, седьмого - 100 000.
 
Следует отметить, что подобных свадебных торжеств в мире еще не было. Свадьбу, которая прошла в Нагорном Карабахе 16 октября 2008 года можно считать самой большой в мире, достойной быть включенной в книгу Гиннеса
 
Празднество было очень масштабное
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 След.