Кольский п-ов 2011: Страна полуночного солнца

Страницы: Пред. 1 ... 4 5 6 7 8 След.
RSS
Кольский п-ов 2011: Страна полуночного солнца
 


фото с инета...

Цитата
Судя по выбитым на камне датам, период плаваний к берегам Мурмана охватывал время с 1595 по 1709 год

Все прекратилось в 40-е годы двадцатого столетия. Сначала война с Финляндией и «смешной» передел государственной границы, когда эта мифическая линия пролегала прямо по середине некоторых поселков. Потом принудительное отселение финноязычного населения. Наконец героические годы войны, когда Рыбачий оказался единственной местом, где немцы не смогли продвинуться вглубь советской территории ни на километр (не совсем это верно, все-таки 8 (восемь!!!) километров они одолели). И «холодное послевоение» с окончательной милитаризацией полуострова.

На месте вековых поселений рыбаков вырастают многочисленные гарнизоны. Флотские ракетчики, пограничники, ПВО…каких только военных структур здесь не было. Доступ простым смертным на долгие полвека на полуостров был закрыт. Возникает естественный заповедник. Парадокс. Военная машина, которая в считанные мгновения готова уничтожить не только флору и фауну, но и всю планету и цивилизацию на ней, оказалась наилучшим «охранником» для первозданной природы.

По всему полуострову вгрызаются в землю бесчисленные береговые батареи и дозорные пункты. На голом камне вырастают пятиэтажные гарнизонные городки. Сейчас, даже сложно представить, сколько сил было затрачено, просто даже на доставку сюда банального кирпича и цемента. И все это внезапно кончается. Военные городки закрываются, части расформировываются, люди уезжают на материк. И полуостров остается во власти матушки природы. Без присутствия человека. Все, как и миллионы лет назад.

На этом полуострове как нигде лучше понимаешь, что человечество, увы, где-то в своем далеком прошлом, возможно, совершило ошибку. Вложило в руку камень, и сжало в кисти палку. Здесь проходит мифическая линия передовой между всепоглощающей жаждой человечества к разрушению и вечной Землей. Лучшие технологии, мегатонны цемента, тысячи специалистов вступили здесь в борьбу с метелью и пургой, холодом и полярной ночью. И проиграли.
 











Жутко находиться среди руин.
Когда мы туда приехали, дул сильный ветер. Он гудел в выбитых стеклах, оставшиеся, целые рамы, поскрипывали на ветру.
























Очень, очень жуткое место. Задерживаться тут не хотелось.














 
На выезде, из маленького вагончика вышла лиса. Судя по ее внешнему виду, бедняга была больна чумкой, и доживала последние дни (

Выбравшись из этого, богом забытого, места, мы отправились дальше. Немного поплутав среди дорог, мы выбрались на нужную и поехали на водопад, который находится на р. Скоробеевка.





Этот водопад считается самым северным водопадом.






Фотографирую водопад =)


Вот что получилось.



После осмотра водопада, отправляемся дальше, точнее на выезд с Рыбачего.
Дорога через гору просто жесть. Но зато какая крастота вокруг!



На пути встречаем интересный мост, то ли из какой-то военной техники, то ли просто из вездеходов перевернутых вверх дном.














Вот с такой черепашьей скоростью, а то и медленней мы ползли всю дорогу.

Но повторюсь, ужасная дорога, компенсировалась потрясающей красотой природы.





Самое страшное в лужах, это не глубина, а наткнутся на какой -нить большой камень.

На развилке, которая ведет к Среднему, остановились перекусить и посмотреть памятник.












Отправляемся дальше.






 
У дороги замечаем трактор, причем в хорошем состоянии. Что он тут делает, не понятно. Видимо, когда застреваешь, идешь за трактором, вытаскиваешь себя, а трактор ставишь на место =)


И вот начинается дорога по-лучше =)




Остатки поселка Большое озерко.










Выезжаем на перешеек




До асфальта остаются считанные километры.












