Давидова Пустынь
Вознесенский собор
В посёлок с курьёзным, в стиле «Белого солнца пустыни», названием Новый Быт (разумеется, 20-х годов) всё-таки стоит поехать, несмотря на то, что в расположенной там Вознесенской Давидовой пустыни есть только одно сто`ящее здание – главный Вознесенский собор 1676–1682 гг. Ну, может быть, ещё надвратная Успенская церковь, построенная в 1740 году явно и очевидно в традициях конца XVII века. Остальное удручающе мертво – результат не революционных потрясений XX века, а сотрясения умов в веке XIX. Монастырь был реконструирован и расширен в середине этого века, в процессе этих «прогрессивных» перемен были разобраны каменная ограда, жилые и хозяйственные постройки XVII–XVIII веков, т. е. пошла «под нож» (топор, лом) вся древняя, богатая жизнь обители. Уцелел только Вознесенский собор, да и то стал калекой (о чём ниже); на смену старому пришло ровное, приличное, правильное новое.
Может быть, собор нельзя назвать «жемчужиной» или уникальным шедевром зодчества XVII века, он рядовой, но эта обыкновенность, как и рядовых сельских и посадских храмов XVII века, – показатель уровня культуры той эпохи: так высоко, ярко и уверенно она звучала.
Если посмотреть на собор с востока, то покажется, что перед тобой какой-то странный средневековый город с плотно прижатыми друг к другу круглыми домами-башнями, во впадинках между башнями – симпатичные толстенькие полуколонки. На «улицу» смотрят уютные избяные окошки с треугольными очельями наличников, только на левой «башенке» как-то не по-светски притулился в уголке киот. Это четыре апсиды храма – три самого собора и одна, южная, его придела. В XVII веке, при своей нормальной жизни, собор выглядел гораздо величественнее и красивее. С севера у него тоже был придел, а с трёх сторон собор, стоящий на высоком подклете, обнимала двухъярусная крытая галерея-гульбище, с востока замыкавшаяся приделами. Убранство собора традиционное для своей эпохи, но от этого не менее элегантное и нарядное: пучки полуколонок по углам четверика, наличники из тех же полуколонок, с фигурными килевидными очельями; верхняя часть здания украшена плавными кокошниками с чуть заметными килевидными же завершениями; разделяя апсиды и гульбище по горизонтали на две части, бежит поребрик, им же украшены тяжёлые столбы нижнего яруса гульбища и основания апсид; парапеты и столбы верхней галереи убраны ширинками. Но есть у собора и своя «изюминка» – утончённый зелёный поясок муравлёного фриза, змейкой бегущий вокруг четверика и апсиды, и такие же изразцовые вставки с птицами да цветами в ширинках гульбища.
От былого великолепия остались лишь южная часть галереи и обрывок западной. Северный придел с прилегающей к нему частью гульбища был разобран, и позже в этом месте к собору приделали удивительно унылые и скучные здания Никольской (несмотря на всю ее лепнину с гирляндами и масками) и Знаменской церквей и ризницы. Сквозные арки оставшегося верхнего гульбища частично заложили, частично забрали окнами, теперь ещё и с решётками, арки нижней галереи заложили совсем. Ещё позже были утрачены барабаны с главами, сейчас, к счастью, восстановленные в более или менее прежних формах.
Вообразим же теперь только силой ума величавое и одновременно лёгкое, ничем не заслоняемое здание собора, как оно было задумано и выстроено зодчим XVII в. Величественность и мощь ему придавали высоко вознёсшийся четверик с венцом пятиглавия, пятичастная алтарная часть с разновеликими и по-разному выгнутыми к востоку апсидами (что добавляло ей живости и лишало её монотонности), богатое обширное гульбище на устойчивых столбах; лёгкость – вытянутые пары окон верхнего света, тонкие полуколонки по углам и то же гульбище, переходы которого были пронизаны светом, льющимся через широкие арки, отчего нижняя часть собора становилась воздушнее, менее тяжеловесной.
Обычный собор XVII века.
