Русский север 2009: Путешествие по Поонежью

Страницы: 1 2 3 След.
RSS
Русский север 2009: Путешествие по Поонежью
 
16-26.09.09 - Русский север. Путешествие по Поонежью





День 1.

Москва - Вологда

Отпуск начался с того, что у нас заболела кошка (для справки, ей 18 лет). И из-за этого, отъезд пришлось отложить на 3 дня. Кошке надо было делать уколы 2 раза в день, и оставлять ее одну ну никак нельзя, как-никак член семьи. После нескольких дней уколов кошка потихоньку пошла на поправку. Пригласив бабульку для того, чтобы она кормила и присматривала за животным, в среду 16.09.09 мы отправились в путь. Целью было доехать до Каргополя, Пудожи и т.п…. Посмотреть на деревянные церкви, заброшенные деревни, да и просто отдохнуть.

До Каргополя мы решили доехать как можно быстрее, а уже на обратном пути посмотреть то, что мы проехали по пути туда.

В первый день мы проехали всего 450км.


Ехали мы до Вологды. Выехав в 11 часов, в Вологде мы были примерно в 19 часов. Получается, мы ехали 8 часов и за это время проехали всего лишь 450км! Все это из-за того, что по дороге было много фур, и скорость, порой на протяжении получаса держалась около 50км/ч. После Ярославля дорога немного испортилась и фур немного прибавилось. Но после г. Данилова дорога стала хорошей и машин стало гораздо меньше.


По дороге нам встречалась куча полу заброшенных деревень, деревянных домов, которые на половину ушли под землю… Ехали мы и думали, вот где надо с металлоискателем походить =)
Через несколько часов мы были уже в Вологде. За несколько километров мы заказали в Вологде номер в гостинице. Двухместный номер стоил 1700р. Через дорогу, охраняемая стоянка за 80р в сутки =)






Заполнили мы значит анкеты, получили ключи от номера, поднялись в него и просто офигели…… За 1700р, мы получили не двухместный номер, а двухкомнатную квартиру с мебелью, телевизором, посудой, телефоном, цветами, холодильником (в нем стояли несколько маленьких бутылочек с коньяком и сок), короче мы такого не ожидали…










Разместившись в номере, мы пошли гулять по Вологде. Время было уже коло 21 часа.
Первое что бросилось в глаза, это куча молодежи, и почти 80% из них пьяные.


По началу было страшновато, но потом привыкли. Ближе к центру (ну по крайней мере нам так показалось) мы нашли кафешку, где перекусили после долгой поездки, а потом пошли дальше к центру.






В итоге мы пришли на площадь, где был собор и другие строения и памятники. Как мне кажется, это был Вологодский кремль. Вокруг него, как и везде, на лавочках сидела нетрезвая молодежь =). Пофоткали значит мы все это великолепие, постояли и подышали воздухом (воздух кстати в Вологде не такой как в Москве, в Вологде дышится как то по другому, намного легче) на берегу реки Вологды, которая протекала у стен кремля, и отправились обратно, в сторону гостиницы.


















По пути обратно, мы проходили местный нулевой километр, около него мы нашли мобильник =)


Ну по инициативе Ксюхи, мы решили этот телефон вернуть. Посмотрев на последние вызовы, мы увидели, что 10 последних вызовов, были от абонента под именем БАБУШКА. Объяснив этой бабушке, где мы её ждем чтобы вернуть телефон, мы встали на этот нулевой километр и принялись ждать. Минут через десять к нам подъехала девятка, из которой вышла женщина с волосами, заплетенными в косу чуть ли не до земли и сказала, что она мама этого парня, который потерял телефон. Взяв у нас телефон, она нам подарила неплохие конфеты. По началу мы отказались, но она настояла, сказав нам, что сейчас такое редко встретишь, имея ввиду, что вряд ли кто вернул бы телефон…

Вот так и закончился наш первый день =)
 
День 2

Вологда - Каргополь

На следующий день мы выдвинулись в Каргополь.
С погодой как обычно нам повезло, полпути шел дождь, а местами ливень. Самое веселое было то, что по пути у меня отказал моторчик омывателя лобового стекла, поэтому грязь из под колес и прилипших мошек я смыть не мог =). Приходилось пару раз останавливаться и поливать водой лобовуху, чтобы хоть как-нибудь ее отчистить…

Ну да ладно, поехали мы, значит, в Каргополь, и по пути решили заехать в Кирилло-Белозерский монастырь.