По пути останавливаемся у еще одного водопада.



















На выезде на асфальт накачиваем колеса, нас догоняют остальные ребята. Саня везет, какого-то мужика. Как оказалось, этот мужик, водитель ниссана, который мы встретили на мысе Немецкий. Он уехал раньше нас и видимо поехал на п-ов Средний. И в одном из бродов, а именно там где Андрюха тащил Ховер, этот Ниссан хлебнул воды. По словам мужика, гидроудара не было, но в двигателе оказалась вода.
Он шел к асфальту, т.к. ему должны были подвести туда масло и фильтры, для того, чтобы машина снова смогла ехать. Будем надеется, что у него все в порядке и он смог уехать сам.

На выезде начинается дождь, проходим КПП, и выдвигаемся в сторону Мурманска.

В общем за 6 часов мы проехали 90км, от такой дороги сильно устаешь, а ведь надо проехать еще 330км.

К этому времени Женька с Галей и Стас с Олегом ждут нас на заправка, на выезде из Мурманска.

На заправке решаем ехать до Кандалакши, в гостиницу, чтобы помыться и переночевать. А Женька с Галей едут в Хибины. Мы договариваемся с ними через несколько дней пересечься и вместе ехать домой.


По справочнику находим в Кандалакше гостиницу, в описании написано, что это деревянные коттеджи на берегу залива, но это оказалось не так. Вместо деревянных коттеджей, обычные кирпичные домики, но в 2 часа ночи, это лучше, чем ничего. Вдобавок выяснилось, что за день до нашего приезда, один из таких домиков, у них сгорел.


Ну что, делать нечего, останавливаемся в этой гостинице. К этому времени Стас совсем "одичал" и слился с природой в хорошем смысле слова. т.к. не хотел видеть людей =), да и в гостинице он помылся утром, поэтому договариваемся с ним так, он едет в лес, а утром подкатывает сюда, и мы все вместе продолжаем наш путь.....

 
День 10
Кандалакша – Умба – Мыс Толстик



25.07.11 - Понедельник.
Выспавшись, мы начали сборы.
Вот такой вид открывается с балкона гостиницы.






А вот и сгоревший корпус гостиницы.

Да и сама гостиница, не очень-то и похожа на деревянный коттедж, который указан в рекламе =)


Погодка в этот день удалась =)



Тут мы еще раз разделяемся. Андрюхе с Женькой и Саней, надо было по-раньше в Москву попасть, поэтому они выезжают в сторону дома, по пути они планировали сплавать на Соловки.
А мы, Стас + Олег, Я с Ксю и Галя, поехали дальше.

В планах у нас было доехать до п. Варзуга, посмотреть там деревянную церковь.

Дорога проходила в доль залива.





Надписи на табличках:
Опасно! Лазерное излучение.
Кабель не содержит металла.









Быстренько проезжаем г. Умба. Быстренько, потому что ни один музей там не работал. Пришлось просто закупить сувениров и отправиться дальше.
В магазине с сувенирами, мужичок рассказал нам про несколько интересных мест, в которые мы и поехали дальше.

Через несколько километров после Умбы, кончается асфальт, снова здуваемся и в путь....










Куча брошенных машин.



Первую остановку делаем в п. с интересным названием, которое я долго не мог запомнить, Кашкаранцы.



 
Цитата
В XV веке эта местность принадлежала новгородской боярыне Марфе Борецкой. В 1470 году она была продана Соловецкому монастырю. В 1839 в селении насчитывалось 13 домов, в 1854 — 18, в 1900 — 37. В 1914 году в селе находилось 60 домов, и проживало 317 человек. Основным доходом селян была продажа сёмги и нерпы. Церковь в селе была построена в 1895 году после пожара 29 октября 1894, полностью уничтожившего предыдущее здание.
Сейчас в Кашкаранцах проживает чуть меньше 70 человек.





В поселке есть Тихвинская церковь.




Находим смотрителя за церковью.


