Очень познавательная статья о том, как формируются направления развития торговых путей.
http://i-grappa.livejournal.com/427827.html#cutid1
Чтобы понять логику португальцев, настойчиво лезущих за специями в Индийский океан, попробуем начать с простого – с описания того, как же специи попадали в Европу да Гамы.
Честно говоря, не хочу начинать путешествие с Молуккских островов, по одной простой причине – до прихода смелых и жадных европейцев в Индийский океан, Молуккские острова была terra incognita даже для индо-арабских купцов – гвоздику на Тернате и Тидоре скупали малайские купцы, а затем везли в «Ворота Азии» - Малакку.
Начнём мы с Каликута, пожалуй, а закончим Александрией, или, если даст Бог – Fondaco dei Tedeschi в Венеции. Это, как мне кажется, самый интересный отрезок великого пряного пути, потому что на нём хорошо просматривается «глобализация» 15-го века.
В Каликуте собирались практически все специи Востока, причем как импортные (с Молукк), так и местные (не забываем, что перец выращивали и в южной Индии и на Цейлоне). Отсюда судна индийских посредников, нагруженные перцем и прочими пряностями, выходили не ранее октября месяца, когда муссоны меняли направление на западное. Каликут был Вавилоном Индии, здесь торговали представители десятков различных народностей и религий – армяне, арабы из Адена, арабы из Джидды, арабы и мавры из Туниса, египтяне, персы, немного малайцев, местные несториане (отличались в торговле специями), одинокие венецианцы и генуэзцы, даже поляк (а может и житель современной Украины, кстати), индусы со всего субконтинента, люди с Цейлона и Явы. Прибывшие португальцы были мелочью, с которой особо не считались – слишком бедны (об этом я ещё напишу).
Судна шли на запад, к йеменскому Адену, где индийские купцы выгружались, платили пошлины йеменскому султану, продавали грузы гильдии карими, получали свою маржу, опять платили пошлину, а затем ждали два-три месяца «летной погоды» для того, чтобы вернуться в Каликут.
Благодаря тому же зимнему муссону, который в Красном море гнал корабли на северо-запад, йеменские судна, заблаговременно нанятые или купленные карими, шли к египетским портам Айдабу, Кусаиру или Тору (на северо-востоке Суэцкого полуострова). Айдаб (до его упадка в 1428 году) был удобен своей гаванью, потому до определенного времени он был основным египетским портом для грузов гильдии. Кусаир, хоть плавание к нему занимало больше времени, чем плавание к Айдабу, был близок к Кусу на Ниле (возле Каира), что позволяло сэкономить на сухопутных караванах и таможнях. В любом случае, из Айдаба и Кусаира товары попадали в старый Каир пред светлы очи государственного контролера над торговлей карими, откуда по Нилу отправлялись на север, в Александрию, где складировались в фундуках карими (фундуки были по всему пути следования, от Адена до Александрии) для последующей продажи венецианцам.
В 20-е годы 15-го века карими, однако, перестали быть монополистами в торговле пряностями на участке Аден-Александрия - египетский султан Барсбей принял ряд жестких решений по наполнению своей казны и интеграции территорий вокруг Красного моря в султанат. В период с 1425-го по 1460-й год роль карими практически сошла на нет, а казна султана значительно пополнилась. Предлагаю рассмотреть торговый маршрут периода правления Барсбея.
Корабль из Каликута теперь идёт не до Адена, а гораздо дальше – через Баб эль Мандаб в Джидду. Почему в Джидду, а не в Аден? Потому что султан Барсбей хочет задушить торговлю неподконтрольного ему города, для чего и устанавливает дискриминационные правила для тех, кто плавает через Аден – вплоть до конфискации товаров.
При выгрузке товара местные чиновники проверяют – не менее трети груза (по стоимости) должен составлять перец. Этот перец, эту султанову треть индийский или арабский купец должен продать султану (через его наместника в Джидде) по цене Каликута. Ловушка здесь тройная – цена перца в Каликуте, разумеется, ниже цены перца в Джидде (понятно почему – в Джидде включаем в цену стоимость фрахта судна и суммы адвалорных пошлин в Каликуте). Если же нет у тебя перца – будь добр – купи где хочешь и продай султану по цене Каликута. А где покупать? Да у тех же купцов в Джидде, но уже по ценам, которую они установят. Кроме того, султановы чиновники не дураки и оплату перца производят не монетой, а медью, но по ценам Каликута (т.е. по завышенной стоимости).
Остальной товар купцы могли продать в Джидде, а могли везти их и дальше в Египет. Мы смелые купцы, везем дальше.
Ладно, продали треть себе в убыток, медь, вероятно, в той же Джидде опять поменяли на перец, наняли судно (опять расходы), заплатили 10-процентную адвалорную пошлину на все товары, и теперь наш путь лежит в Тор на Синае. Почему же не в Айдхабу или Кусаиру? Во-первых, отныне султан хочет контролировать весь поток специй, а сделать это легче, когда поток один. Во-вторых, Нил и пустыни вокруг него нынче небезопасны, легче плыть в Тор.
