Русский север 2010: Архангельская обл

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 7 След.
RSS
Русский север 2010: Архангельская обл
 
Дом на окраине села. Дальше дороги нет...


Оставили машины в поле, и пошли смотреть то место, где река уходит под землю.


р. Халуй


Берега крутые и высокие




Обетный крест





Течение идет в этот тупик. Как нам показалось, что именно тут река уходит под землю. А может и нет...


После мы выдвинулись в сторону Вершинино.


 
По дороге заехали еще в одно село.
Село Архангело (Шелоховская) - село в 56 км севернее Каргополя вниз по Онеге. Здесь на левом берегу реки сохранился ансамбль из двух деревянных церквей: кубоватой церкви Михаила Архангела (1715) (единственный сохранившийся храм такого типа на верхней Онеге) и Сретенской церкви (XIX век). А вообще кубоватые церкви встречаются только в Поонежье и по поморскому берегу Белого моря. Для справки, под термином "кубоватый" понимают округлое четырехгранное покрытие четвериков, напоминающее массивную луковичную главу.

Четверик церкви Михаила Архангела имеет большой пятигранный алтарный прируб, покрытый бочкой, и притвор. Кубоватое покрытие завершается пятиглавием. Основные объемы здания массивны и приземисты. Такими пропорциями отличались все известные кубоватые церкви верхней и средней Онеги. Возможно, это объясняется влиянием каргопольских каменных храмов, с которыми кубоватые пятиглавые церкви имели некоторое образное сходство. Увы, внутри храма - полная разруха.
 








Внутри церкви сохранились расписные паруса. Что очень меня удивило.






 
Вторая церковь - Сретенская, относится к типу так называемых ярусных храмов. Обе церкви обшиты тесом. В Сретенской церкви можно увидеть замечательное "небо" в 15 секторов. Внутри тоже разруха, но снаружи ведутся реставрационные работы - видно, что алтарь восстановлен совсем недавно. К сожалению, внешний вид обеих церквей несколько попорчен неудачным железным покрытием кровли.





Церковь была закрыта



Но т.к. окон в церкви нету, нет, они конечно есть, но стекол там нет, то удалось посмотреть небеса.










Едем дальше.
Ужасный грейдер, сменяется идеально гладким асфальтом. Машины практически отсутствуют.

Через несколько километров на дороге появляется знак "проезд запрещен" и своротка опять на грунтовку. Решаем проигнорировать знак, и едем дальше. По дороге встретился только один УАЗик и все.
Как оказалось, дорога была хорошая, и почему проезд по ней был запрещен, не понятно. Но через несколько километров та грунтовка, на которую нам предлагали съехать раньше, соединялась с асфальтом, в итоге сделали вывод, что мы сделали правильно, что не поехали по грейдеру, а проигнорировав знак, поехали по асфальту.

Но тут снова появляется знак "проезд запрещен" и в этот раз нам обязательно надо съезжать, т.к. это была дорога на Вершинино.

В предвкушении 150 километрового грейдера, спускаю колеса практически до 1.2 атмосферы, и едем вперед, вдоль р. Онега.

По дороге опять все те же деревянные, полузаброшенные дома и деревни. Зрелище печальное (((






Дорога упирается в переправу. Проехать на противоположный берег, стоит 100р.
Раньше тут был большой деревянный мост, сейчас понтонный мост.









Дорожные знаки на убитом грейдере, нас веселят =)

В селе Измайловская, замечаем деревянный мостик, который ведет на противоположный берег реки Кены.

За мостом видим старенький храм. Проехать мимо просто не могли ))













Примерно около 20:00 мы были в Плесецком секторе Кенозерского заповедника, разместились, поели, и пошли гулять.

Цитата
Кенозёрский национальный парк образован Постановлением Правительства РФ 28 декабря 1991 года. Территория парка представляет собой природный и историко-культурный комплекс, расположенный в юго-западной части Архангельской области на стыке Плесецкого и Каргопольского районов.

