Британская империя

Страницы: 1 2 След.
RSS
Британская империя
 
Очень познавательная статья о том, как формируются направления развития торговых путей.

http://i-grappa.livejournal.com/427827.html#cutid1


Чтобы понять логику португальцев, настойчиво лезущих за специями в Индийский океан, попробуем начать с простого – с описания того, как же специи попадали в Европу да Гамы.

Честно говоря, не хочу начинать путешествие с Молуккских островов, по одной простой причине – до прихода смелых и жадных европейцев в Индийский океан, Молуккские острова была terra incognita даже для индо-арабских купцов – гвоздику на Тернате и Тидоре скупали малайские купцы, а затем везли в «Ворота Азии» - Малакку.

Начнём мы с Каликута, пожалуй, а закончим Александрией, или, если даст Бог – Fondaco dei Tedeschi в Венеции. Это, как мне кажется, самый интересный отрезок великого пряного пути, потому что на нём хорошо просматривается «глобализация» 15-го века.

В Каликуте собирались практически все специи Востока, причем как импортные (с Молукк), так и местные (не забываем, что перец выращивали и в южной Индии и на Цейлоне). Отсюда судна индийских посредников, нагруженные перцем и прочими пряностями, выходили не ранее октября месяца, когда муссоны меняли направление на западное. Каликут был Вавилоном Индии, здесь торговали представители десятков различных народностей и религий – армяне, арабы из Адена, арабы из Джидды, арабы и мавры из Туниса, египтяне, персы, немного малайцев, местные несториане (отличались в торговле специями), одинокие венецианцы и генуэзцы, даже поляк (а может и житель современной Украины, кстати), индусы со всего субконтинента, люди с Цейлона и Явы. Прибывшие португальцы были мелочью, с которой особо не считались – слишком бедны (об этом я ещё напишу).

Судна шли на запад, к йеменскому Адену, где индийские купцы выгружались, платили пошлины йеменскому султану, продавали грузы гильдии карими, получали свою маржу, опять платили пошлину, а затем ждали два-три месяца «летной погоды» для того, чтобы вернуться в Каликут.

Благодаря тому же зимнему муссону, который в Красном море гнал корабли на северо-запад, йеменские судна, заблаговременно нанятые или купленные карими, шли к египетским портам Айдабу, Кусаиру или Тору (на северо-востоке Суэцкого полуострова). Айдаб (до его упадка в 1428 году) был удобен своей гаванью, потому до определенного времени он был основным египетским портом для грузов гильдии. Кусаир, хоть плавание к нему занимало больше времени, чем плавание к Айдабу, был близок к Кусу на Ниле (возле Каира), что позволяло сэкономить на сухопутных караванах и таможнях. В любом случае, из Айдаба и Кусаира товары попадали в старый Каир пред светлы очи государственного контролера над торговлей карими, откуда по Нилу отправлялись на север, в Александрию, где складировались в фундуках карими (фундуки были по всему пути следования, от Адена до Александрии) для последующей продажи венецианцам.

В 20-е годы 15-го века карими, однако, перестали быть монополистами в торговле пряностями на участке Аден-Александрия - египетский султан Барсбей принял ряд жестких решений по наполнению своей казны и интеграции территорий вокруг Красного моря в султанат. В период с 1425-го по 1460-й год роль карими практически сошла на нет, а казна султана значительно пополнилась. Предлагаю рассмотреть торговый маршрут периода правления Барсбея.

Корабль из Каликута теперь идёт не до Адена, а гораздо дальше – через Баб эль Мандаб в Джидду. Почему в Джидду, а не в Аден? Потому что султан Барсбей хочет задушить торговлю неподконтрольного ему города, для чего и устанавливает дискриминационные правила для тех, кто плавает через Аден – вплоть до конфискации товаров.