Церковь нам открывают без проблем.



В этой церкви есть икона Божьей Матери Тихвинской. С ней связана очень интересная история:

 
[QUOTE=]1. Катастрофа 1888 года
Зимой 1888 года, 5 января, в Крещенский сочельник, около трех часов ночи жители села Кашкаранцы были разбужены странным и пугающим гулом, надвигавшимся со стороны моря, сила которого угрожающе нарастала. Когда же гул перерос в страшный грохот, похожий на пушечную канонаду, и жители села с факелами высыпали из домов, то им открылась ужасающая картина. Со стороны моря на Кашкаранский берег надвигались горы льда небывалого размера. Ледяные массы "возвышались горными уступами на 5, и даже 8 сажен высоты", что в переводе на современную метрическую систему составляет 10.5 и 17 метров соответственно. Для примера, стандартная высота пятиэтажного дома - 11-12 метров.

Самым странным при этом являлось то, что не было никаких объективных причин для движения льда на берег, равно как и появления гор столь фантастической высоты. Впоследствии изучавшие этот факт научные исследователи так и не нашли сколько-нибудь вразумительного объяснения причин этого небывалого явления. Стояла спокойная зимняя погода "при тихом северо-западном ветре".

Таким образом, как сообщали очевидцы этих событий в статье Архангельских губернских ведомостей, опубликованной под заголовком "Катастрофа в селе Кашкаранцах Кольского уезда", всем стало понятно, что "Кашкаранцы постигло небывалое до сих пор бедствие". Это, что касается научной, мирской оценки фантастического природного явления. Что же относительно духовной, мистической подоплеки происходившего, то налицо некий небывалый всплеск извечного и жестокого противостояния между благодатной силой христианских святынь и мрачной злобой сил тьмы, безраздельно владевшей этими землями с незапамятных времен.

В эту ночь, накануне великого Церковного праздника Крещения Господня, вся древняя нечисть этих берегов, колдовское воинство лопарской богини Лоухи, решили дать бой Кашкаранским святыням. Смести с лица земли ненавистное селение, основавшееся вокруг мощей Трех преподобных иноков.

Как только жители села осмыслили весь ужас происходящего, было решено срочно послать в Варзугу за священником. В это время настоятелем церквей обоих сел - Варзуги и Кашкаранцев - являлся иерей Михаил Истомин. К слову сказать, могила его жены, матушки Анны Истоминой, - единственная, сохранившаяся до наших дней из всех многочисленных могил, что были рядом с Варзугской Успенской церковью.

"Привыкшие к борьбе с морской стихией поморы вздумали было отстаивать свои родные очаги, - продолжает корреспондент, - но борьба с такой всесокрушающей силой природы оказалась совершенно безуспешной". Попытки ставить упоры из бревен и тому подобное, лишь выявляли страшную силу движущихся ледяных громад, ломавших бревна, как спички. К этому времени ледяные массы уже успели превратить в деревянную пыль 41 карбас жителей села и два торговых судна (клипер и раншину).

2. Чудо в Крещенский сочельник
К моменту прибытия в Кашкаранцы отца Михаила Истомина жители села пребывали в состоянии полного смятения и ужаса. Ледяные горы успели поглотить 27 амбаров со всеми съестными припасами и рыболовными снастями, 11 бань и 6 дворов с хлевами. Лед приступил уже к уничтожению жилищ поморов - два ближайших к морю дома вместе со скотными дворами превратились в труху. Ледяные громады уже нависали над церковью.

Священник обратился к народу, призвав всех собраться в церкви и всем миром вознести молитву ко Господу о спасении Кашкаранцев. Все село устремилось в храм, где начался небывалый молебен. Люди молились так, как никогда в жизни еще не молились - всем сердцем и со слезами. Из Тихвинской церкви жители вышли крестным ходом с иконами, крестами и хоругвями. Впереди несли главную надежду и святыню села - Тихвинскую икону Божьей Матери - давнюю заступницу Кашкаранцев и всего Русского Севера.

