Короче, вывод тут такой: хотя какие-то люди в поисках приключений и добираются без разрешения, риск потери времени, денег и прочего делает это бессмысленным. Если вас интересует Тибет, то легче купить тур. Если разъяренные китайские менты, то опять же легче бегать по площади Тяньаньмынь и орать “Фaлунь Гун! Фaлунь Дaфа!”
Рассмотрим конкретный тур, который можно купить в Чэнду за день до вылета. Он стоил $323. Входивший в него авиабилет Чэнду–Лхаса тянул на $177 — так на нем было написано, и столько же вы заплатите за него самостоятельно. На разрешение отведем $100, эти деньги идут государству. За оставшиеся $46 я получил подвоз в аэропорт Чэнду, вывоз из аэропорта Лхасы — два часа езды, между прочим, — три ночи в номере на семерых, пять экскурсий по городу с транспортом и гидом.
Аэропортовские подвозы и гостиница обошлись бы соответственно в $6 и $12, если бы я организовала их самостоятельно. Экскурсии были лажовыми в плане ценности: две проходили по объектам в пешеходной дистанции от гостиницы, так что транспорт был не важен, а гид внятно не говорил. Две были по местам чуть за городом, но туда ходит общественный транспорт. Полагалась еще одна, на третий день, но гид решил, что мы ее не хотим, уведомил нас об этом и свалил. Стоимость входных билетов в экскурсии не входит.
В общем, все, что вы теряете при покупке тура — это примерно $100 за разрешение. Но взамен приобретаете спокойствие и быстроту отправки.
Туры продают хотя и частные компании, но цены на них твердо установлены государством — и, кстати, меняются им от балды, как в голову придет. К тому времени, как вы туда соберетесь, стоимость разрешения может быть резко выше или резко ниже. Во всех местах в Чэнду, куда я заходил, называли одну и ту же сумму. Хотя в последнем и скинули $6, это ничто по сравнению с общей ценой, просто они отрезали от своих комиссионных, чтобы заработать хоть что-то.
Многие утверждают, что турфирма должна собрать минимум пять человек для получения разрешения. Это не так, потому что в моей группе было всего два, считая меня. Второй, кстати, был издателем, летевшим по делам, и не в первый раз — он тоже считал, что покупка тура была самым простым способом добраться до Тибета.
В Шанхае называли точно такую же цену на такой же тур, только с прибавкой стоимости перелета Шанхай–Чэнду. Короче, здесь нет простора для переговоров, все железно.
Из Непала вы можете полететь на самолете, но это будет неумно, потому что почти все интересные места располагаются недалеко от “Шоссе Дружбы” Катманду–Лхаса, и гораздо выгоднее купить тур на джипе, в котором будут заезды во все эти достопримечательности. И для самолета, и для джипа надо такое же разрешение, которое так же вам оформят при покупке тура.
Если у вас не было заранее оформленной китайской визы, то в Непале вы получите только групповую, по которой надо вернуться назад вместе с группой. С такой визы можно соскочить, превратив ее в обычную, но это делается за огромные бабки — $250 для русских, хотя и гораздо дешевле для многих других национальностей. Видимо, русские порядком задрали китайцев.
Добравшись до Лхасы, вы свободны там находиться сколько угодно, даже после истечения ваших трех дней. Без разрешения можно ездить по окрестностям, к озеру Нам-Цо, например. На поездку к непальской границе или горе Кайлас надо иметь разрешение, но теперь тур уже не совсем обязателен. Дело в том, что разрешение вам дадут за $6, но не всегда. С ним вы можете ездить на общественном междугороднем транспорте. А вот если вы купите тур на джипе, с гидом, то все опять будет автоматом. Забегая вперед, скажу, что джип обходится настолько дешево, что нет смысла ковыряться с самостоятельными поездками.
Не забывайте, что пока вы находитесь в Тибете, ваше время на китайской визе продолжает идти. Если только у вас она не была на шесть месяцев, остается не так уж много времени на Китай и Тибет вместе. В Лхасе визу можно продлить, хотя для русских, и только для них, это дороговато.