StopCopyright.org
"То, что идеи должны беспрепятственно передаваться от одного к другому по всему земному шару для морального и взаимного наставления человека и улучшения его состояния, кажется, было нарочито благосклонно задумано природой, когда она сделала их распространяющимися, подобно огню... таким образом, изобретения по самой своей природе не могут быть предметом собственности"
Томас Джефферсон
Институт интеллектуальной частной собственности является одной из важных и неотъемлемых основ современной экономики. Роль, которую сегодня играют в обществе корпорации типа Google и Microsoft, вполне сопоставима с ролью промышленных магнатов начала XX века - таких как Форд или Крупп. Представить себе мир без существования гигантских музыкальных лейблов или софтверных монополистов практически невозможно, ну только если очень постараться. Да и то есть риск быть названным в силу такого мыслепреступления каким-нибудь экстремистом. Например, Билл Гейтс обозвал всех таких мечтателей как "modern-day sort of communists". А с любым экстремизмом, как известно, надо бороться.
Тем не менее, практика деятельности этого института в современных условиях показывает себя, мягко говоря, не с лучшей стороны. Недавно в Америке было введено ограничение на распространение информации о ходе спортивных матчей в реальном времени, так как это наносит ущерб тем, кто продаёт права на их телетрансляцию. Или, ещё случай: организация ASCAP, охраняющая права композиторов, подала в суд на скаутов-девочек за "нелегальное" использование песен, которые они пели у костра. Абсурд? Несомненно. Но подобных примеров великое множество и растут они в геометрической прогрессии.
О сущности института интеллектуальной частной собственности в связи с этим говорится в последнее время очень много, особенно о такой его форме как копирайт. Представляется интересным, однако, рассмотреть не только текущее положение вещей, но и историю вопроса. Поэтому обратимся к самому происхождению и эволюции этого института.
Даже во времена расцвета книжной торговли в Римской Империи ещё не существовало авторского права. В силу той простой причины, что для копирования текста был необходим значительный штат рабов-писарей, который могли позволить себе только крупные профессиональные книгоиздатели. Они же лишь иногда выплачивали деньги успешным авторам, но и то только за передачу им экземпляра текста, который далее подвергался копированию. Более никаких денег, процентов с продаж и тому подобного авторы не видели. "Пиратство" в таких условиях было банально невыгодным.
Потребность в авторском праве и защите интеллектуальной собственности появилась с развитием печатной техники в странах Европы. Сам спрос на печатную технику был вызван развитием торговли и выходом на историческую арену класса буржуазии с его потребностями.
Печатная техника позволила копировать тексты быстрее и дешевле, чем при использовании наёмных писарей. Теперь каждый, кто мог позволить себе печатный станок и обладал определёнными навыками, мог наладить собственное книгопроизводство.
Первой стихийной формой защиты авторского права стало... проклятие. В книгу заносился особый текст, предупреждающий, что любой, кто несанкционированным образом сделает копию текста, будет проклят. Вероятно, такая форма защиты оказалась не очень результативной, поскольку с конца XV века верховной исполнительной властью европейских государств начали выдаваться "привилегии" (monopolies) на издательство книг определённым лицам и реже организациям. Но такая форма защиты авторского права носила чрезвычайно избирательный характер и не была эффективна.
В 1557 году английская королева Мария I предоставила Лондонской Гильдии Книготорговцев и Издателей (Stationers’ Company) монопольное право на издание книг. Есть версия, что одной из причин создания такой издательской монополии стало стремление предотвратить распространение протестантских идей. Таким образом, экономическая монополия служила политическим задачам государства в области цензуры. Книги, изданные вне Гильдии, подлежали сожжению, а их авторы - тюремному заключению. С деятельностью Гильдии и связано появление термина "copyright". Тогда, как, в общем-то, и сейчас, копирайт защищал не авторов книг, а их издателей. Издатель покупал у автора текст и после этого все права на материал переходили к нему, другие члены Гильдии не имели права копировать и издавать текст. С другой стороны, купля-продажа текстов внутри гильдии существовала. Именно отношения между издателями и регулировал "копирайт".
После превращения Англии в буржуазную монархию под давлением предпринимателей, недовольных монополией на книжном рынке, в 1694 году Stationers’ Company была лишена своих монопольных прав. В условиях конкуренции требовался закон, разграничивающий права авторов и книготорговцев. Так, в 1710 году был принят первый в мире закон об авторских правах. Права авторов в данном случае служили, однако, не самоцелью, а лишь антимонопольным инструментом. Полное название закона "An Act for the Encouragement of Learning, by vesting the Copies of Printed Books in the Authors or purchasers of such Copies, during the Times therein mentioned", но обычно его называют просто "Статут Анны", по имени правившей тогда королевы. Действие авторских прав ограничивалось 28-ю годами, после чего работа переходила в общественную собственность (public domain). Издатель, купивший текст, получал право монопольно издавать его в течение 14 лет с возможностью продления этого права ещё на 14 лет в отдельных случаях.
Статут Анны стал во многом прототипом для современных законов об авторском праве. Законы, подобные "Статуту", со временем начали приниматься в других европейских странах и США ("Copyright Act" от 1790).
Отдельный вклад в развитие авторского права внесла Франция, где авторское право получило официальный юридический статус в 1791 году, хотя первое общество по охране авторских прав было создано в 1777 году известным драматургом Бомарше. Здесь развивалась концепция "прав автора" ("droit d’auteur") в отличие от англо-саксонской модели "права копирования" ("copyright"). В этой концепции больший упор делался на защиту неимущественных прав автора, например, защиту достоинства. Возможно, это обусловлено тем, что во Франции авторское право формировалось под влиянием аристократической интеллектуальной элиты.