И вот люди встали перед ледяными громадами. Икону впереди держали два помора - староста села и дьячок церкви. Священник запел, и люди горячо подхватили самую любимую народную песнь-молитву православных христиан ко Пресвятой Богородице: "Царица моя Преблагая, надежда моя Богородице...".

Рокочущая, страшная и неумолимая ледяная стихия приблизилась вплотную к стоящим насмерть в своей вере людям. Кто-то стал отодвигать назад детишек, пряча их поглубже в толпу. Люди смыкали ряды и пели. Казалось, еще мгновение - и ледяные глыбы обрушатся со страшной высоты и раздавят наивных смельчаков... И тут вдруг что-то произошло, что-то изменилось. Люди не сразу даже поняли что. А это просто наступила тишина - лед встал. Он даже двинулся назад, как бы пятясь, отступая от необоримой силы христианской веры, и, наконец, окончательно затих.

Какое-то время люди стояли, замерев и затаив дыхание. Прислушивались, боялись поверить, что это наваждение, весь кошмар этой ночи закончился, что их молитва услышана, и Господь сохранил родные Кашкаранцы заступничеством Божьей Матери Тихвинской. И тут небывалая радость охватила всех, люди обнимались и плакали. Кто-то бросился обнимать священника, кто-то еще недоверчиво глядел на застывшие, уходящие в небеса ледяные громады...

Отец Михаил подошел к иконе, земно поклонился Царице Небесной и отошел в сторону, смахивая слезы. За ним с молитвой опускались на колени все жители села. И долго еще стояли с Иконой два помора, пока каждый из сельчан не подошел к чудотворному образу, целуя его и благодаря Божью Матерь Тихвинскую - Заступницу и Спасительницу этого древнего села, что на Терском берегу, на Кашкаранском наволоке.

Когда, наконец, окончательно рассвело, стало возможным рассмотреть весь масштаб небывалого природного катаклизма, случившегося в Кашкаранцах в ночь с 4-го на 5-е января 1888 года. Ночное ледяное наступление шло на село с моря фронтом шириной около километра. От моря, от полосы границы максимального морского воздействия на берег волнами и приливами, ледяные горы сумели продвинуться в направлении села на 150 метров. Вся эта огромная площадь была занята "сплошной массой льда, возвышающейся ледяными горными уступами на 5 и даже 8 сажен в вышину". Что составляло, как мы уже писали, 10.5 и 17 метров соответственно.

Как сообщали в Архангельских губернских ведомостях очевидцы, "движения льда в таком громадном количестве и с такими ужасными последствиями не помнит никто из старожилов всего Терского берега, так что описанное бедствие в полном смысле - явление совершенно небывалое". И в памяти жителей села "небывалость этого явления" навсегда оказалась связанной с чувством благодарности к Божьей Матери Тихвинской и верой в Ее неизменное заступничество за село Кашкаранцы.
 
3. Торжество сил тьмы
Прошло ровно пятьдесят лет. Иная жизнь пришла в село Кашкаранцы. В России воцарилась богоборческая власть. И вот в 1932 году особо рьяные комсомольские активисты Кашкаранского рыболовецкого колхоза им. Сталина стали готовить очень важное, на их взгляд, мероприятие. Перед зданием Тихвинской церкви села, которое теперь стало называться колхозным клубом, предполагалось устроить громадный костер из икон, крестов и церковной утвари. При этом особое внимание уделялось показательному сжиганию той самой, чтимой, чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери, на которую так уповали жители села.

Однако накануне "мероприятия" чудотворный образ неожиданно исчез из Ленинской комнаты клуба. Это казалось странным, поскольку икона имела весьма внушительные размеры, и представлялось невероятным, чтобы кто-нибудь мог ее вынести незаметно для бдительных "активистов". Тем не менее, были предприняты все меры для поиска, обследованы все чердаки и подвалы, однако все оказалось безрезультатным. Икона, что называется, "как сквозь землю провалилась".