При выгрузке товара местные чиновники проверяют – не менее трети груза (по стоимости) должен составлять перец. Этот перец, эту султанову треть индийский или арабский купец должен продать султану (через его наместника в Джидде) по цене Каликута. Ловушка здесь тройная – цена перца в Каликуте, разумеется, ниже цены перца в Джидде (понятно почему – в Джидде включаем в цену стоимость фрахта судна и суммы адвалорных пошлин в Каликуте). Если же нет у тебя перца – будь добр – купи где хочешь и продай султану по цене Каликута. А где покупать? Да у тех же купцов в Джидде, но уже по ценам, которую они установят. Кроме того, султановы чиновники не дураки и оплату перца производят не монетой, а медью, но по ценам Каликута (т.е. по завышенной стоимости).

Остальной товар купцы могли продать в Джидде, а могли везти их и дальше в Египет. Мы смелые купцы, везем дальше.

Ладно, продали треть себе в убыток, медь, вероятно, в той же Джидде опять поменяли на перец, наняли судно (опять расходы), заплатили 10-процентную адвалорную пошлину на все товары, и теперь наш путь лежит в Тор на Синае. Почему же не в Айдхабу или Кусаиру? Во-первых, отныне султан хочет контролировать весь поток специй, а сделать это легче, когда поток один. Во-вторых, Нил и пустыни вокруг него нынче небезопасны, легче плыть в Тор.

В Торе по выгрузке товара платим пятипроцентную адвалорную пошлину. А после этого нанимаем верблюдов с погонщиком (грузоподъемность до 200 килограмм), и затем идем с «дежурным» караваном, но не в Александрию, а в Каир (ок. 350 километров). Путь занимает 3 дня и больше.

В паре километров от Каира находится таможня, на которой декларируются все наши товары, включая и специи, после чего опять платится 5-процентная адвалорная пошлина.

И только после этого мы можем везти специи в Александрию. Там уже ждут покупатели – венецианцы на государственных галерах. Давайте попробуем глянуть на покупку специй с их стороны.

В Венеции мы (вернее, не мы, вероятно, мы просто приказчики или «младшие партнеры» у большого купеческого дома) получили право на аукционе использовать государственную галеру. На этой галере мы прибыли в Александрию, куда привезли либо деньги либо товары для продажи (допустим, что деньги). После похода на таможню и к консулу (что займет несколько дней) мы можем начинать покупать. Но не всё так просто – и здесь султан получает «маржу». Эпизод с Джиддой повторяется в точностью до наоборот – если там купец должен был дешево продать треть специй, то в Александрии мы должны треть всех покупаемых специй приобрести у султана по определенной цене. Цена эта в разные годы была по-разному завышена, возьмем средний показатель – 125 процентов от той цены, которую мы заплатим купцам. А после этого все участники сделки, и даже перевозчик в лице капитана галеры платят 5-процентную пошлину от суммы сделки. И только тогда можно называть специи венецианскими.

Попробуйте подсчитать минимальную сумму, на которую повышалась стоимость специй после перевозки из Джидды с Александрию и последующей продажи. У меня получилось увеличение стоимости специй на выходе из Александрийского порта в два раза по сравнению со стоимостью специй на въезде в Джидду. Понимаете, каковы были бы прибыли тех, кто завозил бы специи не через Египет, а напрямую?

Но самое смешное здесь то, что реально цена на специи «EXW Александрия» падала большую часть 15-го века – сказывалась повысившаяся безопасность торговых путей Египта, ведь султаны теперь были кровно заинтересованы в повышении прибылей, которые можно было получить с оборота товаров (была попытка ввести такую же монополию на сахар, но она провалилась).
 
http://community.livejournal.com/great_game_ru/40581.html

Передача М. Леонтьева, популярно о противостоянии Британской и Российской империй за господство в Азии.
 
http://wsf1917.livejournal.com/115439.html?#cutid1

Вряд ли я ошибусь, если напишу, что Британская империя была самым кровожадным государственным образованием в истории человечества. Даже Гитлер с конкистадорами ей в подметки не годятся. Работорговля (в том числе и торговля собственными гражданами), геноцид миллионов людей в колониях (в одной Индии ребята заморили голодом несколько десятков миллионов человек), дикая индустриализация (500 тыс. жертв), торговля наркотиками на государственном уровне, первые концлагеря, бесконечные войны. Дело конечно не в том, что британцы это какие-то кровожадные дикари. Просто парни вступили на путь капиталистического накопления раньше других стран, первыми создали практически глобальную экономическую империю, еще в те времена, когда права человека подразумевали исключительного права белого собственника с годовым доходом в 3000 фунтов как минимум. Те же, кто собственностью не обладал, людьми естественно не считались (это роднит британцев 19 в. с современными российскими буржуями и их прислужниками). На горе покоренных народов, да и самих британцев, дикие замашки, приобретенные в 17-19 вв., остались свойственны британской элите и в веке 20 –ом.

