Э.Фромм.
Утверждение, что плодотворность - это внутренне присущая человеку способность вступает в противоречие с идеей, что человек от природы ленив и к активности его нужно принуждать. Это старая мысль. Когда Моисей просил фараона позволить евреям уйти, чтобы они могли "в пустыне принести жертву Господу", фараон ответил: "Вы праздны, всего лишь праздны." По мысли фараона рабский труд - это дело, а поклонение Богу - безделье. Ту же идею поддерживали все, кто хотел получать прибыль от активности других людей и не видел пользы в плодотворности, которую они не могли бы эксплуатировать.
Наша культура, кажется, дает наглядный пример прямо противоположного. В течение последних столетий человек Запада был одержим идеей труда, потребностью в постоянной деятельности. Он почти не способен оставаться без дела хоть на короткое время. Однако это лишь видимость.
Лень и вынужденная активность являются не противоположностями, а 2 симптомами нарушения правильного функционирования человека.
У невротика мы часто обнаруживаем в качестве основного симптома не способность выполнять работу; а у так называемого заорганизованного человека - неспособность наслаждаться досугом и покоем.
Вынужденная активность не противоположна лени, а является ее дополнением, и обе противоположны плодотворности.
Если плодотворная активность парализованна, это ведет к неактивности и сверхактивности. Голод и принуждение никогда не бывают условиями плодотворной деятельности.
Плодотворная деятельность характеризуется ритмичной сменой активности и покоя. Плодотворный труд, любовь и мышление возможны, только если человек может, когда необходимо, оставаться в покое и наедине сам с собой. Возможность прислушаться к самому себе - это предпосылка возможности услышать других; быть в мире с самим собой - это необходимое условие взаимоотношений с другими людьми.
Утверждение, что плодотворность - это внутренне присущая человеку способность вступает в противоречие с идеей, что человек от природы ленив и к активности его нужно принуждать. Это старая мысль. Когда Моисей просил фараона позволить евреям уйти, чтобы они могли "в пустыне принести жертву Господу", фараон ответил: "Вы праздны, всего лишь праздны." По мысли фараона рабский труд - это дело, а поклонение Богу - безделье. Ту же идею поддерживали все, кто хотел получать прибыль от активности других людей и не видел пользы в плодотворности, которую они не могли бы эксплуатировать.
Наша культура, кажется, дает наглядный пример прямо противоположного. В течение последних столетий человек Запада был одержим идеей труда, потребностью в постоянной деятельности. Он почти не способен оставаться без дела хоть на короткое время. Однако это лишь видимость.
Лень и вынужденная активность являются не противоположностями, а 2 симптомами нарушения правильного функционирования человека.
У невротика мы часто обнаруживаем в качестве основного симптома не способность выполнять работу; а у так называемого заорганизованного человека - неспособность наслаждаться досугом и покоем.
Вынужденная активность не противоположна лени, а является ее дополнением, и обе противоположны плодотворности.
Если плодотворная активность парализованна, это ведет к неактивности и сверхактивности. Голод и принуждение никогда не бывают условиями плодотворной деятельности.
Плодотворная деятельность характеризуется ритмичной сменой активности и покоя. Плодотворный труд, любовь и мышление возможны, только если человек может, когда необходимо, оставаться в покое и наедине сам с собой. Возможность прислушаться к самому себе - это предпосылка возможности услышать других; быть в мире с самим собой - это необходимое условие взаимоотношений с другими людьми.