"То, что идеи должны беспрепятственно передаваться от одного к другому по всему земному шару для морального и взаимного наставления человека и улучшения его состояния, кажется, было нарочито благосклонно задумано природой, когда она сделала их распространяющимися, подобно огню... таким образом, изобретения по самой своей природе не могут быть предметом собственности"
Томас Джефферсон
Институт интеллектуальной частной собственности является одной из важных и неотъемлемых основ современной экономики. Роль, которую сегодня играют в обществе корпорации типа Google и Microsoft, вполне сопоставима с ролью промышленных магнатов начала XX века - таких как Форд или Крупп. Представить себе мир без существования гигантских музыкальных лейблов или софтверных монополистов практически невозможно, ну только если очень постараться. Да и то есть риск быть названным в силу такого мыслепреступления каким-нибудь экстремистом. Например, Билл Гейтс обозвал всех таких мечтателей как "modern-day sort of communists". А с любым экстремизмом, как известно, надо бороться.
Тем не менее, практика деятельности этого института в современных условиях показывает себя, мягко говоря, не с лучшей стороны. Недавно в Америке было введено ограничение на распространение информации о ходе спортивных матчей в реальном времени, так как это наносит ущерб тем, кто продаёт права на их телетрансляцию. Или, ещё случай: организация ASCAP, охраняющая права композиторов, подала в суд на скаутов-девочек за "нелегальное" использование песен, которые они пели у костра. Абсурд? Несомненно. Но подобных примеров великое множество и растут они в геометрической прогрессии.
О сущности института интеллектуальной частной собственности в связи с этим говорится в последнее время очень много, особенно о такой его форме как копирайт. Представляется интересным, однако, рассмотреть не только текущее положение вещей, но и историю вопроса. Поэтому обратимся к самому происхождению и эволюции этого института.
Даже во времена расцвета книжной торговли в Римской Империи ещё не существовало авторского права. В силу той простой причины, что для копирования текста был необходим значительный штат рабов-писарей, который могли позволить себе только крупные профессиональные книгоиздатели. Они же лишь иногда выплачивали деньги успешным авторам, но и то только за передачу им экземпляра текста, который далее подвергался копированию. Более никаких денег, процентов с продаж и тому подобного авторы не видели. "Пиратство" в таких условиях было банально невыгодным.
Потребность в авторском праве и защите интеллектуальной собственности появилась с развитием печатной техники в странах Европы. Сам спрос на печатную технику был вызван развитием торговли и выходом на историческую арену класса буржуазии с его потребностями.
Печатная техника позволила копировать тексты быстрее и дешевле, чем при использовании наёмных писарей. Теперь каждый, кто мог позволить себе печатный станок и обладал определёнными навыками, мог наладить собственное книгопроизводство.
Первой стихийной формой защиты авторского права стало... проклятие. В книгу заносился особый текст, предупреждающий, что любой, кто несанкционированным образом сделает копию текста, будет проклят. Вероятно, такая форма защиты оказалась не очень результативной, поскольку с конца XV века верховной исполнительной властью европейских государств начали выдаваться "привилегии" (monopolies) на издательство книг определённым лицам и реже организациям. Но такая форма защиты авторского права носила чрезвычайно избирательный характер и не была эффективна.
В 1557 году английская королева Мария I предоставила Лондонской Гильдии Книготорговцев и Издателей (Stationers’ Company) монопольное право на издание книг. Есть версия, что одной из причин создания такой издательской монополии стало стремление предотвратить распространение протестантских идей. Таким образом, экономическая монополия служила политическим задачам государства в области цензуры. Книги, изданные вне Гильдии, подлежали сожжению, а их авторы - тюремному заключению. С деятельностью Гильдии и связано появление термина "copyright". Тогда, как, в общем-то, и сейчас, копирайт защищал не авторов книг, а их издателей. Издатель покупал у автора текст и после этого все права на материал переходили к нему, другие члены Гильдии не имели права копировать и издавать текст. С другой стороны, купля-продажа текстов внутри гильдии существовала. Именно отношения между издателями и регулировал "копирайт".
После превращения Англии в буржуазную монархию под давлением предпринимателей, недовольных монополией на книжном рынке, в 1694 году Stationers’ Company была лишена своих монопольных прав. В условиях конкуренции требовался закон, разграничивающий права авторов и книготорговцев. Так, в 1710 году был принят первый в мире закон об авторских правах. Права авторов в данном случае служили, однако, не самоцелью, а лишь антимонопольным инструментом. Полное название закона "An Act for the Encouragement of Learning, by vesting the Copies of Printed Books in the Authors or purchasers of such Copies, during the Times therein mentioned", но обычно его называют просто "Статут Анны", по имени правившей тогда королевы. Действие авторских прав ограничивалось 28-ю годами, после чего работа переходила в общественную собственность (public domain). Издатель, купивший текст, получал право монопольно издавать его в течение 14 лет с возможностью продления этого права ещё на 14 лет в отдельных случаях.
Статут Анны стал во многом прототипом для современных законов об авторском праве. Законы, подобные "Статуту", со временем начали приниматься в других европейских странах и США ("Copyright Act" от 1790).
Отдельный вклад в развитие авторского права внесла Франция, где авторское право получило официальный юридический статус в 1791 году, хотя первое общество по охране авторских прав было создано в 1777 году известным драматургом Бомарше. Здесь развивалась концепция "прав автора" ("droit d’auteur") в отличие от англо-саксонской модели "права копирования" ("copyright"). В этой концепции больший упор делался на защиту неимущественных прав автора, например, защиту достоинства. Возможно, это обусловлено тем, что во Франции авторское право формировалось под влиянием аристократической интеллектуальной элиты.