Кирилло-Белозерский монастырь, это крупнейший на Севере архитектурный комплекс средневековья, ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря, основанного в конце XIV столетия. Это самый большой Российский монастырь с одиннадцатью великолепно сохранившимися храмами, гражданскими постройками и фортификационными сооружениями.
В XV - первой половине XVII вв. монастырь - экономический, духовный центр Русского Севера, богатейший землевладелец, пользовавшийся неизменным благоволением великих князей и государей, многих известных княжеских и боярских фамилий.

Этот монастырь место конечно потрясающее, таких громадных монастырей я еще не видел. Особо понравилось то, что там можно прогуляться по стенам, и с этих стен открывается потрясающий вид на озеро, на берегу которого и стоит этот монастырь… А цены, это что-то, 22 рубля со взрослого, чтобы погулять по стенам =)
 













Посмотрели мы значит этот монастырь, и решили ехать дальше через Шексну, чтобы посмотреть (хоть и из далека) на затопленную церковь, которая уже постепенно разваливается… Мы увидали эту церковь, когда у нее уже отвалилось пол стены, в инете можно увидеть фотографии, когда эта церковь еще была со стеной.


Ну раз хочется посмотреть, значит поедем… Из Кирилова дорога была более менее нормальной, но при съезде с этой трассы в сторону Белозерска дорога кончилась….


На карте дорога эта фигурировала как обычная трасса, на самом деле, грунтовка посыпанная гравием. По началу ехали мы медленно, думали, что скоро начнется асфальт, но асфальт так и не появлялся. Я думал, что сейчас у нашего УАЗика все гайки от такой дороги раскрутятся, и мы развалимся по пути. Но после того, как я увидел, как по этой дороге носятся местные, понял смысл поговорки “Больше скорость, меньше ям” =). В итоге, решив это проверить, разогнался до 60-80км/ч.
И правда, стало гораздо лучше ехать =). Единственное, было страшно за резину, т.к. дорога была вся в камнях, я боялся пропороть её, но в итоге за 250км по такой грунтовке, ничего страшного не случилось, и все колеса остались целы.

По дороге к Шексне мы преодолели 3 переправы. С этими переправами нам, кстати, очень повезло, к первой мы приехали за 5 минут до отплытия, вторая была просто открыта, и на третьей мы прождали всего 15 мин. Пока ждали паром, я пофоткал ту самую затопленную церковь.
 

В итоге после всех этих адских грунтовок, мы наконец-то попали на асфальтированную трассу которая шла до Вытегры, но нам то нужно в Каргополь… После часа езды по трассе мы увидели указатель на поворот на Архангельск, посмотрели по карте, все верно, на карте есть этот поворот, есть эта дорога, и если мы сейчас поедем по ней, то приедем четко в Каргополь =)

