Известные путешественники: Руаль Амундсен

Страницы: 1
RSS
Известные путешественники: Руаль Амундсен
 
К концу 19 в. белых пятен на карте планеты уже практически не оставалось. Исключением были лишь полярные области в южном и северном полушариях. Для их исследования нужны были особо отважные и удачливые люди, такие как норвежец Руаль Амундсен.

Будущий покоритель Южного полюса родился 16 июля 1872 г. в городе Борг, его отец был капитаном и владельцем судоверфи. С детства Руаль мечтает о странствиях, читает литературу о путешествиях, активно занимается спортом. Два года он учится на медицинском факультете. Свою профессиональную карьеру начинает простым матросом, учится кораблевождению, получает диплом штурмана. В первую полярную экспедицию отправляется на бельгийском судне “Белжика”, по возвращению в Норвегию становится капитаном дальнего плавания.
Настоящую славу путешественника и исследователя, а также звание национального героя Норвегии, Амундсену приносит его первая самостоятельная экспедиция, в результате которой был покорён Северо-западный проход. Пройти кратчайшим путём из Атлантики в Тихий океан вдоль побережья Северной Америки, до Амундсена, пытались моряки нескольких поколений. Парусно-моторная шхуна «Йоа» с экипажем 6 человек под предводительством Амундсена, пережив в пути две зимовки, пересекла атлантический океан, Баффинов залив и через проливы Ланкастера, Барроу, Пил, Франклина, Дж. Росса, и в конце августа 1905 вышла в море Бофорта, где встретилась с американским китобойным судном, пришедшим сюда через Берингов пролив.

Главной мечтой Амундсена было покорение Северного полюса, он уже готовился к плаванию в Северно-ледовитый океан, когда в свет вышла новость о том, что американцами Фредериком Куком в апреле 1908-го и Роберт Пири в апреле 1909-го была достигнута самая северная точка планеты. Узнав об этом событии, Амундсен меняет свою цель на диаметрально противоположную и принимает решение следовать в Антарктиду к Южному полюсу Земли. Об этом он ставит в известность Роберта Скотта, который также как и Амундсен готовит туда поход.
Экспедиция 1911 года была тщательнейшим образом спланирована: была построена база в бухте, близ ледника Росса, к полюсу двинулось 5 человек на собачьих упряжках, из запланированных ста дней путешествия, было затрачено 99. Пройдя 1500 км сквозь жестокие антарктические вьюги, ледяные разломы и заснеженные склоны горных хребтов, 16 декабря 1911 г. пятеро смельчаков достигли заветной цели. На Южном полюсе был водружён норвежский флаг, британский (экспедиция Роберта Скотта) появился здесь только через месяц. На обратном пути английская команда полярников гибнет, эта трагедия сильно омрачила успех Амундсена.

Стать первопроходцем в третий раз Амундсену удалось только после первой мировой войны. Отправившись летом 1918 года, на специально построенном судне «Мод» из Норвегии, пройдя вдоль берегов Сибири, он добрался до поселка Ном на Аляске, став первым покорителем Северо-восточного прохода. Экспедиция продлилась до лета 1920 года, в пути пришлось пережить две зимовки. Таким образом, Амундсену покорились оба кратчайшие пути из северной Атлантики в Тихий океан.
С развитием авиации в начале XX века, появилась новая возможность преодолевать значительные расстояния. Амундсену приходит новая идея – перелететь через Арктику на самолёте. Первая попытка перелёта в мае 1925 г. закончилась неудачно. Одна из машин вышла из строя, чтобы подняться в воздух на второй, пришлось 24 дня расчищать взлётную полосу. Когда самолёт приземлился на Шпицбергене, экспедиция Амундсена уже считалась погибшей.

Сделав вывод, что самолёты пока малопригодны для путешествий по Арктике, Амундсен заинтересовывается дирижаблями. В 1925 году он знакомится с итальянским конструктором Умберто Нобиле, вместе с которым разрабатывает план трансарктического перелета. 11 мая 1926 года из городка Кингсбей (Шпицберген) 106-метровый дирижабль «Норге», построенный при финансовой поддержке американского бизнесмена Л. Элсуорта, поднимается в воздух и берёт курс на север. По расчетам штурманов, через 16 часов полёта дирижабль достиг Северного полюса, в этой точке были сброшены флаги Норвегии, Италии и США. Сделав круг над полюсом, дирижабль продолжил перелёт и в итоге приземлился на Аляске.

Жизнь знаменитого норвежского исследователя оборвалась неожиданно, во время спасательной операции экспедиции всё того же Умберто Нобиле. Возвращаясь из Арктики его дирижабль «Италия» потерпел аварию. Вылетевший в числе прочих спасателей экипаж Руаля Амундсена, 18 июня 1928 года исчез в районе Баренцева моря. Отважный потомок викингов закончил своё существование в том краю, в который стремился всю свою жизнь. Однажды на вопрос итальянского журналиста о красоте заполярья Амундсен ответил: "Ах, если бы вам когда-нибудь довелось увидеть своими глазами, как там чудесно, - там я хотел бы умереть".

Всего через 5 дней после пропажи связи с самолётом Амундсена, Нобиле и его экипаж удалось обнаружить и спасти.
 
Норвегия. Осло. Полуостров Бюгдё. Норвежский морской музей. Перед зданием музея стоит шхуна "Йоа", на которой Руаль Амундсен в 1903-1906 гг. с тремя зимовками первым преодолел Северо-Западный проход от Гренландии к Аляске.
Страницы: 1