Правду говорят, плохое забывается быстро. Прошло немного времени, и Крым вспоминается с налётом лёгкой грусти. Было ошибкой ехать на полуостров сразу после Китая с его шикарным отелем и высочайшим уровнем обслуживания, но как сложилось, так сложилось. К сожалению, стоимость поездки (в итоге получилось больше, чем тур в Китай), совковое обслуживание на фоне обветшалых корпусов санатория "Крым" плюс "ушедший в добрые руки" фотоаппарат сильно подпортили впечатление, но было и хорошее. Итак, в моем распоряжении 7 дней, которые нужно использовать с полной загрузкой. В планах: - Ай-Петри (обязательно проехать на канатке - к ним у меня особое отношение после Китая), - Ласточкино гнездо, - пещеры, - пещерные города, - Херсонес, - Инкерманский монастырь, - Фаросская церковь, - Крымская обсерватория, - Аю-Даг, - Ботанический сад.
Время послебархатное, море (это вам не вечнотеплое Красное) вот-вот остынет настолько, что купаться будут только моржи и особо продвинутые пенсионеры. Экскурсионные бюро свернули свою деятельность до минимума, приходится выкручиваться и совмещать несовместимое.
Поселок Партенит - бывшее Фрунзенское - расположен в отрогах Аю-Дага, с противоположной от "Артека" стороны. Жили в санатории "Крым". Территория огромная, никаких трик-траков, которыми нас избаловали египтяне, так что ноги в руки, товарищи отдыхающие, и бегом к бодрящим водам Чёрного моря. А пляж-то совсем не песчаный, а совсем даже наоборот - галечный. Говорят, шибко полезно для массажа ног. Вот она, моя партенитская морская тёзка.
Кратковременный заплыв и пулей на завтрак. После шведских столов обычный столовский распорядок с огромными порциями по принципу "ешь, что дают" напрягает. Ну не ем я столько, а выбрасывать жалко. И что делать? И каждый день были экскурсии. Первым делом выбралась на Ай-Петри. Не получилось с Петрой в Иордании, так хоть на крымскую посмотрю! А посмотреть есть на что. Жаль, нет фотографий (всё ушло на сторону)! Природная красота уникальна! Лишайник на валунах, крокусы в засохшей траве, пригнутые ветрами почти параллельно земле чахлые деревца - символ стойкости, вид с вершины на расцвеченные осенью крымские просторы. Рекомендую прокатитья до отрогов Ай-Петри по канатной дороге. Обзор чудный! Интересно наблюдать, как далеко внизу масенькая тень от кабинки скользит по макушкам деревьев.
Экскурсия в две пещеры: Эмине-Баир-Хосар и Мраморная. Крымские пещеры не столь красиво преподносятся по сравнению с китайскими и вьетнамскими, но, тем не менее, сталактиты, сталагмиты, пещерный жемчуг, кости ископаемых животных, огромные залы и узкие проходы впечатляют.
Нам ещё и с гидами повезло - молодые ребята, влюбленные в спелеологию.
Не могла я уехать из Крыма, не повидав визитной карточки полустрова - Ласточкиного гнезда. Ради этого пришлось второй раз ехать в Фаросскую церковь и час бродить по продуваемой всеми ветрами набрежной Ялты.
. Нашла в интернете снимок останков животного ледникового периода, бережно сохраненных для нас пещерой Эмине-Баир-Хосар.
Иногда экскурсии начинались после обеда, тогда с утра я шла на пляж греть косточки на щелястом шезлонге. И совершенно случайно обнаружила помещение с аквариумами, заполненными всевозможными экзотическими рыбками и черепахами. Такса по кличке Доллар охраняла покой рыбок, а хозяйка заведения кормила прожорливых морских черепах килькой. Преинтереснейшее зрелище! А в противоположном конце санаторской территории в маленькой комнатульке директор санатория устроил музей "незнамочего". Сборная солянка из каменных миниатюр, огромных стрекоз, чучел рыб, каких-то палеозойских окаменелостей, ржавых наконечников. Вобщем, этакий коллаж под названием "С миру по нитке", приправленный юмористическими подписями и стихами директора. Вдосталь насмеялась, навосхищалась миниатюрами на минералах, выполненных тем же директором. Будете в тех краях - загляните!
