Кронштадт

В панорамах Санкт-Петербургской Невской губы восточная часть острова Котлин предстает как берег, почти законченный архитектурным формированием. На нем находится город-спутник Петербурга Кронштадт, очень интересный в градостроительном отношении. В нем сильно выражен ансамблевый принцип застройки и сложилось несколько крупных архитектурных ансамблей. Уже в 1723 г. поселок, состоявший в основном из деревянных домов, стал называться Кронштадтом. За 10 лет перед тем здесь было начато строительство 47 каменных секционных 3-этажных домов, оформивших центральную часть панорамы, обозреваемой со стороны гавани. Эти дома составили первый в России крупный ансамбль "открытого" городского типа. Типовые секционные дома, строившиеся на средства разных губерний, решены в стиле раннего петербургского барокко в хороших пропорциях. Их фасады украшались пилястрами. В плане линия западного фронта этих так называемых губернских домов имеет изломы под прямыми углами и своими очертаниями напоминает скобу. В середине она разорвана Петровским каналом, проходящим перпендикулярно к общему южному фронту домов. Это место в городе так и называли "скобой". К востоку от "скобы" разрывы в линии домов послужили началом улиц Красной и Княжеской.

Губернские дома вначале предназначались для знатных лиц: два смежных западных (князя Меншикова) называли Итальянским дворцом (архит. Н. Микетти и др.). В нем в разное время размещались Морской кадетский корпус, Штурманское училище, Морское Инженерное училище и в настоящее время Дом офицеров. Здание неоднократно перестраивалось: в средней части оно было надстроено, увенчано астрономической башенкой и сигнальной мачтой и в 1900 г. удлинено к западу. Симметрично этому зданию по отношению к Петровскому каналу расположен дом, первоначально принадлежавший фельдмаршалу Б. Миниху. В одном из соседних домов в глубине "скобы" на рубеже XX в. размещался кабинет-лаборатория (теперь музей) изобретателя радио А. С. Попова. В саду перед зданием в 1945 г. ему поставлен памятник. Перестройки отдельных губернских домов портили их фасады.

Перед ансамблем губернских домов вдоль берега пролегла Приморская улица, не имевшая благоустроенной набережной. Почти напротив Красной улицы в 75 метрах от берега на сваях стоял увенчанный шпилем деревянный "Царский дом". Впоследствии его разобрали, а мелководную часть гавани засыпали грунтом. Здесь торцом к Приморской улице в 1836 г. встало монументальное красно-кирпичное здание Арсенала (памятник архитектуры), а к западу от него устроен парадный Арсенальный плац, где через 5 лет был установлен памятник Петру I (скульптор Н. Жако). Спустя еще 20 лет на этой площади разбили Петровский парк, разросшейся зеленью скрывший восточную часть панорамы губернских домов со стороны Средней гавани. Перед западной частью ансамбля устроен прямоугольный Итальянский пруд внутренний бассейн Купеческой гавани. На широкой дамбе напротив Итальянского дворца стоит низкое здание бывшей Голландской кухни (1720 г.), главным фасадом с тремя портиками обращенное к гавани.

П-образного в плане Адмиралтейского, или Проводного, канала, с самого АНСАМБЛИ начала его строительства облицованного камнем. Со стороны адмиралтейской части города, окруженной этим каналом, его берега во многих местах нарощены стенами кирпичных построек, к которым подходили лихтеры, а на гранитном парапете противоположного, городского, берега установлены чугунные колонны высокой железной ограды. Проезжая часть берега вдоль канала отделена от него узким садом. Вдоль длинного участка канала и сада проложена Большая Екатерининская улица, в западной половине которой расположены "в строку" предназначавшиеся для офицеров типовые жилые дома, за которыми параллельно друг другу стоят "служительские флигеля". Это редкий пример такого рода системы застройки, примененной в конце XVIII в., и весь ансамбль интересный памятник военно-гражданского зодчества.

Ось среднего участка Адмиралтейского канала с запада замыкалась Андреевским собором (1806-1817 гг.) лучшим в Кронштадте памятником архитектуры русского классицизма, тоже увенчанным узким золоченым шпилем.

