Русский север 2009: Путешествие по Поонежью

Страницы: Пред. 1 2 3
RSS
Русский север 2009: Путешествие по Поонежью
 

О строительстве церкви окрестные жители рассказывают предания. Одно из них о том, как задумала пришедшая откуда-то монахиня построить здесь монастырь, да местные мужики воспрепятствовали осуществлению этих замыслов. Тогда разгневанная монахиня наложила заклятье на зачинщика сопротивления и предрекла ему слепоту и горе. Другое предание о том, что средства на постройку храма пожертвовала некая крестьянка, потерявшая мужа и детей. В Масельге рассказывали, как после завершения строительства мастер встал на крест, поклонился на четыре стороны и забросил топор в озеро. Такой же рассказ существует и о завершении строительства Кижского собора. А в те времена топор для плотника был ценнейшим инструментом, но, по-видимому, таков обычай: топор, которым рубили храм, больше не применялся.
Храм Александра Свирского разделил многочисленные беды недавнего исторического прошлого, был закрыт в конце 20-х годов прошлого века, но сохранился и в настоящее время реставрируется по старинным технологиям. Так, рядом с церковью можно увидеть деревянный ворот, с помощь которого на вершину горы поднимали бревна для постройки.
12 сентября в День Преподобного Александра Свирского здесь собирались жители всех окрестных деревень. Крестный ход шел под гору, к озеру, где устаивали иордань и купались.
 

На берегу озера располагается и кладбище прихода церкви Александра Свирского, носящее печальное название «Плакида» и интересное своими поклонными (обетными) крестами. Поклонными крестами в старину отмечали места, имевшие какое-то особенное значение. Их ставили на месте закладки церкви; там, где сгорела часовня или монастырь; где кто-то был убит молнией или внезапно, без покаяния, умер; где случилось чудесное видение или чудодейственное исцеление, спасение.

Придя на озеро, нас погрузили в лодку, и мы поплыли по озерам и рекам заповедника к водяной мельнице.


Передать словами восторг который мы испытывали, не возможно. Огромные водные просторы, осенний лес, свежий воздух и среди этого, на деревянной лодке плывем мы… Вокруг тишина, дикий лес, чистейшая вода и болота. Где то в долеке крякали утки.
Так мы плыли примерно около часа. В конце концов, мы приплыли к небольшой плотине, где стояла водяная мельница.


Мельница относилась к деревне Гужово. Гужово, располагалось на живописном берегу озера Пежихерье. От крупной когда-то деревни сегодня осталось несколько домов. А еще в 30-е гг. XX в. в Гужове помнят 30-35 домов и 130 человек. Ныне деревня нежилая.




Когда-то почти каждая деревня на территории Парка имела свою водяную мельницу. Строительство и эксплуатация, в общем-то, несложного гидротехнического сооружения требовала совместного труда и заботы. Гужовская мельница находилась довольно далеко от деревни - на Кулгом ручье, вытекающем из Левусозера. Через лес туда подходили дороги, ныне почти исчезнувшие в густой чаще.

Как оказалось эту мельницу помогли восстанавливать финны. Когда обнаружили эту мельницу, мельница была похожа просто на кучу гнилых бревен, я бы лично не догадался что это мельница.












Но ее восстановили, и она даже действует. После рассказа про мельницу, про то как она работает и т.п., гос.инспектор открыл платину, и пода хлынула по желобу на колесо и мельница заработала. Жернова закрутились, все застучало, заскрипело… Шум конечно стоял жуткий, пахло толи паленым деревом, толи каменными жерновами, которые от трения друг о друга нагрелись, короче зрелище было завораживающее!!!


После мы отправились в обратный путь. На пол пути обратно, начался дождик, гос.испектор который все это время греб как робот, с одинаковым темпом, при этом еще и разговаривал со всеми ускорил тем. Я просто поражался, откуда у него столько сил? Грести час туда и час обратно, а лодка хочу сказать довольно большая.


После посещения заповедника, испектора отвезли на конюшню, где он в этот день присматривал за лошадьми, а экскурсовода на базу, мы отправились в избу, где после просмотра фильма “В диких условиях” быстренько уснули.[/CENTER]
 
День 7

с. Морщихинская – Пудож – мыс Бесов нос

Из Кенозерского заповедника мы двинулись дальше, т.е. в Пудож.