Кенозерский национальный парк – особо охраняемая природная территория – является эталонной системой исторической среды обитания человека, объектом, сохранившим многовековую историю и культуру Русского Севера. Свидетельство этому – сохранившиеся природные комплексы и объекты, многочисленные памятники материальной и духовной культуры, архитектуры, монументальной живописи, иконописи, археологии, богатый этнографический материал. Историческая память населения придает этим местам глубокое духовное содержание.

В 2004 году Кенозёрский национальный парк получил статус биосферного и был включён в Список Биосферных Резерватов ЮНЕСКО.





Вот такой номер, обошелся в 375р с человека за ночь.




Пошли гулять







Во время прогулки, пришла идея, поставить видеорегистратор на ночь включенным, и направить его на озеро, чтобы записать рассвет =)
Что из этого получилось, смотрим в следующем дне =)

После прогулки я застрял в туалете в прямом смысле, замок заело! Поржали сильно, т.к. дом большой и меня долго никто не слышал, мне пришлось истошным криком во спасение звать Галю, т.к. её комната была ближе всех. Галя позвала товарища Андрея, который так же, как и мы тусил в этой гостинице, и они вдвоем помогли выбраться мне из туалета. На том и закончился наш 3-ий день путешествия. Всю ночь дул сильный ветер и была непроглядная мгла. А ветер в тех краях удивительно гудит. Сочетание этих звуков и мглы навевает страх.

 
День 4
Кенозерский заповедник. Прогулка по Кенозеру.

Спалось в 50 метрах от озера, просто отлично. Но утром, под окнами у кого-то сработала сигнализация и всех нас разбудила. Что сигналка сработала не у наших машин, это 100%. Для нас так и осталось загадкой, чья машина заорала под окнами.
Ксю выглянула в окно, и увидела кучку мужиков, которые терлись вокруг УАЗика, рассматривали его и обсуждали =) Время было почти 8 часов...




Через час, Ксюха пошла вытаскивать флешку из видеорегистратора, который всю ночь работал и записывал рассвет =)

Вот что из этого получилось:



Сегодня у нас был очень насыщенный день. В 09:00 подъем, завтрак впопыхах, и в 10:00 экскурсия по деревням на островах южной части Кенозера.
По началу погодка была не очень, и я даже беспокоился, что наша экскурсия по Кенозеру не состоится.
Вообще то навигация в это время уже закончилась, и все лодки были на суше, но в Визит-центре нам все-таки организовали лодку. Да и погода уже потихоньку налаживалась =)
 




А вот и наш проводник приплыл..

Т.к. он наверно рассчитывал, что мы в болотных сапогах, он остановился довольно далек от берега.... Но хорошо, что он потом так сказать, перепарковался к причалу =)





А погодка становилось все лучше

У вот мы уже плывем к первому месту...





Первое место, которые мы посетили, это Медвежий остров с часовней Священномученика Власия XVIII-XIX века


Наш проводник показал нам дорогу, по которой надо идти, а сам поплыл на противоположную сторону острова, ждать нас там.




На северной оконечности Медвежъего острова - самого большого на Кенозере, на самом краю широкой луговины, словно отмечая границу между, находившейся здесь когда-то небольшой деревушкой, и лесом, стоит скромная часовенка святого Василия, заступника и охранителя домашнего скота.
 

Часовня вписывается в окружающую природу, обогащает ее и равноправно входит в ансамбль кенозерских часовен, типичных по строению, но неповторимых по образу. Неподалеку от часовни растет строгая аллея можжевельников.
Люди выехали отсюда на центральную усадьбу вместе с домами еще в 60-е годы прошлого века.
По архитектурно-конструктивным особенностям специалисты датируют постройку концом XVIII - началом XX веков, но поселение на этом месте возникло, несомненно, намного раньше. Часовня Святого Власия относится к типу клетских, состоит из небольшого сруба и имеет традиционное строение: крыльцо ведет на небольшое гульбище, далее идет молельный зал.
Конечно, за долгую жизнь её неоднократно ремонтировали, в конце XIX века в соответствии с указанием Синода устроили дощатую обшивку. Декоративное убранство внешнего вида скромное - небольшая главка, крытая лемехом, простые пилястры на торцах бревен, вынос фронтона украшен профилированными причелинами, на коньке кровли традиционный охлупень.
Внутреннее убранство часовни не сохранилось.
Святой Власий особо почитается на Кенозерье. Наряду с Флором и Лавром он считается покровителем домашнего скота. Русская Православная церковь чтит память о Священномученике Власий 11 февраля. Часовня на Медвежьем острове охраняется не только как памятник деревянной архитектуры, а, главным образом, как памятник исчезнувшей деревне и добрым трудолюбивым людям, жившим здесь. В 2001 году привлеченные специалисты из Санкт-Петербурга отреставрировали часовню. Финансирование работ осуществляли Министерство культуры РФ.