Здание Андреевского собора родственно петербургскому Адмиралтейству и строилось тем же архитектором.

Почти одновременно с сооружением ансамбля на стрелке Васильевского острова в Кронштадте сложился ансамбль аналогичных по назначению, но более скромных по архитектуре зданий коммерческого порта. На западном берегу Итальянского пруда, на засыпанном участке мелководья, были поставлены здание таможни (1824-1827 гг., архит. И. Ф. Лукини) и около него, симметрично, биржевые пакгаузы. Южнее, на центральном участке набережной Купеческой гавани, красиво поставлено одноэтажное здание Гостиного двора (1827 1831 гг.) с аркадами по периметру. К востоку от него на берегу гавани уже тогда стояло белоколонное здание Рыбных рядов (1815 г.), а по другую сторону опоясанный каналом своего рода буян лесной биржи. Здесь в 1920 г. сгорели лесной склад и все каменные постройки коммерческого порта, кроме здания Рыбных рядов. При перестройке портовые здания (в стиле классицизма) утратили свои ценные архитектурные качества, а Гостиный двор на берегу Купеческой гавани не был восстановлен.

Севернее этого ансамбля расположена площадь Мартынова (ранее Нарвская). Угловые дома, выходящие на нее, называют "петровскими"; они как бы продолжают фронт губернских домов за Адмиралтейским каналом. Ранее они имели аркады по первому этажу. В 1960 г. на этой площади сооружена стела памятник балтийским подводникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (архит. М. Н. Мейсель).

На берегу Адмиралтейского канала, напротив этой площади, в 1840 г. был установлен знаменитый кронштадский футшток. Сам прибор мареограф, фиксирующий колебания уровня воды Балтийского моря, находится в специальном колодце, деревянный оголовок которого позднее был заменен каменным павильоном в формах раннего барокко это пример уместного ретроспективизма.

Архитектурные ансамбли города Кронштадта

В капитальной застройке некоторых улиц Кронштадта хорошо заметно проявление принципа ансамблевости. Между Адмиралтейским каналом и "оврагом" перед Якорной площадью в 1913 г. закончилось возведение Морского собора пантеона всех погибших на море с начала XVIII в. русских военных моряков. Не связанное с планировочными осями, это здание, высокие фонари, решетка сада вокруг него, памятник адмиралу С. О. Макарову и Макаровский мостик, перекинутый через "овраг", образовали своеобразный ансамбль в стиле модерн начала XX в. В соборе этот стиль сочетается с мотивами архитектуры Византии. Напротив собора сохранилась обвитая диким виноградом глухая ограда вдоль площади. Несмотря на архитектурную незавершенность ансамбля этой площади, облик ее жизнерадостен. Секрет этого, вероятно, в том, что интересно ее окружение живописный канал и огромный "овраг", так и оставшийся не заполненным водой и не превратившийся во внутреннюю гавань. Покрытый растительностью, он кажется естественным, и не верится, что это произведение рук человеческих. Существующий в конце "оврага" Доковый сливной бассейн производит впечатление циклопического сооружения.

Его очень высокие наклонные с террасами откосы облицованы сухой кладкой грубоотесанных валунов, в расщелинах которых проросли деревья. Этот бассейн, хотя и является частью искусственной акватории, недоступен для судов. Его сильно изменяющийся уровень всегда ниже уровня вод, окружающих Котлин.

Архитектурные ансамбли города Кронштадта, так или иначе связанные с его внутренней акваторией, только часть всех ансамблей Котлинского архипелага. Окружающие город старые крепостные сооружения, в том числе молы гавани, тоже составляют крупные произведения строительного искусства и, можно сказать, своеобразные архитектурные ансамбли. Панорама старой части Кронштадта с "загородной" территории острова Котлин читается как единый фронт валов западной крепостной стены, прорезанной Нарвскими и Кронштадтскими воротами. Проходящий перед этой "оградой" зигзагообразный канал постепенно зарастает, "цветет", и над ним свисают плакучие ивы. Кронштадтцы в шутку называют его "Амазонкой". Были намерения засыпать канал, но ему уготована судьба многих подобных оборонительных каналов, как например в Таллине или в Риге. Он должен стать чистым водоемом и служить украшением будущего парка между старым и новым районами города.

