Об уме

Страницы: 1
RSS
Об уме
 
Критерий ума очень простой - адекватность реальности. И человек решающий математические уравнения может быть дураком, если он в обычных житейских ситуациях не может найти элементарных решений.
Я таких программистов много знал. И они неумные в моем понимание.
Умный человек тот - кто видит многие окружающее его факторы, понимает причинно- следственные связи, разделяет главное и второстепенное. Человек образ жизни которого - говорит за него самого.
 
Лекция Павлова о русском уме
 
Эрих Фромм.
Для понимания плодотворного мышления предварительно следует уточнить различие междум разумом и сообразительностью.
Сообразительность - это человеческий инструмент достижения практических целей, дающий возможность раскрыть те стороны вещей, знание которых необходимо для манипуляции вещами. Сама цель, или что то же самое предпосылки, на которых покоится "сообразительное" мышление, не подлежат сомнению, признаются сами собой разумеющимися и как таковые могут быть или не быть рациональными. Это частное свойство понимания особенно ясно видно в его крайнем проявлении, в случае параноика. Например, его исходная посылка, что все люди в заговоре против него, - иррациональна и ложна, но его мыслительные процессы, построенные на этой предпосылке, могут сами по себе демонстрировать замечательную сообразительность. В своей попытке доказать этот параноидальный тезис он связывате факты наблюдений и делает логические заключения, зачастую столь убедительные, что трудно доказать иррациональность его исходной посылки. Использование обычной сообразительности при решении проблем, конечно, не сводимо к таким патологическим феноменам. По большей части наше мышление необходимо связано с достижением практических результатов, с количественными и "поверхностными" аспектами явлений, оно не вдается в проблему правильности полагаемых целей и предпосылок и не пытается понять природу и качество явления.
Разум имеет 2 ое измерение - глубину, благодаря которой он проникает в суть вещей и процессов. Не будучи оторванным от практических жизненных целей, он представляет собой не просто инструмент непосредственного действия. Его назначение понимать, познавать, схватывать суть, вступать в отношения с вещами путем постижения их. Он проникает вглубь вещей, чтобы раскрыть их сущность, их скрытые связи и не лежащие на поверхности значения, их "смысл". Он не двумерен, а так сказать "перспективен" по выражению Ницше; т.е. он схватывает все возможные перспективы и измерения, а не только практически уместные. Иметь дело с сущностью вещей - значит иметь дело с чем-то "за" вещами, а с существенным, родовым и всеобщим, с наиболее общими и распространнеными чертами явлений, освобожденными от всего поверхностного и случайного (не поддающегося логическому учету).
Теперь мы можем приступить к рассмотрению некоторых более специфичных свойств плодотворного мышления. при плодотворном мышлении субъект не безразличен к предмету а находится под его воздействием и заинтересованности в нем. Предмет не воспринимается как что-то мертвое или отчужденное от тебя и твоей жизни, как что-то, о чем ты думаешь только отстраннено; напротив субъект глубоко заинтересован в своем предмете, и чем теснее они связаны, тем плодотворнее работает мышление субъекта. Именно взаимосвязь между субъектом и объектом стимулирует мышление сильнее всего. Для субъекта человек или любое явление становятся объектом мышления потому, что они ему интересны с точки зрения его индивидуальной жизни или с точки зрения его человеческого существования. Но быть объективным можно тогда когда уважаешь вещи, которые наблюдаешь, т.е. способен видеть их уникальность и взаимосвязи. Такое уважение не отличается по существу от того уважения, которое мы рассматриваем в связи с любовью; в той мере, в которой я хочу понять нечто, я должен уметь видеть это таким, каково оно есть по своей природе; хотя это верно в отношении всех объектов мысли, это особенно важно при исследовании человеческой природы.
Объективность требует не только видеть предмет таким, каков он есть, но и видеть себя каков ты есть, т.е. осознавать, каким образом ты, изучающий, связан с объектом изучения. Эта двойная детерминация и составляет объективность, в отличие от ложной субъективности, когда мыслящий не контролирует себя соотнесенность. с объектом, и в результате мышление вырождается в предвзятое мнение, в принятие желаемого за должное, в фантазию.
 
Цитата
Эрих Фромм.
Объективность требует не только видеть предмет таким, каков он есть, но и видеть себя каков ты есть, т.е. осознавать, каким образом ты, изучающий, связан с объектом изучения. Эта двойная детерминация и составляет объективность, в отличие от ложной субъективности, когда мыслящий не контролирует себя соотнесенность. с объектом, и в результате мышление вырождается в предвзятое мнение, в принятие желаемого за должное, в фантазию.
К сожалению "объективно видеть" предмет не удается по нескольким причинам:
- человек субъективен по своей природе, так сказать по "отражательной способности" внешнего мира, поэтому сколько людей, столько и видений, по нми можно сформулировать только нечто среднее. Например, на вопрос - как выглядят небо, облака, молния - будут сотни разных ответов.
- многие предметы (объекты) внешней среды сложны и доступны нам для обозрения лишь частично. Земной шар долго считали плоским (а Правосавие считает плоским до сих пор). Но ум человеческий догадался, что Земля шарообразна задолго до космических полётов.
Главный признак ума на мой взгляд и есть свойство "логического вычисления" истины. Шерлок Холмс в этом плане преуспел. Ум - это видеть невидимое путём логического последовательного мышления. При этом важную роль играет запас накопленных знаний - они тоже часть ума.
Всё это естественно, спорно, так как мнений - что такое ум, тоже множество, даже в научной литературе нет чёткмх определений.
 
Вообще понятие "ум" у каждого человека свое! Потому что мы все субъективны, и каждый это слово трактует по-своему.
 
мне больше нравится тот момент, когда каждый уверен в том что он уникален но лишь до того момента пока не попадет в толпу, а затем начинает мыслить как толпа...
 
Цитата
Вика Михеева написал:
мне больше нравится тот момент, когда каждый уверен в том что он уникален но лишь до того момента пока не попадет в толпу, а затем начинает мыслить как толпа...

Вообще, настоящая индивидуальность очень редкое явление в нашем мире.
 
Я бы не сказала, практически каждого человека можно назвать индивидуальностью.
 
Цитата
Вика Смолий написал:
Я бы не сказала, практически каждого человека можно назвать индивидуальностью.
Смотря с какого приближения смотреть. Для условных инопланетян, вообще всё люди одинаковые, как для нас, например, кошки. А если начать присматриваться...
 
Интересно то, как кто сам оценивает свой ум. Чем менее умный человек в глазах окружающих, тем более умным себя считает он сам...
Страницы: 1