Через 20 км грейдера, Архангельская область заканчивается и начинается республика Карелия, и там тут же начинается асфальт. Довольно необычное ощущение, когда после 200 с лишним километров грейдера, начинается асфальт =)
Скорость больше 60 км в час кажется уже очень быстрой, учитывая что по грейдеру ехать больше 50км в час опасно, во первых можно улететь, во вторых въехать в яму и оставить подвеску на дороге….
А на 80км, кажется, что ты сейчас взлетишь. Конечно, не на всем протяжении до Пудожи был асфальт, но, по крайней мере, дорога была 90% асфальт, 10% грейдер, а в Архангельской обл., 5% асфальт, 80% грейдер и 15% просто жопа.














На протяжении почти 200км мы не встречали заправок, поэтому в Пудожи мы решили дозаправиться. Аи-92 стоит в Пудожи уже 23р 90к, в Каргополе он же стоил 22р 80к.
 







В Пудожи мы долго не задерживались. Немного прогулявшись по одной из площадей мы поехали дальше, в гостевой дом “Медвежий угол”, нас там ждали к 14 часам, чтобы сразу отправить нас на мыс Бесов нос на лодке, которую хозяйка дома уже заказала.
Этот гостевой дом находиться в в 20 км от Пудожи.

Бесов нос
Фигура «беса», двухметрового человекоподобного существа с непропорционально маленькими ногами и растопыренными пальцами, вызывает споры ученых уже не один год. Расположенный среди также выбитых на скале «выдры», «сома» и множества более мелких изображений животных он может являться «хозяином подземного мира», тем богом или демоном, которому поклонялись древние.

Ученые определили, что «Бесов Нос» когда-то являлся языческим святилищем. Вероятно, что язычники лили кровь в рот существа, и жизненно важная жидкость стекала в темные воды озера. До сих пор местные охотники, проезжая мимо, не преминут положить что-нибудь в рот демоническому изображению «на удачу».

Рядом с наскальными рисунками находится более 50 древних стоянок и поселений VI-I тыс. до н.э.

Ладно, приехали, и даже не осматривая место ночлега мы поехали к реке Черная (вроде так) где нас ждал мужичек на моторке.

До мыса на лодке надо было плыть 25 км, сначала по реке, потом по Онежскому озеру.
 







Река по который мы плыли была просто великолепна! Узенькая речка, с кучей изгибов постепенно расширялась, пока не превратилась в широкую реку.


И вот мы приплыли к онежскому озеру. Озеро казалось не озером, а морем! В этот день дул сильный ветер, поэтому волны были очень высокими. Плыли по озеру мы медленно, т.к. волны были высокими, разгоняться было опасно, на волнах лодка практически полностью отрывалась от воды, и в тот момент, когда она всей массой плюхалась обратно, перед нами опять была огромная волна, Ксюха всю дорогу визжала, ее крика по началу даже водитель лодки испугался =)

Но вроде до места мы добрались нормально никто не выпал из лодки и лодка осталось цела. По началу мы приплыли не к самому берегу, а к островку, который располагался метров в 150 от него. На этом острове жил дедок, он охранял лодки рыбаков и т.п. Взяв этого дедка мы поплыли к берегу, а дедок, как мы высадились, поплыл к острову, чтобы там привязать лодку, чтобы она не билась о каменный берег на волнах.






Берег бы просто прекрасен, все во мху, идеальная чистота, и сосны… Дышалось полной грудью =)
Первым делом мужик, он же водитель лодки повел нас на мыс Пере нос, смотреть петроглифы, а потом пошли на мыс Бесом нос.

Как назло, на самом большой петроглифе “Бес” копошились финны, которые накрыли рисунок черной тканью и обводили рисунок по ткани мелом. Терь я знаю почиму финнов называют тормозами, таких медлительных людей я не видел. По началу они сказали, что мол завтра смотреть приезжайте, но мы сказали что мол мы будим ждать пока вы закончите. Сидели ждали их начерно часа полтора, за это время они раза три что-то мелом черканули, а остальное время ходили и рассматривали, чтобы подрисовать и т.п… И вот наконец эти тормоза разродились, убрали сваю ткань и перед нами открылся самый большой петроглиф =)

Как раз солнышко уже садилось, и петроглифы были видны очень хорошо.


По пути обратно мы узнали, что нашему так сказать гиду, эти финны привезли диск про эти петроглифы (наш мужичек этих финнов каждый день возил на эти петроглифы, они их изучали или что-то в этом роде) и т.к. у нас в машине валялся ноутбук, мы быстренько сделали образ этого так сказать эксклюзивного диска. Как оказалось, диск на русском языке, про какую то экспедицию на Бесов нос, и как же я был удивлен, когда посмотрев этот диск, узнал, что там есть еще несколько петроглифов, которые нашли совсем недавно, но они расположены на обратной стороне камня, и их не видно.

