|
Достопримечательности Посада Суздаля
Древний город Суздаль развивался как большой торговый город, так как располагался в центре богатого хлебного края и имел большое количество удобных торговых путей. Интенсивный рост населения в XII веке привел к расширению границ города от кремля на северо-восток, где имела выход главная Кремлевская улица и воссоединялась с другими дорогами из близлежащих городов. Эту территорию заселили торговцы и ремесленники, создав огромное селение – Торговый посад, в центральной части которого появилась большая площадь. В начале XIІІ века эту сторону города укрепили земляными валами с башнями и деревянными стенами. Со временем, а точнее в конце XVII века укрепили экономические и территориальные позиции Торгового посада. Торги в Суздале стали монополией людей из посада. Начался новый период каменного строительства. С тех времен и под конец XVIII века происходит планомерное формирование архитектурного ансамбля города, который преимущественно и сохранился до нынешнего времени.
А если пройти той самой Кремлевской улицей в восточной стороне кремля через разрыв между валами, где когда-то находилась проездная Ильинская башня, можно увидеть фрагменты оборонительного рва. В XI-XII веках его главной функцией была защита кремля, а в XIII веке он отделял территорию посада. В то время ров имел большую глубину и был заполнен водой. В западной части посада, в том месте, где ров соединяется с рекой, на крутом ее берегу в 1707 году на месте ветхой Пятницкой церкви была возведена каменная Входоиерусалимская пятиглавая церковь (позже перестроена на одноглавую церковь). Ей свойственен «холодный», «летниц» тип суздалських храмов. В углах его малого кубического объема имеются лопатки. Гладкие, ровные стены прорезаны перспективными окнами и порталами, которые украшают наличники с волнистым килевидным кокошником и ровными полуколонками по бокам. Поражает своей красотой карнизная часть, где консольки служат опорой для пяты арочек. Таким образом, суздальские мастера заменили подрезающий кокошники карниз, который можно увидеть в основном во всех посадских церквях. Рядом с «холодным» храмом в 1772 году была построена «теплая» Никольская церковь, но все же название Пятницкая до сегодняшних дней сохранилась за ней среди местных жителей в память о старой. Как и в предыдущих «зимних» церквях в нее включены широкая апсида в восточной части здания и два каменных клети. Совершенно исключительным считается восьмерик, поставленный на центральном кубе, выстланный восьмилопастной кровлей с фигурной плавкой, несвойственной для Суздаля. При интенсивном развитии производства и торговли посад играл важную роль в жизни города и вскоре во второй половине ХVIII века центром Суздаля становится торг. В этот период на посаде было возведено более десятка церквей, основная масса которых создана из дерева. В 1719 году произошел пожар в Суздале, в результате которого была уничтожена основанная часть посада, но жильцы со временем восстановили город. Основное количество заказчиков тех времен состояло из торговцев и ремесленников, поэтому на каменных церквях посада отобразились художественные вкусы и строителей, и заказчиков. К этому времени относится одноглавая Воскресенская церковь, возведенная на территории торговой площади. Фасады здания были достаточно строги, даже у окон не было наличников, и только с южной и северной стороны присоединялись крыльца с двускатной кровлей и фронтончиком, опирающимся на два круглых столба, которые соединены в середине парной аркой с «бусиной». Широкий фасад с южной стороны, обрамленный лопатками по углам, сверху узким кружевным карнизом, а снизу валиками цоколя представлял собой своеобразный большой театральный задник площади, служивший фоном для сцен оживленной и шумной торговли в рабочие дни. Указывает на торговую площадь как на городской центр и рядом находящаяся колокольня. Вначале она имела небольшие размеры, имела невысокий восьмерик, поставленный на низкий четверик. Данные размеры никак не вписывались в основной архитектурный ансамбль главной площади, по этой причине колокольню надстроили и украсили разноцветными изразцами, квадратными нишами, карнизами. Также создали новые арки звона в верхней части яруса, а старые карнизы заложили внизу (их можно увидеть и в наши дни). В XVIII веке диктовал архитектурную «моду» Петербург, пример с которого брали не только большие, но и провинциальные города. Вероятнее всего колокольню Воскресенской церкви и закончили в «столичной манере», так как манера членения восьмериков основания шпиля, контуры покрытия яруса звона являются точной копией колокольни Петропавловского собора в Петербурге. Увеличивает