Самая длительная экскурсия (в моем крымском послужном списке) называлась "По святым местам" и включала в себя Фаросскую церковь, Инкерманский монастырь, Севастополь, Херсонес и Владимирская церковь. Меня в этой программе особенно привлекали Инкерманский монастырь, вырубленный в скалах, и Херсонес. Итак, первая остановка - Фаросская церковь. . Маленький аккуратный новодел. На стороне, обращенной к морю, интересная мозаика. Потом длительный переезд в пригород Севастополя к Инкерманскому монастырю. До поездки, как водится, много читала и представляла что-то грандиозное. На деле же монастырь - это несколько вырубленных натруженными монашескими руками келий и современные пристрои.
Но посмотреть стоит. И вот Севастополь, маленький и провинциальный. Переплыли через залив, посмотрели на Черноморский и Украинский флот и были выпущены на волю: "поесть-попить, оправиться". От "поесть-попить, оправиться" у меня осталось время, которое я использовала очень своеобразно - пробежала по залам севастопольского аквариума. Почти то же самое, что в Партените, но помасштабнее. Какое наслаждение я получаю от созерцания морской фауны (живущей и жившей когда-то)!!! В Египте, пока пляж был закрыт, я бродила вдоль кромки воды, и почти каждый день море выбрасывало головы вот этих самых рыб. Кто их обезглавил?
Мы были в пещере Эмине-Баир-Хосар, но никаких скелетов не видели. Видимо, это устроено в последние годы. Очень интересно! Спасибо за возможность побывать в "местах боевой славы", встреча с юностью - всегда приятно. Картинка меняется. А что Ялта? Как выглядит её набережная сейчас? Севастопольский аквариум мне очень нравился. А что Херсонес? Как раскопки? Помнится, раньше это было место сплошных раскопок с загорелыми студенческими спинами. Как живется нынешним сотрудникам музея?
А что Херсонес? Помнится, раньше это было место сплошных раскопок с загорелыми студенческими спинами. Как живется нынешним сотрудникам музея?
В Ялту нас завезли вечером, когда уже был закрыт дом-музей Чехова, бродили час по набережной. Те, кто бывал в Ялте в советское время, говорят, что раньше близко к морю подступал пляж, сейчас всё залито бетоном. Ларьки, ладья-ресторан, фотографы. Очень напоминает центры наших крупных городов в конце 80-ых - начале 90-ых. Может, в светлое время это всё выглядит иначе.
В Херсонесе мне снова повезло с гидом - очень милой женщиной из тех, кто любит свое дело настолько, что готов терпеть безденежье.
Видели директора (замечательный человек!). Очень понравилась его идея убрать мозаики и пифосы под навес за решетку.
Огромную территорию раскопок закатали в бетон при восстановлении Владимирского собора. Собор безусловно хорош, но неужели это нельзя было решить как-то иначе? Сейчас стены древних строений Херсонеса обозначены контрастными линиями. В душе, честно говоря, протест. Фото Херсонеса выложу позже в продолжении рассказа.
Слева по курсу корабли Черноморского флота России. Когда-то приближаться к ним было запрещено, а сейчас экскурсионные лодочки подходят чуть не вплотную. Кстати, парочка наших экскурсантов купила час заплыва по Севастопольской бухте, остались очень довольны. Но я-то после волшебной фразы "а вот здание аквариума" ничего другого не слышала и не видела.
Нравится этот снимок. Покой, умиротворение.
В детстве отец из очередной командировки привез значок "Херсонес". Что за птица такая? И вот мы выдвинулись в сторону этого мифического, пахнущего детством, Херсонеса. Не разочаровал! И погода была чУдная. И рассказ интересный. И люди замечательные.
Колоннада Херсонеса на фоне лучистого моря.
А на этом снимке рядом с римской колонной купол Владимирского собора.
И наконец мозаики и пифосы (или пифании).
С этого места взятый на прокат в Партените фотоаппарат стал отчаянно сигнализировать: "Надвигается конец батареи!"