Так что вот этот фильмец продолжительностью пол часа про петроглифы, посмотрите его, очень интересно.


Когда мы плыли обратно, волны уже по утихли, по этому Ксюха сидела тихо =)

Приехав обратно в Медвежий угол, мы были удивлены, когда хозяева сказали, что вот вам ключи от дома, а мы уезжаем до завтра. Видимо они живут, где то в городе. Дали ключи от ворот, мужик сказал, что когда они уедут, чтобы я закрыл ворота, а если кто позвонит в звонок, ну типа каких ни будь туристов, то сказать, что мест нет. По этому в целом доме остались мы одни. Как нам рассказали хозяева, что вечером им звонили на телефон еще несколько групп туристов, но они им отказали, ни знаю даже почему, так что нам очень повезло =)









 
День 8

“Медвежий угол” – Вытегра – Вологда

Утром мы выдвинулись в Вологду.
По пути мы заехали в Вытегру и еще на пару заброшенных церквей.











Церковь Илии Пророка в Саминском Погосте 2001г


Немного про Вытегру:
Поселение неподалеку от устья Вытегры упоминается в государственных бумагах уже в 1496 г. Известен с 1710 как Вянгинская пристань (Вянги), где производили перевалку грузов с речных судов на сухопутный транспорт и обратно. Через Вянги проходил торговый тракт из Архангельска в Петербург. По указу Петра I в 1710 г шотландский инженер Дж. Перри произвел исследования на водоразделе между Онежским и Белым озерами, составил проекты для будущего канала. В 1715 г выше Вянгинской пристани была заложена государственная верфь, где строили суда (до 1847). С 1773 – уездный город Вытерга.
В 18 в главными занятиями жителей были торговля и корабельное дело (судостроение, вождение речных судов). Возникли полотняно-парусные мануфактуры, красильни, свечно-сальные и кирпичные заведения. В 1-й половине 19 в, с открытием Мариинского канала с системой деревянных шлюзов (первый из них стал достопримечательностью города), Вытегра переживает наивысший экономический и культурный подъем. Со 2-й половины 19 в связи со строительством железных дорог значение города стало падать. Вытегра становится тихим уездным городком, известным в начале 20 в как место политической ссылки.
Старый, Мариинский канал с его головным сооружением – шлюзом №4 проходил прямо по территории города. В память о старом канале остался сухой заросший зеленью ров, а деревянный шлюз сохраняется в качестве музейного экспоната.
В годы ВОВ линия фронта подошла к окрестностям города и через Мариинский канал проходила эвакуация населения. В 1944 территория Вытегорского района была освобождена.
В 1964 Волго-Балт заметно оживил экономическую жизнь города. В вытегре сосредоточилось управление Волгобалтстроя. В современной Вытегре – предприятия металлообрабатывающей промышленности, по ремонту тракторов и автомобилей, рыбо- и маслозаводы.

В Вытегре мы посетили Сретенскую церковь, которая выстроена псевдорусском стиле (1869-73, ныне – Краеведческий музей).
Как и в Каргополе на посчастливилось попасть на колокольню этой церкви. Т.к. мы играем в геокешинг, одно из заданий было узнать год, в котором был отлит главный колокол на колокольне, поначалу мы забыли это сделать, и Ксюха во второй раз полезла на колокольню. Внизу она сначала спросила, может кто из работников знает какого года колокол? На что бабульки ответили, да он у нас современный, и никакой ценности не представляет. Но как только Ксюха сказала что он 1768года, бабульки офигели и записали дату на бумажку =)













Так же в музее купили кучу открыто со старыми видами города =)




ВСЕ открытки можно посмотреть ТУТ

После этого мы отправилась в плавучий музей, точнее в музей “Подводная лодка Б-440”

Не представляю, как можно служить на подводной лодке =) Все такое маленькое, очень тесно, а в люк на самый верх подлодки пролезь для обычного человека проблематично =)


















Все, время поджимает, а нам еще до Вологды добраться надо, значит пора ехать…
Ехали мы ехали, и тут бац, снова асфальт кончается и начинается грейдер, причем жестокий грейдер, ехать быстрее 15-20км/ч не получается. Тут перед нами возникают знаки, мол скоро железная дорога, я там и еду примерно 15-20км/ч, переезжаем по тому, что осталось от железной дороги, едим по грейдеру дальше. Честно сказать среди этой грази я железную дорогу не увидел, т.к. ее не было, но знак стоп там как оказывается, висел. Именно из-за этого меня через 200-250 метров догоняет ДПС, преграждает мне дорогу и просит пройти к ним в машину. Я с ужасом думаю, черт, ближний свет не включен был, посмотрел на панель приборов, вроде включен…. Скорость в 90км/ч разрешенную на трассе превысить не мог, т.к. больше 20 разогнаться не возможно. Неужели сейчас выезд на встречку припаяют? Ведь ямы на дороге приходилось объезжать всей дороге, хотя нет, откуда на грейдере разметка? Передумал все что мог, и как оказалось, меня догнали и остановили за то, что я не остановился пред знаком СТОП, который висел перед бывшей железной дорогой! Ну не тупость? Я даже ни знал что делать, толи смеяться, толи плакать… Наши ДПСники срубают деньги как только можно, хоть штраф мне выписан всего в 100р, но все равно не приятно. Кого тут можно еще штрафануть? На такой дороге правила нарушить невозможно, думал я, а оказалось, возможно =)