Целостной по архитектуре, но тоже суровой выглядит панорама Центральной крепости при ее обзоре с севера, где простирается поросшая камышом широкая отмель. Фарватер отсюда далеко, и поэтому с близких расстояний панорама крепости доступна обозрению лишь любителям-рыболовам.

Мелководье перед восточными крепостными стенами с Петербургскими воротами к XX в. постепенно засыпалось; у вновь образовавшейся территории были устроены свайные причалы для пассажирских судов. Сюда подошел бульвар, а вблизи него позднее создан стадион, оборудованы пляж и яхт-клуб.

Панорама города с этой стороны должна стать архитектурно более выразительной после сооружения капитальных причалов и здания Морского вокзала.

Наиболее интересна панорама Кронштадта с юга. Если смотреть на город с Кроншлота или с судов, проходящих по фарватеру вдоль гаваней, то их низкие молы представляют передний план панорамы; на втором плане суда, стоящие в гавани, и южный фасад города, в том числе фронт губернских домов среди зелени.

Мол в районе Купеческой гавани до 30-х годов нашего века был излюбленным местом прогулок кронштадтцев. Свидетелем этого еще в XIX в. был В. Г. Короленко, отбывавший ссылку в Кронштадте и оставивший описание жизни города. Прогулка к брандвахте зданию с сигнальной мачтой у ворот Купеческой гавани действительно была приятна, и раскрывающиеся отсюда панорамы сильно впечатляли. Здесь лучше всего ощущалась морская романтика уникального города: с одной стороны гранитного мола, о который бьются волны, раскрываются морские просторы с проходящими вблизи или стоящими на рейде судами и вырастающими из воды фортами и маяками; с другой стороны просматривается панорама гаваней лес мачт и спокойный силуэт города. На этом примере убеждаешься, насколько важно придавать ценные архитектурные черты широким панорамам городов именно в тех случаях, когда имеются пункты, с которых эти панорамы могут обозреваться с моря.

Еще первые строители Кронштадта, хорошо представляя условия, в которых формировался город, со всех сторон хорошо обозреваемый, хотели придать его силуэту архитектурную выразительность. И здесь, между губернскими домами, на обоих берегах Петровского канала был заложен фундамент широкой арки, над которой должна была вознестись "великая башня" маяка (архит. Н. Микетти). Она одна могла бы интересно оформить архитектурный силуэт этого города, но строительство ее прекратилось. Дальнейшее формирование силуэта Кронштадта осуществлялось теми же методами и художественными средствами, что и силуэта Петербурга на островах дельты Невы.

Интересной по форме была построенная архитектором И.Г. Коробовым в 1728-1732 гг. на "горе", т.е. в восточной части города, стройная, с многоярусными фонариками деревянная колокольня Богоявленской церкви. В начале XIX в. эта барочная постройка была заменена малопримечательной деревянной церковью, стоявшей у восточного излома открытого к тому времени Адмиралтейского канала.

В период развития классицизма в силуэт Кронштадта включились Андреевский собор, лютеранская церковь св. Елизаветы с небольшим куполом у Петербургских ворот (1834-1836 гг., архит. Э. X. Анерт), водонапорная башня, вначале перекрытая полусферическим куполом, прорезанным короткой дымовой трубой, а также круглое здание костела (1837-1841 гг.) с плоским куполом. Андреевский собор свыше 100 лет служил главной архитектурной доминантой Кронштадта. Это здание не успело получить нового назначения и в 1934 г. было снесено, что явилось большой утратой для архитектуры города. В период господства эклектики в архитектуре у Петербургских ворот рядом с церковью св. Елизаветы выросла неоготическая, тоже "иноверческая" церковь св. Николая (1868 г.) с широким у основания шпилем, а в противоположной части города Владимирский крепостной собор (1875-1879 гг., архит. X. Грейфан) в "неорусском" стиле. В 1916 г. закончилось строительство Морского собора (архит. В. А. Косяков). Диаметр полусферы его купола, увитого орнаментом из золотых якорей, около 27 метров. Купол был увенчан крестом, как бы слитым с колесом штурвала. Благодаря удачному месту расположения, общей форме и размерам, что здание хорошо читается издали со всех сторон и символизирует облик Кронштадта.