Спасибо за возникшие воспоминания, после упоминания этого городка. Для меня Фрунзенское знаковое место. Если не считать берег Финского залива в Ленинграде, то именно там было первое в жизни знакомство с настоящим морем, в далеком 1965 году. Отцу выделили одиночную путевку в санаторий МО СССР «Фрунзенское» и он решил взять меня с собой, с устройством на съемной койке в частном секторе поселка. Первое знакомство с морем было незабываемым. Легкий прибой с накатывающей на берег волной до метра высотой, а во мне весу не больше барана. Радостный порыв навстречу морю обернулся полным конфузом, выброшенного на берег тощего тельца с полным ртом и носом воды. Горько-соленый урок не прошёл даром и уже через пару дней отец купил маску с трубкой, и я впервые в жизни, и на всю жизнь стал любителем понырять. Надо отметить, что в те далекие годы, Черное море было достаточно прозрачным. Даже в этих густонаселенных местах Крыма, видимость под водой достигала не менее 20 метров. Санаторий был закрытой зоной, внутри раскинулся шикарный парк с богатейшим подбором экзотических деревьев и кустарников, отмеченных табличками с наименованиями растений: пиния, тис ягодный, дрок, платан, земляничное и мамонтовое деревья. Ещё много названий, которые сразу врезались в подростковую память, отвоевав в мозгу заслуженный сектор интереса к южной флоре. Почему-то особо поразили ровно подстриженные стенки из лавровых кустов. Помню, привез маме подарок из свежих листьев лаврушки. В центре парка стояли парочка коттеджей и поговаривали, что в них иногда отдыхает министр обороны и другие члены правительства со своими семействами. Перед зданием столовой был бассейн-фонтан полный огромных зеркальных карпов. Я набирал больших виноградных улиток с кустов и приходил кормить карпов с рук. Улитку опускал в воду, придерживая двумя пальцами, а полуметровые рыбины вырывали их прямо из рук, проглатывая вместе со скорлупой. Санаторный пляж заслуживает особого упоминания, поскольку множество капитальных раздевалок были оборудованы душевыми кабинами с горячей водой. Кто жил в СССР, поймет меня, какая это была фантастика, особенно для 65 года. Ведь прошло всего 20 лет с войны, но мы абсолютно не ощущали её тяжкого наследства, если не вспоминать хлебный кризис 63 года. Я оглядываюсь сейчас на 20 лет назад, и мне кажется, мы так и топчемся на пороге кошмарных 90-х, никуда не двигаясь… Нет, лучше про фрунзенский пляж! С правой стороны махина Медведь-горы, гораздо более похожая на профиль медведя, чем классический вид со стороны Гурзуфа! С левой стороны гладкая скала Медвежонок - умилительное подобие, только попкой к морю. Любимым занятием местных пацанов были прыжки в воду с его попы. А через пару недель пошла ставрида! Сейчас это явление далекого прошлого, поскольку всю рыбу в Черном море и бычков, и ставриду, и кефаль давно уничтожили. А в те времена весть о движении многомиллионного косяка ставриды опережала его на несколько дней. Все население начинало подготовку к лову. Никаких сетей тогда не дозволялось, только удочками с лодок или с берега. Снасть состояла из тяжелого грузила на конце лески, а выше на поводках размещались 6-8 голых крючков с цветными перышками. Леску опускали в воду и через несколько секунд выдергивали обратно, полную рыбы на каждом крючке. За какой-то час лова, пара рыбаков забивали рыбой все ведра на лодке и уходили к берегу на разгрузку. Косяк проходил мимо поселка в течении суток и народ торопился запастись рыбой на весь бархатный сезон. Многие офицеры, отдыхающие в санатории, тоже бросились на рыбалку из чисто спортивного интереса, отдавая улов в компенсацию лодочного проката. Вернувшись с рыбалки, я пошел вдоль берега, за скалу Медвежонок и смотрел, как течёт серебристая река ставриды между торчащими из воды валунами, куда забрела часть рыбного косяка. Можно было взять большой рыболовный сачок и, вставив его в узком месте между камнями, просто черпать им рыбу из моря. Ничего подобного я больше никогда не видел, до будущей службы на Дальнем востоке, где довелось наблюдать ход на нерест красной рыбы. В 70-е годы во Фрунзенском случилась природная катастрофа, похожая на сель и поселок сильно пострадал. Мне удалось побывать там ещё пару раз уже после окончания института, в начале 80-х. Нелегально пробирался на санаторный пляж по знакомым с детства ходам, сквозь высокую изгородь. Но пляж уже не отличался своим шиком, поскольку его водоснабжение так и не восстановили полностью после катастрофы. Море было мутным и почти мертвым, без рыбы. Бассейн с карпами опустел, таблички с парковых деревьев сняли… Великая страна впадала в застой.