Пошло еще тридцать пять лет безбожной жизни. Утихли времена кровавых расправ над верующими, расстрелов священников и ссылок в лагеря. Страшное имя Сталина в названии колхоза было заменено нейтральным "Передовик".

Пришло время вновь открыться иконе Божьей Матери Тихвинской, спасительнице Кашкаранцев.

4. Сбереженная святыня
Летом 1967 года четырехлетний Андрюша Дворников, играя со своими друзьями, забежал в сельский клуб. Там внимание мальчика привлекла доска-стенд с фотографиями передовиков колхоза. Он стоял, задрав голову, когда неожиданно доска с фотографиями стала отделяться от стены и рухнула прямо на него. Угол доски разбил ему губу, пошла кровь, и Андрюша заревел на весь клуб. Когда на этот плач сбежались дети и взрослые, то их взорам предстала удивительная картина. Посреди клуба стоял плачущий мальчик, а перед ним во всей своей красоте и величии лежала икона Божьей Матери Тихвинской.
 
Так открылась тайна удивительного спасения иконы от рук безбожников в 1932 году. Оказалось, что икона Божьей Матери тогда вовсе и не покидала стен родной Кашкаранской церкви, а всегда здесь оставалась. Просто с обратной стороны иконной доски кто-то заботливо стесал приметные для иконной доски шпонки-клинья. Икона была перевернута, прибита к стене и закрашена зеленой краской под цвет стен клуба и, таким образом, стала одним из многочисленных клубных стендов. Мы, наверное, никогда уже не узнаем имени того доброго человека, который сокрыл икону от уничтожения.

Обнаруженную икону переправили в Варзугу, в Успенскую церковь и упрятали на чердак, куда было свезено и многое иное из того, что чудом уцелело при разорении некогда богатейших церквей Терского берега.

Тридцать лет пролежала без надобности чудотворная икона на чердаке Успенской церкви села Варзуга. И вот наконец наступили иные времена, прекратились гонения на христианство, здания церквей стали возвращать верующим. Единственным храмом на всем Терском берегу, где можно было начать службу, оказалась церковь Успения Божьей Матери. В тридцатые годы жители села отстояли у "воинствующих безбожников" эту красавицу, и она была объявлена музеем. Благодаря этому Успенская церковь сохранила свое внутреннее убранство, иконы и утварь. В этой церкви с 1997 года и начались первые службы на Терском берегу.
 
Вскоре усилиями тогдашнего настоятеля Варзугского прихода иеромонаха Харитона (Сахно) и ревнителя традиций древности Заборщикова Петра Прокопьевича было восстановлено внутреннее убранство Петропавловской церкви на Никольской стороне села. К 2000 году вернули приходу и здание Афанасьевской церкви. Тогда же попечением председателя колхоза "Всходы коммунизма" Калюжина Святослава Михайловича здание церкви было приведено в порядок и даже восстановлены новые иконостасы церкви. Однако сами стены этого большого, двухпридельного храма стояли совершенно голыми. Вот тогда-то и вспомнили на приходе об иных, уцелевших на чердаке иконах, что свозились в прежние годы совестливыми людьми из разоренных церквей Терского берега.

Память о событиях 1888 года и о чудесном заступничестве Божьей Матери за село Кашкаранцы в то время практически была утрачена. Однако Тихвинская икона Божьей Матери оказалась среди всех самой достойной Богородичной иконой, и ей нашли почетное место в Афанасьевской церкви. Вскоре люди, приходившие в храм и обращавшиеся в своих молитвах к Божьей Матери, стали ощущать особую благодатную силу, исходившую от этой иконы. Этот образ Божьей Матери Тихвинской, наряду со знаменитым образом Божьей Матери Ахтырской, стали самыми почитаемыми святынями Варзугских церквей.
[/QUOTE]
Страницы: Пред. 1 ... 4 5 6 7 8 След.