 
Сворачиваем мы значит с трассы по указатели, и о ужас, опять грунтовка…. Ладно, проедем, может км через 20 встретится асфальт, и мы быстренько доедем до места, время к тому моменту было около 18 часов. На повороте на эту трассу до Архангельска стояли два КАМАЗа, у водил которых мы решили поинтересоваться, мол точно если мы поедем тут, доедем до Каргополя? На что один нам ответил, что мы доедем, но есть такая фигня, что там мост через реку провалился, но вы на таких колесах там проедете. Естественно ехать было страшновато, да и уже вечерело. Но мужики нам сказали, что ехать по грунтовке всего км 20-30 до этого моста, а после уже нормальная, широкая дорога начнется (нормальная широкая дорога, в их понимании - это такая же грунтовка, только пошире). Мы засомневались, стоит ли искать приключения на ночь глядя и ехать туда, ведь 20 км по грунтовке это часа 1.5-2 пути. Мы спросили, можно ли как нить по асфальту доехать до Каргополя? Да, можно, ответили мужики, но вы сделаете крюк примерно в 250км.
Ладно, подумали и решили ехать по этой трассе, т.е. по грунтовке напрямую до Каргополя, тем более перед нами туда поехала пузатерка… Ну раз он поехал, подумали мы, то и мы проедем… Но пузатерка через 500м пути свернула к себе в деревню, дальше мы поехали одни….
Дорога была конечно охереть какая… Если кто ездил в Илкодино, и считает эту дорогу плохой, то он просто не знает, что такое плохая дорога. Т.к. отрезок федеральной трассы, по которому поехали мы, выглядел изрытой лесовозами грунтовкой, протяженность которого была 45 км. Мы сразу засомневались в выборе дороги и ещё раз уточнили у парня, который нам попался по пути, действительно ли эта дорога на Каргополь, он подтвердил, как будто все в Каргополь только тут и ездят. Видимо, для них это была простая русская дорога из одного крупного города в другой. Но нам смешно было видеть на такой плохой, разбитой грунтовке знаки, типа крутой поворот, перекресток и т.п. Раньше наверно тут кипела жизнь, сейчас же вдоль дороги куча заброшенных деревень.
Начинало темнеть, а мы все ехали и ехали, дорога становилась все хуже и хуже. Мы все ждали, когда же появиться тот проваленный мост, и сможем ли мы проехать там вброд. Но мост так и не появлялся. Дорога постепенно сузилась до одной колеи, засад стало появляться все больше и становились они всё серьезнее, пришлось подключать передок.
В итоге стемнело окончательно, а ехать стало совсем стремно =) В связи с этим каждый следующий метр дороги был для нас сюрпризом, т.к. дорога в основном была из горок, заехал на горку, посмотрел, что за ней, и заезжаешь на следующую, со следующей опять смотришь, и опять дальше… По дороге встретили лесовоз, который подтвердил, что последний мост перед Архангельской областью провалился, но вы проедете, но ехать до него было ещё километров 25. Ладно, едем дальше. По дороге решили остановиться и посмотреть на ночное небо. Т.к. на протяжении десятков километров не было ни одного крупного населенного пункта, вокруг была кромешная темнота, и соответственно небо было потрясающее, все в звездах и даже был виден млечный путь. Постояли мы значит, поглазели. В голове никак не укладывалось, что на 20 км в обе стороны нет ни одной машины и ни одного человека, что эта, извиняюсь за выражение, разъебанная в хлам грунтовка, официальная дорога которая идет до Каргополя, что на картах эта дорога показана как простая грунтовка, а на картах Архангельской области, показано, что по этой дороге надо ехать в Питер и в Вытегру.
Наши размышления прервал какой-то хруст сзади из темноты, поэтому мы быстренько загрузились обратно в машину и поехали дальше. Хорошо, что нам оставалось проехать всего 9 км. Через несколько километров мы приехали к проваленному мосту. По мостику проехать не получалось, т.к. не хватало буквально 20см чтобы уместиться на этом мостике из-за проваленных бревен. Мостик был невысокий, и проходил он не через реку как мы думали, а просто через широкий ручей. Ладно, поедем через брод и не будем терять время. Была полная темнота, чтобы не лопнули фары, я их выключил, оставил только герметичные танковые. Включил понижайку и поехал. Длина брода была 7 метров а в глубину 1 метр. Первые несколько метров грунт был жесткий, а на выезде стал уже намного мягче, пришлось поддать газку, не хотелось засесть в такой заднице в девять часов вечера =) Короче проехали мы там нормально, и без проблем. Наступило облегчение, что самое страшное позади, и что до Архангельской области и до н.п. Солза, в котором начинается нормальная грунтовка осталось всего 3 км…. Но мы рано расслабились, в последний километр началось такое дерьмо, что хоть разворачивайся обратно… Ладно, ехать значит ехать до победного, газ в пол и дальше по засадам. На последней засаде Ксюха готова была заплакать, а я и не знал что делать. Получилось так, что проехав офигенную засаду с колеёй от лесовоза мы на скорости влетели на бугор, а за буром на протяжении 100 метров вообще дороги не было, точнее она была, с одной стороны жижа, а с другой стороны колея…. Постояли на горочке, поразмышляли, и решили ехать…. Застрянем, так застрянем, благо лебедка имеется и как-нибудь выберемся… Дал я газу, и машина погрузилась в эту жижу по бампер и пошел крен на лево, как следует испугавшись я как следует дал газу, грязь полетела во все стороны, в том числе и в открытое с моей стороны окно…. Для меня это был огромный стресс, Ксюха рядом нервно смеялась, видно о стресса, но мы все-таки проехали =) Не знаю как там обстоит дело в другое время, но мы попали именно в тот момент, когда грязи и воды было полно…
И вдруг дорога начала расширяться, и на дороге появилась куча знаков, Архангельская область, Каргопольский район, ДПС и т.п….
 