Продожив путь к 19 часам мы были уже в Вологде.
 
День 9

Вологда – Рыбинск

Утром мы решили поехать в город Плавск, но по дороге мы решили поехать лучше в Рыбинск, т.к. в Плавск можно в любые выходные сгонять, а в Рыбинск нет.

По дорогу стали обзванивать гостиницы, потихоньку офигивали от цен на хреновые номера. От 1400 до 3000 тысяч непонятно за что, в одно гостинице вообще в двухместном номере, стояла одна двух ярусная кровать =)








Выбрали мы гостиницу самую дешевую, т.к. денежки уже подходили к концу. Номер оказался хоть и дешевым, но вполне нормальным.

После размещения мы пошли искать что поесть.

Поначалу ни одного ресторана мы найти не могли, в итоге пошли в тот, который рядом с гостиницей. Первое что бросилось в глаза, это огромные цены в таком маленьком ресторанчике, ну да ладно, есть то хочется… Меню мы ждали минут 20, пока Ксюха сама не встала и не взяла его. Потом минут 15 ждали пока у нас примут заказ. Но как только мы начали перечислять чего мы хотим, официант сказал, что горячие блюда надо ждать, типа тут люди заказали, мы им еще не сделали, то вам ждать придется еще дольше. Возможно что даже больше часа… После этих слов мы встали и ушли. Ладно, нашли другую кафешку, идем туда. Там банкет, играет громкая музыка и полно народу. Млин, ладно, есть охото, а музыка, ну чтож, придется потерпеть… Садимся за стол, к нам подходит официант дает меню и говорит, т.к. у нас играет сегодня музыка, то с вас за музыку 50р. Естественно нам музыка не нужна, нервы от голода на приделе, и тут Ксюха выдает:
- А ели нам она не нужна?
Официант:
- Кто не нужна?
Ксю:
- Музыка нам не нужна, и мы не собираемся за нее платить!
Официант:
- Как не нужна????
После этой тупости мы ушли в магазин за едой =) И как же нам повезло, что в магазине была типа пиццерии, где мы хорошо покушали =)

После всего этого мы пошли гулять по ночному городу…















День 10

Рыбинск.

Весь этот день мы гуляли по Рыбинску.
Посетили несколько музеев.
В одном музее мы увидали экспонаты, такие же мы нашли в поездке =)
Т.е. гвозди, колечко и еще какую-то фигню =)

Очень понравился музей про затопленный город Мологу.

В сентябре 1935 было принято постановление Правительства СССР о начале строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов. По первоначальному проекту подпорный уровень (высота зеркала воды над уровнем моря) Рыбинского водохранилища должен был составлять 98 м. 1 января 1937 эта цифра была изменена на 102 м, что увеличивало количество затапливаемых земель почти вдвое. Город Молога лежал на отметке 94 м над уровнем моря, и именно эти 4 метра стоили ему жизни. После сооружения Рыбинской ГЭС и водохранилища, территория города затоплена, жители были переселены в основном в Рыбинск.

Сотни мологжан отказались переселяться и предпочли погибнуть в родном городе. Согласно рапорту лейтенанта Склярова майору Журину 294 жителя Мологи добровольно ушли из жизни, приковав себя цепями или запершись в домах.

К сожалению, в Рыбинске нигде не получилось найти какие ни будь открытки с фотографиями г. Молога, ограничились покупкой нескольких каледарей =(






После мы поехали на шлюзы, там, рядом и стоял этот город. Осень и зимой, когда уровень воды понижается, из воды становиться видны ограды, фундаменты домов, надгробные плиты и кресты…


















Остаток дня мы просто гуляли, а на следующий день мы выдвинулись в Москву.


В итоге мы проехали примерно 2300км, и израсходовали 326л бензина….

PS
И на последок, видюха с диска, который я купил в Каргополе...

Страницы: Пред. 1 2 3