Вот так выглядела эта часовня до реставрации:




А это уже после реставрации, т.е. сейчас...






Вокруг потрясающей красоты природа...










На другую сторону острова, мы пошли по тропинке среди можжевельника
















 
Отплываем в деревню Горбачиха с часовней Иоанна Крестителя XIX в.




Наш проводник


По берегам Кенозера разбросано много маленьких и не очень деревушек


Подплываем к д. Горбачиха




На берегу нас тут же встречают местные жители =)







А вот и сама часовня Иоанна Крестителя XIX в
В деревне Горбачиха (ударение на 'и'), которая находится в наиболее живописном месте Кенозера - южном берегу, сохранилась часовня Иоанна Крестителя XIX в. и пятиугольная часовня Николая Угодника XIX в. Часовня стоит в почитаемой священной роще, и это сочетание является уникальным, встречающимся в основном на Кенозере.

Невозможно установить точное время возникновения или создания рощ. Предполагается, что они возникли в местах капищ или нахождения древних идолов. В каждой роще поставлен крест или возведена часовня в знак святости. Но часовни и кресты это, по словам историка Теребихина, «не мертвые осколки поверженного языческого идола, а вторичное религиозное новообразование, порожденное религиозным гением русского народа, особенно ярко раскрывшемся в ходе освоения иноприродного, инородческого и иноверческого Севера». Суровая природа Севера предполагает необходимость гораздо большего подстраивания под нее, чем на юге. Поэтому здесь идет большее поклонение старым хвойным деревьям, чем родникам, традиционным для средней полосы. Здесь, на Кенозере, произошел сплав христианства и единения с природой, отражающийся как раз в почитании еловых и сосновых рощ.

Вечнозеленая, «вечноживущая» ель является одновременно и символом жизни, и символом вечной жизни - вечного покоя.

Еще с глубокой древности у европейских (германских, финно-угорских, славянских) народов вечнозеленые деревья (ель, сосна, можжевельник, лиственница) символизировали бессмертие, были вместилищем сакральной жизненной силы. Новогодняя традиция украшать елку восходит к древним представлениям кельтов, эстов, литовцев, славян, финно-угорских народов о том, что особая жизненная сила и энергия этих деревьев может приближать весну, помогает плодородию и обещает благополучие, а духов, обитающих в зеленых ветвях, надо ублажать подношениями, подарками, которые развешивали на елках. В религиозно-магических представлениях финно-угорских народов ель была связующим звеном между мифологическими мирами - живых и мертвых - и потому широко использовалась в похоронной обрядности.
 





По негласным правилам, восходящим своей историей к религиозным табу, в Священных рощах запрещена любая хозяйственная деятельность: на этих участках нельзя рубить деревья, ломать сучья, заготавливать бересту. Также не рекомендуется громко разговаривать, петь и рвать цветы. Если дерево или ветви упали, то оно не выносится из рощи, а складывается там же между других деревьев. Но с другой стороны рощи активно посещались, там проводились различные религиозные действа. Как правило, эти островки елового леса окружены полями, огородами, либо гораздо более молодым лесом, и, в силу небольшой площади, в рощах не образуется того микроклимата, который есть в большом лесу и который способствует размножению деревьев. Поэтому рощи медленно, но верно уменьшаются в площадях и гибнут.
 















Отплываем в следующую деревню, деревню Тырышкино. В этой деревни стоит две часовни. Это часовня-крест Успения Пресвятой Богородицы XIX в. и Часовня XIX в. в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы
Собачки решили нас проводить =)




Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 7 След.