 
Выехав из этой задницы и гляда на эти знаки, хотелось орать матом на тех уё…пырей, которые так все классно организовали для проезда и главное позаботились о том, что все водители сразу понимали , куда они попали после этого ада.
После такой дороги, по которой мы ехали 45 км, обычная грунтовка мне казалась идеальной трассой =) В итоге за 5 часов мы проехали 45км )))))))
Дальше до Каргополя шла накатанная грунтовка, опять появились знаки сужения дороги, расширения, пешеходный переход и ограничения скорости, и все это на не асфальтированной трассе и без разметки ))))) По такой трассе в 11 часов ночи нам предстояло проехать 86км, больше 60км в час разгоняться было страшно, т.к. на камушках на такой скорости машина начинала плавать. По обочинам дороги встречались всякие зверюшки, пару раз на трасе сидели совы =) Примерно к часу ночи мы были на месте, разместившись в гостинице, мы еще наверно около часа вспоминали эту, так сказать официальную трассу до Архангельской области, по которой мы пробирались 5 часов!!!
 

Следует отметить, что на протяжении 200 км нам не попалось ни одной заправки.

День 3

Каргополь



Каргополь, потрясающий город, один из древнейших городов Российского Севера. Он расположен на левом берегу реки Онеги близ ее истоков из озера Лаче. Из-за пожара 1765 года уничтожившего весь архив Каргополя невозможно даже указать точную дату его основания.
Известно, что в 1612-1614 годах Каргополь трижды неудачно осаждался польскими войсками, за что горожанам была дарована царская "Похвальная Грамота".
Начиная с 18 века Каргополь постепенно перестает быть важным торговым городом и к 19 веку становится рядовым городком с населением чуть больше 2500 человек. С тех пор о былом величии города напоминают возвышающиеся и по сей день белокаменные храмы, все они уникальны и по-своему бесподобны, их лучше один раз самому увидеть, чем сто раз о них прочитать или услышать…


Весь день мы решили провести в городе и никуда не ездить, посмотреть все его музеи и достопримечательности…

Первым делом мы отправились смотреть местный кремль. Кремль выглядел как площадь, на которой стояли несколько храмов и здоровая колокольня.

Двухъярусная Соборная колокольня (1772‑1778) построена при императрице Екатерине, по указу которой Каргополь, как и ряд других северных городов России, получил регулярный план. В соответствии с этим планом структура города была подчинена прямоугольной сетке улиц, параллельных реке Онеге. Колокольня была ориентирована на одну из поперечных улиц, выходящих к реке. Однако эта ось оказалась не связанной со сторонами света, которым, согласно канону, подчиняется церковная архитектура. В результате крест на колокольне оказался ориентированным не на восток, а на юго‑восток, вызывая недоумение и противореча трем расположенным в непосредственной близости церквям. В таком виде колокольня простояла с 1778 по 2001 год, когда в неправильно ориентированный крест внезапно ударила молния. Колокольня частично обрушилась, но уже в 2004 году была восстановлена в прежнем виде. Интересен тот факт, что колокольня относилась к Христорождественскому собору, но на ней висели колокола четырех церквей, стоящих на площади, – для каждой церкви звонили свои колокола. Высота трехъярусной колокольни 61,5 метр.

На эту колокольню у нас даже получилось подняться, с нее открывается потрясающий вид на город.










Христорождественский собор (1552‑1562). Заложен в 1552 году и строился 10 лет вероятнее всего новгородскими мастерами. Первоначально был прост в объёме: прямоугольный в плане, двухэтажный, стоял он на подклете. Существует предположение, что первоначально собор был покрыт тёсом с большими свесами крыш, а в верхнюю, летнюю, церковь вели устроеные с трёх сторон деревянные лестницы с нарядными крыльцами.