Вознесенский собор
В посёлок с курьёзным, в стиле «Белого солнца пустыни», названием Новый Быт (разумеется, 20-х годов) всё-таки стоит поехать, несмотря на то, что в расположенной там Вознесенской Давидовой пустыни есть только одно сто`ящее здание – главный Вознесенский собор 1676–1682 гг. Ну, может быть, ещё надвратная Успенская церковь, построенная в 1740 году явно и очевидно в традициях конца XVII века. Остальное удручающе мертво – результат не революционных потрясений XX века, а сотрясения умов в веке XIX. Монастырь был реконструирован и расширен в середине этого века, в процессе этих «прогрессивных» перемен были разобраны каменная ограда, жилые и хозяйственные постройки XVII–XVIII веков, т. е. пошла «под нож» (топор, лом) вся древняя, богатая жизнь обители. Уцелел только Вознесенский собор, да и то стал калекой (о чём ниже); на смену старому пришло ровное, приличное, правильное новое.
Может быть, собор нельзя назвать «жемчужиной» или уникальным шедевром зодчества XVII века, он рядовой, но эта обыкновенность, как и рядовых сельских и посадских храмов XVII века, – показатель уровня культуры той эпохи: так высоко, ярко и уверенно она звучала.
Если посмотреть на собор с востока, то покажется, что перед тобой какой-то странный средневековый город с плотно прижатыми друг к другу круглыми домами-башнями, во впадинках между башнями – симпатичные толстенькие полуколонки. На «улицу» смотрят уютные избяные окошки с треугольными очельями наличников, только на левой «башенке» как-то не по-светски притулился в уголке киот. Это четыре апсиды храма – три самого собора и одна, южная, его придела. В XVII веке, при своей нормальной жизни, собор выглядел гораздо величественнее и красивее. С севера у него тоже был придел, а с трёх сторон собор, стоящий на высоком подклете, обнимала двухъярусная крытая галерея-гульбище, с востока замыкавшаяся приделами. Убранство собора традиционное для своей эпохи, но от этого не менее элегантное и нарядное: пучки полуколонок по углам четверика, наличники из тех же полуколонок, с фигурными килевидными очельями; верхняя часть здания украшена плавными кокошниками с чуть заметными килевидными же завершениями; разделяя апсиды и гульбище по горизонтали на две части, бежит поребрик, им же украшены тяжёлые столбы нижнего яруса гульбища и основания апсид; парапеты и столбы верхней галереи убраны ширинками. Но есть у собора и своя «изюминка» – утончённый зелёный поясок муравлёного фриза, змейкой бегущий вокруг четверика и апсиды, и такие же изразцовые вставки с птицами да цветами в ширинках гульбища.
От былого великолепия остались лишь южная часть галереи и обрывок западной. Северный придел с прилегающей к нему частью гульбища был разобран, и позже в этом месте к собору приделали удивительно унылые и скучные здания Никольской (несмотря на всю ее лепнину с гирляндами и масками) и Знаменской церквей и ризницы. Сквозные арки оставшегося верхнего гульбища частично заложили, частично забрали окнами, теперь ещё и с решётками, арки нижней галереи заложили совсем. Ещё позже были утрачены барабаны с главами, сейчас, к счастью, восстановленные в более или менее прежних формах.
Вообразим же теперь только силой ума величавое и одновременно лёгкое, ничем не заслоняемое здание собора, как оно было задумано и выстроено зодчим XVII в. Величественность и мощь ему придавали высоко вознёсшийся четверик с венцом пятиглавия, пятичастная алтарная часть с разновеликими и по-разному выгнутыми к востоку апсидами (что добавляло ей живости и лишало её монотонности), богатое обширное гульбище на устойчивых столбах; лёгкость – вытянутые пары окон верхнего света, тонкие полуколонки по углам и то же гульбище, переходы которого были пронизаны светом, льющимся через широкие арки, отчего нижняя часть собора становилась воздушнее, менее тяжеловесной.
Обычный собор XVII века.