В Торе по выгрузке товара платим пятипроцентную адвалорную пошлину. А после этого нанимаем верблюдов с погонщиком (грузоподъемность до 200 килограмм), и затем идем с «дежурным» караваном, но не в Александрию, а в Каир (ок. 350 километров). Путь занимает 3 дня и больше.
В паре километров от Каира находится таможня, на которой декларируются все наши товары, включая и специи, после чего опять платится 5-процентная адвалорная пошлина.
И только после этого мы можем везти специи в Александрию. Там уже ждут покупатели – венецианцы на государственных галерах. Давайте попробуем глянуть на покупку специй с их стороны.
В Венеции мы (вернее, не мы, вероятно, мы просто приказчики или «младшие партнеры» у большого купеческого дома) получили право на аукционе использовать государственную галеру. На этой галере мы прибыли в Александрию, куда привезли либо деньги либо товары для продажи (допустим, что деньги). После похода на таможню и к консулу (что займет несколько дней) мы можем начинать покупать. Но не всё так просто – и здесь султан получает «маржу». Эпизод с Джиддой повторяется в точностью до наоборот – если там купец должен был дешево продать треть специй, то в Александрии мы должны треть всех покупаемых специй приобрести у султана по определенной цене. Цена эта в разные годы была по-разному завышена, возьмем средний показатель – 125 процентов от той цены, которую мы заплатим купцам. А после этого все участники сделки, и даже перевозчик в лице капитана галеры платят 5-процентную пошлину от суммы сделки. И только тогда можно называть специи венецианскими.
Попробуйте подсчитать минимальную сумму, на которую повышалась стоимость специй после перевозки из Джидды с Александрию и последующей продажи. У меня получилось увеличение стоимости специй на выходе из Александрийского порта в два раза по сравнению со стоимостью специй на въезде в Джидду. Понимаете, каковы были бы прибыли тех, кто завозил бы специи не через Египет, а напрямую?
Но самое смешное здесь то, что реально цена на специи «EXW Александрия» падала большую часть 15-го века – сказывалась повысившаяся безопасность торговых путей Египта, ведь султаны теперь были кровно заинтересованы в повышении прибылей, которые можно было получить с оборота товаров (была попытка ввести такую же монополию на сахар, но она провалилась).
http://i-grappa.livejournal.com/427827.html#cutid1
Чтобы понять логику португальцев, настойчиво лезущих за специями в Индийский океан, попробуем начать с простого – с описания того, как же специи попадали в Европу да Гамы.
Честно говоря, не хочу начинать путешествие с Молуккских островов, по одной простой причине – до прихода смелых и жадных европейцев в Индийский океан, Молуккские острова была terra incognita даже для индо-арабских купцов – гвоздику на Тернате и Тидоре скупали малайские купцы, а затем везли в «Ворота Азии» - Малакку.
Начнём мы с Каликута, пожалуй, а закончим Александрией, или, если даст Бог – Fondaco dei Tedeschi в Венеции. Это, как мне кажется, самый интересный отрезок великого пряного пути, потому что на нём хорошо просматривается «глобализация» 15-го века.
В Каликуте собирались практически все специи Востока, причем как импортные (с Молукк), так и местные (не забываем, что перец выращивали и в южной Индии и на Цейлоне). Отсюда судна индийских посредников, нагруженные перцем и прочими пряностями, выходили не ранее октября месяца, когда муссоны меняли направление на западное. Каликут был Вавилоном Индии, здесь торговали представители десятков различных народностей и религий – армяне, арабы из Адена, арабы из Джидды, арабы и мавры из Туниса, египтяне, персы, немного малайцев, местные несториане (отличались в торговле специями), одинокие венецианцы и генуэзцы, даже поляк (а может и житель современной Украины, кстати), индусы со всего субконтинента, люди с Цейлона и Явы. Прибывшие португальцы были мелочью, с которой особо не считались – слишком бедны (об этом я ещё напишу).
Судна шли на запад, к йеменскому Адену, где индийские купцы выгружались, платили пошлины йеменскому султану, продавали грузы гильдии карими, получали свою маржу, опять платили пошлину, а затем ждали два-три месяца «летной погоды» для того, чтобы вернуться в Каликут.
Благодаря тому же зимнему муссону, который в Красном море гнал корабли на северо-запад, йеменские судна, заблаговременно нанятые или купленные карими, шли к египетским портам Айдабу, Кусаиру или Тору (на северо-востоке Суэцкого полуострова). Айдаб (до его упадка в 1428 году) был удобен своей гаванью, потому до определенного времени он был основным египетским портом для грузов гильдии. Кусаир, хоть плавание к нему занимало больше времени, чем плавание к Айдабу, был близок к Кусу на Ниле (возле Каира), что позволяло сэкономить на сухопутных караванах и таможнях. В любом случае, из Айдаба и Кусаира товары попадали в старый Каир пред светлы очи государственного контролера над торговлей карими, откуда по Нилу отправлялись на север, в Александрию, где складировались в фундуках карими (фундуки были по всему пути следования, от Адена до Александрии) для последующей продажи венецианцам.