восприятие данных сооружений, акцентируя внимание на достоинствах каждого контраст в декоративной отделке колокольни и церкви. При этом выдержана целостность архитектурного ансамбля. Внутри Воскресенской церкви помещение перекрыто строем сводов, которые опираются на подпружные арки, поддерживаемые двумя столбцами. Сегодня здесь функционирует интереснейшая выставка под названием «Народная декоративная резьба по дереву», на которой демонстрируются посуда, резные элементы жилых построек, скульптуры, которые были вырезаны владимирскими мастерами. В 1739 году была построена «теплая» Казанская церковь, которая расположена сразу за Воскресенской. О том, какой она имела первоначальный архитектурный вид тяжело судить, так как она неоднократно перестраивалась. В XVIII — XIX веках, во времена популяризации стиля ампир, в больших и маленьких городах осуществляется строительство площадей. Так в 1811 году, согласно с проектом архитектора губернии A. Вершинского в Суздале был построен Гостиный двор. Торговые ряды представляли собой здание с длинной галереей с парными классическими колоннами и парадными воротами. Это архитектурное сооружение создавало единый художественный ансамбль с рядом стоящими зданиями, что прекрасно сочеталось с назначением площади и отвечало особенностям градостроительному зодчеству XVIII — XIX веков. В нынешние дни торговые ряды также очень важны в архитектурном колорите Суздаля. Ведь они не только выполняют функцию организации центральной городской площади, но и помогают погрузиться в ту провинциальную атмосферу прошлых времен в духе героев H. B. Гоголя, M. E. Салтыкова-Щедрина. По словам современника того периода И. M. Долгорукого, суздальцам захотелось вытянуть огромный гостиный двор и они под ним застроили настоящий квартал, после чего ходили взад и вперед, любуясь на него. Сейчас можно увидеть лишь северную часть здания, которая сохранилась до наших дней. Сегодня согласно с проектом О.Гусевой и под руководством известного реставратора М. Шаронова была выстроена не только восточная галерея, но и полностью восстановлена западная. Она расположена на высоком берегу речки Камянка, откуда особенно в вечерний час открывается взору восхитительная панорама Суздаля. Торговые ряды и в нынешнее время много значат в жизни города. Здесь располагаются промтоварные и продовольственные магазины. В южной стороне функционирует стилизированный ресторан «Гостиный двор». В XVII веке происходит «преобразование искусства», вторжение в него народных мотивов. Стиль и вкус местных жителей в большой мере оказывает влияние на архитектуру. Появляются на большинстве фасадов храмов резьба по белому камню, узоры из лекального кирпича, полихромные изразцы. Даже кровлю украшают «подзором» (посеченное кружево). Такая увлеченность нарядностью в дальнейшем оказывает большое влияние на декоративную обработку каменных зданий в XVIII веке. В 1-ой половине ХVII века на восточной стороне посада, в том месте, где улица имела выход на Нижегородский гужевой тракт уже была возведена Цареконстантиновская церковь. На средства, собранные местным населением этой части Суздаля, построили нынешнюю каменную церковь. На небольшие размеры храма оказала влияние невысокая одноэтажная застройка, которая его окружала. Таким образом, это дало возможность расставить на фасадах только по два окна, которые находились симметрично оси перспективного портала. Боковые окна внизу были пробиты позже. Вверху полуколонки наличников верхних окон перемещаются в кокошник замысловатой формы, а посередине перехвачены «дынькой». По восемь маленьких арочек служат украшением восточного и западного фасадов и по девять – северного и восточного. Немного выше можно увидеть богатую полосу фигурной кладки, а над самим зданием возвышается неординарное по форме пятиглавие. Еще большую стройность приобретают барабаны благодаря тонким полуколонкам, которые смыкаются вверху острыми щипцами. Увенчаны длинными шпилями шарообразные главы, стоящие на высоких шейках. Цареконстантиновская церковь является последним пятиглавым храмом в Суздале. В 1750 году на противоположной части когда-то существующей здесь улицы поставили «теплую» Скорбященскую церковь. Состоит ее невысокое здание из разно-высоких клетей, которые покрыты двускатной крышей. Главным украшением фасадов является небольшой карниз и цоколь в виде поребрика. В противовес этой скромности выступает пристроенная в западной части колокольня, украшенная восьмигранниками, многоступенчатыми ширинками и разноцветными карнизами и балясинками из лекального кирпича. На стройные арки звона опирается суздальский шатер — «дудка». В былые времена украшением южной границы