Историк Каролин Элкинс написала интересную книгу о британском режиме в Кении после Второй мировой войны (http://www.amazon.ca/Imperial-Reckoning-Untold-Story-Britians/dp/product-description/0805080 015). В ответ на убийство 32 белых колонистов повстанцами Мао-Мао, англичане вырезали около 300 тыс. представителей народности Кикуйю и еще полтора миллиона людей загнали в лагеря. И все эти прелести происходили не при царе Горохе, а в 1950-гг, и даже после ХХ съезда КПСС.

А что собой представляли английские концлагеря, описывает израильский историк Шмуэль Дотан: «В концлагере Беньямина заключенные работали 12 часов в день почти без перерыва. На обед им давали две черствые питы, на ужин был жидкий овощной суп. С голоду люди ели траву и косточки арбузов. Не было ни воды для мыться, ни крыши над головой. Заключенные спали вповалку под открытым небом. По утрам их будили охранники и ударами палок ("точно как ослов"). На работу политзаключенных возили в каменоломни под Хайфу, держа их часами в вагонах где люди не могли даже сесть из-за тесноты».

Но это все отрывочные сведения. Насколько я понимаю, обобщающего исследования об английском ГУЛАГе в колониях нет до сих пор. А ведь практически вся империя была покрыта лагерями. Неру, вспоминал не без издевки, что когда услышал об «Атлантической хартии», провозглашавшей стремление союзников уничтожить систему лагерей (нацистских разумеется) не смог оценить ее пафос поскольку как раз сидел на английской зоне…
 
Гм... Когда я был маленьким и читал первые исторические романы, у меня была мысль - неплохо бы сесть в машину времени с мешком перца из ближайшег гастронома и махнуть, скажем, в Испанию)) Можно было с мешком золота вернуться))
 
Недавно был в Португалии. Там на сводах храмов специи изображали. Источник богатства :)
 
Цитата
Недавно был в Португалии. Там на сводах храмов специи изображали. Источник богатства :)


Кто-кто, а португальцы свою империю удержать долго не смогли. Уже в середине 19 века ихтурнули, как из Азии, так и из Америки... А африканские потуги были не особенно серьезны... Деловитости и системности им не хватило.
 
Цитата
Кто-кто, а португальцы свою империю удержать долго не смогли. Уже в середине 19 века ихтурнули, как из Азии, так и из Америки... А африканские потуги были не особенно серьезны... Деловитости и системности им не хватило.

Был форс-мажор, в виде сильнейшего землетрясения в самой Португалии. Так и не смогли оправится.
Впрочем Британия, которая на данный момент на грани банкротская может превзойти Португалию, как за 50 лет с середины 20 века, когда им принадлежало полмира, потерять всё.
 
Цитата
Был форс-мажор, в виде сильнейшего землетрясения в самой Португалии. Так и не смогли оправится.
Впрочем Британия, которая на данный момент на грани банкротская может превзойти Португалию, как за 50 лет с середины 20 века, когда им принадлежало полмира, потерять всё.

Просто первенство в евроатлантическом сообществе перешло от Британии к США. За этим лежали, в том числе, и экономические причины (по итогам 2 мировых войн). Большая часть стран, де-юре бывшие колониями европейских государств, де-факто стали колониями США или политическими сателитами СССР.
 