В 1652 году с северной стороны к нему был пристроен небольшой придел Святых Филиппа и Алексия. Позднее к южной стене пристраивают другой - во имя Всемилостивого Спаса, а к западной — галерею и крытое крыльцо, и в духе XVII века их щедро украшают белокаменной резьбой. После пожара 1765 года стены собора, давшие трещины, укрепляют мощными контрфорсами. Часть настенных росписей, уцелев во время пожара, была испорчена, поскольку в течение пяти лет собор стоял без всякого ремонта под открытым небом.
В храме была чудотворная Казанская икона Богородицы.
В 1936 году передан в Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник






Введенская церковь 1802 г. В первом десятилетии XIX века на Соборной площади, на месте строений, погибших при пожаре 1765 года, возвели церковь Введения Богоматери во храм. По одним сведениям она сооружена в 1802 году, по другим - в 1809-м.
Под тяжелыми сводами ее подвалов-подклетов находилось вывезенное из столицы в 1812 году имущество императорской фамилии.
В настоящее время Введенская церковь входит в состав Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.


Церковь Иоанна Предтечи. Церковь построена в 1740-1752 годах на месте деревянной приходской церкви на Соборной площади слева от Христорождественского собора.
С 1994 года находилась в составе Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В 1996 года передана Архангельской и Холмогорской епархии.
В церкви имелась икона местного святого: большой образ каргопольских чудотворцев.


Каргополь очень похож на большой музей, куча старинных деревянных домов, любой из этих домов, как будто памятник архитектуры! Но все эти дома находятся в плачевном состоянии. Много заброшенных и полуразрушенных домов. Народу на улицах очень мало, а вечером их почти нет, так что гулять по городу было огромное удовольствие =)








Т.к. весь день попеременно шел дождь, мы решили пойти в гостиницу немного отдохнуть.

Вечером мы опять решили прогуляться по городу. Опять дошли до кремля, а потом пошли на причал, на реке Онега. В этот вечер было очень холодно, наверно градуса 2 или 3 тепла, мы как буто попали в зиму =), а в Москве в это время было больше +10 градусов.
Большинство домов в Каргополе, отапливаются печками, по этому по всему городу стоял запах угля…. Мне этот запах очень нравится =) Как следует померзнув и по фотографировав ночной город, мы отправились спать…










На следующий день у нас уже была составлена программа поездки =)
 
День 4

Каргополь - Красная ляга – Кучепалда – Лядины - Каргополь

Проснувшись, по быстрому собравшись и даже не позавтракав мы отправились смотреть деревянные церкви в окрестностях Каргополя.






Первое место которые мы задумали посетить, это Красная ляга (бывшая деревня). Там стоит очень красивая, заброшенная, деревянная церковь.
Посреди поля, окруженного со всех сторон лесом, возвышается стройная шатровая церковь. Других построек от деревни не осталось. Сретено-Михайловская церковь построена в 1655 году. В основании она имеет восьмигранный сруб с двумя симметричными прирубами. Для Поонежья это редкий тип церкви, ограниченно встречавшийся только в верхнем и среднем течении. До настоящего времени памятник дошел в сильно перестроенном виде. В начале XX века при ремонте были переделаны окна, изменено покрытие западного прируба, над полицами устроен сокративший размеры шатра постамент. Стены церкви получили дощатую, обильно декорированную обшивку.
На фотографии начала XX века памятник зафиксирован без обшивки и с первоначальным покрытием объемов. Крыльцо имело необычную пятигранную кровлю на четырех столбах. По расположению окон похоже, что здание раньше было окружено галереей-гульбищем. В таком случае и крыльцо первоначально было иным.
Церковь в Красной Ляге является единственным шатровым памятником подобного типа, сохранившимся на Онеге.
 

На входной двери в церковь несколько досок были выбиты, по этому мы пролезли во внутрь, чтобы посмотреть и пофоткать ее изнутри. К сожалении. внутри никакой росписи не сохранилось.










После осмотра этой церкви, мы поехали дальше, к заброшенной деревни Кучепалда.

Кучепалда
Через несколько километров пути перед нами появились деревянные дома из сруба и все заброшенные. Заброшена целая деревня!


Когда-то в центре деревни было небольшое озеро. Почти круглой формы. И, в отличие от других деревень, все дома в Кучепалде смотрели на озеро. Получилась уникальная круговая планировка деревни. Единственная деревенская улица огибала озеро. А на берегу стояли баньки, мостки...
Баньки всё ещё стоят, вот только озера больше нет! Карстовое озеро, как говорят, ушло под землю в одночасье. Будто бы встали утром люди, а озера нет... История та же, что и в Красной Ляге - там тоже когда-то было озеро...
Страницы: 1 2 3 След.