Санаторный пляж заслуживает особого упоминания, поскольку множество капитальных раздевалок были оборудованы душевыми кабинами с горячей водой. Кто жил в СССР, поймет меня, какая это была фантастика, особенно для 65 года.
Спустя 45 лет это ещё бОльшая фантастика. Сказать, что ничего не меняется в санатрии "Крым", сказать неправду. Есть современные корпуса. Нас с мужем поселили сначала в корпус образца 50-ых с мебелью, которую сейчас малообеспеченные россияне свозят на дачу, но на следующий день попросили (именно попросили, как ни странно это звучит) переселиться в более современный корпус. Это уже был люкс, состоящий из 2 комнат с телевизором и холодильником, с хорошей мебелью, но с коммунальными проблемами в виде текущего крана, ржавчины на полотенцесушителе. Японцев, немцев, израильтян поселили в корпус классом выше, но обслуживание при этом оставалось совковое. И в столовой мы сидели за одним столом и ели одинаковую пищу.
Парк санатория даже без табличек впечатляет. Воздух роскошный, пропитанный запахом хвои, низкорослые драцены, кипарисы, пирамидальные тополя, плющи. Очень красиво!
Александр, а плавали ли Вы к носу Аю-Дага? Или может пешком ходили?
Александр, а плавали ли Вы к носу Аю-Дага? Или может пешком ходили?
Плавали и ходили... Плавали не весельной лодочке, которую можно было взять на прокат и любовались диковинными скалами у "головы" медведя. Хотя, как оказалось у Медведь-горы две головы и со стороны Фрунзенского мы видим не левую её часть, а отдельную горку. Уже в те времена, были любители позагорать нагишом, термина нудисты ещё не существовало в нашем обиходе. Так вот туда, на маленькие пятачки ровного места пробирались дикие туристы с палатками, а мы нарушали своим вторжением их безмятежный отдых. Ходили по натоптанной тропе от оконечности пляжа и взбирались на самую "голову", где была отвесная пропасть почти до уреза воды. Помню, мы пытались бросать туда камни в тщетной попытке добросить до моря, а спустя пару дней узнали, что один из отдыхающих сорвался и погиб на этой скале. Я даже видел процедуру погрузки тела в машину скорой помощи. То первое моё путешествие к морю омрачалось целой серией несчастных случаев. Что сказать, если за 24 дня санаторной путевки погибли 4 человека во Фрунзенском. Двое утонули, один по глупости, уплыв далеко в море на надувном кругу, который лопнул. Физрука из детского лагеря при Фрунзенском, нашли в море с пробитой головой. А одного парня, лет 16-ти, изрубило винтом моторной лодки рядом со скалой Медвежонок. Его вытащили на пляж и он ещё был живой, но раны оказались несовместимыми с жизнью. Я помню. как меня повело и закачало от страшного вида и крови. А потом приехали снимать кино, кажется "Бегущая по волнам" (могу ошибиться) и я чуть не угодил в массовку, но не повезло... Часть пляжа отгородили и мы только смотрели пару дней за процессом. Мне не давали покоя красивые зеленые шишки на макушках тисов и я таки решился поздним вечером залезть на дерево за добычей. Залез, что никогда для меня небыло проблемой в детстве, лазил, как обезьяна. Зато, во что превратились мои шорты, майка и все части тела, которые касались смолистых веток и ствола... Отстирать простым мылом так и не удалось, всё досталось маме по приезду, но шишек набрал.