"Венецианские «охотники за телами» завоевали симпатии многочисленных британских институтов, распространяя антиренессанские идеи, известные нам как эмпиризм, ростовщичество, магия и расизм. Это послужило основой для формирования идей таких более поздних британских радикалов, как Адам Смит, Иеремия Бентам, Джон Стюарт Милль, Джон Раскин, Алистер Кроули, Бертран Рассел, Герберт Уэллс, Лондонская Тавистокская клиника Джона Ролингса Риса. Исчезнувшие имперские институты, которые раньше вывешивали государственный флаг Великобритании, были временным инструментом, при помощи которого распространялся общепризнанный авторитет этих идей. В настоящее время эти идеи разделяет большинство представителей истеблишмента, и они включены в учебники большинства стран нашей планеты."

http://www.larouchepub.com/russian/phys_econ/physec_toc.html
 
http://ab-pokoj.livejournal.com/77532.html

Дело в том, что подобный вопрос немедленно воскрешает в моей памяти далёкий февральский вечер 1945 года в Крыму. Я, в ту пору молодой учёный-антиоккультист, был приглашен на одно из афтопати союзников. Стоя с коньяком в окружении разнообразных дипломатов, шпионов, мнящих себя журналистами, и журналистов, мнящих себя шпионами, я внимательно наблюдал за посмеивающейся троицей победителей. Рядом со мною кто-то вздохнул и произнес: "Я не понимаю, как они могут беседовать с этим палачом народов".

Я обернулся. Говоривший был смугл и очкаст -- позже я неоднократно ездил к нему в бомбейский университет для обмена опытом.

-- Вы сами понимаете, голубчик, что я не готов поддерживать разговор о своём лидере в таком тоне. -- ответил я.

-- Причём тут ваш лидер? -- удивился индус. -- Я про Черчилля.

Я тоже удивился: о Черчилле я знал лишь, что это дядька, который курит сигары, пьет коньяк и воспитывает бульдога, а также -- что при нём победили Гитлера и придумали Винни-Пуха.

Но доктор рассказал мне, что реальный Черчилль несколько шире своего образа. Он сообщил мне о недавнем голоде в Бенгалии (1943), в ходе которого погибло от 1,5 до 2,5 млн человек -- а британские власти мешали голодающим бежать в более благополучные районы. "Когда Черчилль в начале века стал замминистра по делам колоний, Империя перестала публиковать данные о жертвах голода. А ведь при нём только у нас в Индии было несколько голодоморов -- миллионы погибли, до 80 миллионов людей голодали, -- рассказывал доктор Кумар. -- Но он же начал с крови невинных, ему не привыкать".

Он говорил, и реальная, uncut version Черчилля вставала передо мною в полный рост. Свою карьеру молодой аристократ начал с подавления восстания Хосе Марти на Кубе и карательных операций в Судане -- против латиносов и негров, не сделавших ему ничего дурного. Затем участвовал в геноциде буров. Затем, как мог, душил ирландцев, сомалийцев, родезийцев и индусов. Ныряя и выныривая из власти, он сгонял с земли голодных кенийцев, высылал английских беспризорников тысячами в австралийские трудовые колонии, бомбил беженцев в Дрездене, носился с проектом стерилизации 100 тыс "неполноценных" соотечественников и заключения их в особые концлагеря, и прочая, и прочая. "А знаете, что он сказал про нас, индусов? "Тупая раса, спасаемая только своим размножением от судьбы, которую она заслужила" -- прочел по памяти доктор. И объяснил, что за судьбу Черчилль имел в виду, процитировав обращение политика от 1937 года: "Я не считаю, что по отношению к аборигенам Австралии была совершена несправедливость -- более мудрая, более чистая раса пришла и заняла их место".

-- Черчилль и его империя грабят полмиллиарда человек, уродуют завоеванные страны, убивают миллионами, вырезают цвет местных наций -- а вы все думаете, что это милый хитроватый дядька в цилиндре. -- с горечью закончил доктор Кумар. -- вот увидите, через год он снова объявит вас дьяволами и постарается изолировать от мира. А лет через 50 в честь победы над Гитлером ему в Лондоне поставят памятник -- ему и Рузвельту, может -- а вашего дядю Джо к тому времени уже забудут. И никто не осудит преступления черчиллизма. Все будут думать, что он же победил немцев -- разве можно припоминать ему всё остальное?
Страницы: 1 2 След.