В 20-е годы 15-го века карими, однако, перестали быть монополистами в торговле пряностями на участке Аден-Александрия - египетский султан Барсбей принял ряд жестких решений по наполнению своей казны и интеграции территорий вокруг Красного моря в султанат. В период с 1425-го по 1460-й год роль карими практически сошла на нет, а казна султана значительно пополнилась. Предлагаю рассмотреть торговый маршрут периода правления Барсбея.
Корабль из Каликута теперь идёт не до Адена, а гораздо дальше – через Баб эль Мандаб в Джидду. Почему в Джидду, а не в Аден? Потому что султан Барсбей хочет задушить торговлю неподконтрольного ему города, для чего и устанавливает дискриминационные правила для тех, кто плавает через Аден – вплоть до конфискации товаров.
При выгрузке товара местные чиновники проверяют – не менее трети груза (по стоимости) должен составлять перец. Этот перец, эту султанову треть индийский или арабский купец должен продать султану (через его наместника в Джидде) по цене Каликута. Ловушка здесь тройная – цена перца в Каликуте, разумеется, ниже цены перца в Джидде (понятно почему – в Джидде включаем в цену стоимость фрахта судна и суммы адвалорных пошлин в Каликуте). Если же нет у тебя перца – будь добр – купи где хочешь и продай султану по цене Каликута. А где покупать? Да у тех же купцов в Джидде, но уже по ценам, которую они установят. Кроме того, султановы чиновники не дураки и оплату перца производят не монетой, а медью, но по ценам Каликута (т.е. по завышенной стоимости).
Остальной товар купцы могли продать в Джидде, а могли везти их и дальше в Египет. Мы смелые купцы, везем дальше.
Ладно, продали треть себе в убыток, медь, вероятно, в той же Джидде опять поменяли на перец, наняли судно (опять расходы), заплатили 10-процентную адвалорную пошлину на все товары, и теперь наш путь лежит в Тор на Синае. Почему же не в Айдхабу или Кусаиру? Во-первых, отныне султан хочет контролировать весь поток специй, а сделать это легче, когда поток один. Во-вторых, Нил и пустыни вокруг него нынче небезопасны, легче плыть в Тор.
В Торе по выгрузке товара платим пятипроцентную адвалорную пошлину. А после этого нанимаем верблюдов с погонщиком (грузоподъемность до 200 килограмм), и затем идем с «дежурным» караваном, но не в Александрию, а в Каир (ок. 350 километров). Путь занимает 3 дня и больше.
В паре километров от Каира находится таможня, на которой декларируются все наши товары, включая и специи, после чего опять платится 5-процентная адвалорная пошлина.
И только после этого мы можем везти специи в Александрию. Там уже ждут покупатели – венецианцы на государственных галерах. Давайте попробуем глянуть на покупку специй с их стороны.
В Венеции мы (вернее, не мы, вероятно, мы просто приказчики или «младшие партнеры» у большого купеческого дома) получили право на аукционе использовать государственную галеру. На этой галере мы прибыли в Александрию, куда привезли либо деньги либо товары для продажи (допустим, что деньги). После похода на таможню и к консулу (что займет несколько дней) мы можем начинать покупать. Но не всё так просто – и здесь султан получает «маржу». Эпизод с Джиддой повторяется в точностью до наоборот – если там купец должен был дешево продать треть специй, то в Александрии мы должны треть всех покупаемых специй приобрести у султана по определенной цене. Цена эта в разные годы была по-разному завышена, возьмем средний показатель – 125 процентов от той цены, которую мы заплатим купцам. А после этого все участники сделки, и даже перевозчик в лице капитана галеры платят 5-процентную пошлину от суммы сделки. И только тогда можно называть специи венецианскими.
Попробуйте подсчитать минимальную сумму, на которую повышалась стоимость специй после перевозки из Джидды с Александрию и последующей продажи. У меня получилось увеличение стоимости специй на выходе из Александрийского порта в два раза по сравнению со стоимостью специй на въезде в Джидду. Понимаете, каковы были бы прибыли тех, кто завозил бы специи не через Египет, а напрямую?
Но самое смешное здесь то, что реально цена на специи «EXW Александрия» падала большую часть 15-го века – сказывалась повысившаяся безопасность торговых путей Египта, ведь султаны теперь были кровно заинтересованы в повышении прибылей, которые можно было получить с оборота товаров (была попытка ввести такую же монополию на сахар, но она провалилась).