торговой площади служила церковь Иоанна Предтечи. Построена она рядом с кремлевским валом, и, вероятнее всего, в то же время что и Никольская церковь в кремле, так как основой послужила та же трехчастотная осевая композиция. По размерам кубического объема Предтеченская церковь приблизительно такая же, как и Цареконстантиновская, только стены первой вовсе лишены богатого карниза. На ее фасадах декоративным украшением служат удачно размещенные на плоской стене два окна с наличниками и портал. Покрывает центральную часть церкви четырехскатная кровля и завершает ее очень изящная по форте главка. Массивный куб колокольни с прочным восьмериком звона, который покрыт суровой пирамидой шатра c несколькими ярусами миниатюрных слухов, поддерживают два мощнейших цилиндрических столба. Маленькая главка венчает звонницу церкви. Не смотря на то, что некоторые объемы имеют зрительную тяжеловесность, благодаря удачному их сочетанию с внушительным кубом храма, колокольня выглядит как «не весомая». Перед спуском Кобацкой горы рядом с северным фасадом торговых рядов расположена Кресто-Никольская церковь. Делает очень привлекательным этот храм двухцветная раскраска. Четко выступают на желтом фоне сиены лопатки, узоры карнизов, беленые фронтончики и несвойственные для местной архитектуры наличники с намеком на стиль барокко. В ХVII веке здесь построили часовню в память o прекращении «морового поветрия». Со временем на ее месте появилась на сегодняшний день существующая церковь, период строительства которой относится к 1770 году. Колокольня и широкая трапезная были пристроены к центральной части уже в XIX веке. Не менее важное место в суздальской посадской архитектуре занимает Лазаревская церковь. С этого храма берет начало строительство пятиглавых посадских церквей. На данной постройке применили элементы и приемы, которые в будущем стали одной из характерных черт архитектуры Суздаля XVII--XVIII веков. На Большой улице возле северных ворот посада в 1667 году была возведена каменная церковь вместо деревянной Лазаревской. Скорее всего, построена она была на средства местных жителей посада, так как от других построек тех времен отличалась более скромным декоративным убранством. Небольшие размеры здания показывают стремление соорудить храм соразмерный человеку и включить его наиболее органично в одноэтажную застройку посада. Впервые в городе был возведен посадский храм с пятью главами, которые поставлены на световые барабаны. Если на современных культовых постройках Суздаля имитировали закомары арки в верхней части фасада, то арки, которые опираются на карниз Лазаревской церкви – чисто декоративная деталь здания. Далее, оставляя в прошлом скованности традиций, мастера начали свободно варьировать количество кокошников, начиная от четырех и заканчивая пятнадцатью. В ХVII - ХVIII веках данный прием декора стал свойственен основной массе культовых зданий, который подчеркивал самобытность архитектуры Суздаля. Первый раз были использованы изразцы в широком карнизе Лазаревской церкви. Окна, «одетые» в простые по форме пока наличники встроены над перспективными порталами. Между тем на значительную устойчивость традиций в церковной архитектуре указывет трехапсидное деление алтаря. В середине храма поддержку системы коробовых сводов, которые образуют световые отверстия у четырех угловых и у центрального барабана осуществляют два столба. Это является подтверждением тому, что зодчие Суздаля рационально решали и не простые конструктивные вопросы. Лазаревская церковь играет важную роль архитектурной связи, объединяя центр города и строения Ризположенского монастыря, а возведенные после нее Цареконстантиновская и Входоиерусалимская церкви провели вместе с ней посадские границы. Всего лишь через пару метров от Лазаревской находится Антипиевская церковь, возведенная в 1745 году, которая имеет необычайно красивую колокольню, как по цветовой раскраске, так и по форме. Архитектурная форма этого храма в значительной мере напоминает уже известную нам колокольню Никольской церкви, расположенную в кремле. Такое же украшение четверика башенками, тот же утонченный силуэт. Немного выше находится восьмерик с миниатюрными нишами и карнизами, а также вогнутый пропорциональный суздальский шатер с маленькой главкой. В целом великолепная архитектура и многоцветная расколеровка производят поразительное впечатление. После осмотра посадских храмов мы перемещаемся к Ризположенскому монастырю по Старой улице, переходя старую улицу Нетека. В этом месте в XIII веке стояли деревянная крепостная стена и северные проездные ворота, а также был прорыт ров. Здесь проходили пути на Москву, Ярославль и Ростов. |
||