Оно организует силуэт города даже после того, как он лишился других архитектурных доминант. Таким образом, в сложном процессе формирования силуэт Кронштадта претерпевал сильные изменения; первоначальная идея поставить здесь одну крупную доминанту, можно сказать, осуществилась, но в иной трактовке. Конечно, узкие шпили в окружении массивного купола были далеко не лишними высотными элементами, формирующими силуэт Кронштадта. Их "заменили" трубы котельных, часть из которых выше купола, но они не в состоянии принизить его значение. В панорамах города даже более высокие сооружения трубы котельных теперь не подавляют Морской собор.

Черты архитектурных панорам Кронштадта, в основном складывавшихся до середины XIX в., определяет главным образом старая петербургская архитектура строгость планировки, регулярность застройки, многообразие форм гидротехнических сооружений, единый принцип формирования силуэта и сильное проявление ансамблевости. На последнем этапе развития города в его внутренних панорамах произошли крупные изменения. Многие кварталы подверглись капитальной реконструкции, здесь не осталось деревянных строений, повысилось общее благоустройство города. Акватория, красочность фасадов, обильное озеленение и каналы значительно смягчают некоторую сухость внутригородских панорам Кронштадта.

Панорамы жилого массива, строящегося оторвано от сложившегося города в средней части Котлина, еще не сформировались, но нужно полагать, что здесь сможет оправдаться заимствование отдельных ценных черт старой застройки Кронштадта, сформировавшейся в аналогичных условиях местности, и что это заимствование, осуществленное новаторскими приемами, будет интересно переработано применительно к современным требованиям градостроительства.

Итак, мы окинули взором все берега Невской губы Финского залива, немного заглянули в глубь их территорий и получили представление о прошлом и настоящем их назначения и облика. Как же представляется нам важнейший постоянный элемент этих панорам акватория Невской губы?

Со многих сторон ограниченная низкими, покрытыми растительностью берегами, она приятно ласкает взор, особенно в тихие белые ночи, когда ее чуть дышащая гладь освещается призрачным сиянием и отражает всю гамму красок северного неба. Но эта водная поверхность бывает сурова и страшна, когда поднимается над своим обычным уровнем, превращается в пенистые валы, преграждает течение Невы и затопляет берега. Бывают дни, когда ее мутно-серая гладь представляется почти не отличимой от тумана. А зимой она долго скована льдом, иногда торосистым.

Невскую губу часто называют "маркизовой лужей". Так ее окрестили еще в пушкинское время, когда "сухопутный" царь Александр I не придавал флоту большого значения и поэтому возглавлявший тогда Морское министерство маркиз Франсуа де Траверсе ограничил учебные плавания кораблей Балтийского флота районом Кронштадта. Морякам это пришлось не по душе и они дали здешнему мелководью шуточное название, ставшее крылатым выражением.

Как бы Невскую губу не называли морем, заливом или лужей, ее значение было и остается очень важным. По ней проходит путь из города Петербурга и из глубины нашей страны в моря и океаны. Ее бороздят громады морских "грузовиков" и лайнеров с российскими и зарубежными туристами; пролегают местные маршруты рейсовых и прогулочных теплоходов; по ней совершаются ближние походы яхт и катеров. Крупные суда идут здесь только по глубокому Морскому каналу, переходящему в южный главный фарватер. Фарватеры, периодически расчищаемые землечерпалками, обставлены вехами, буями, мигающими огнями. Они так же, как маяки и сирены, необходимое средство навигации в сложных условиях.

Зимой жизнь на Невской губе не замирает. Еще не так давно по ее ледяному заснеженному полю прокладывались в Кронштадт дороги гужевого и даже автомобильного транспорта. С обеих сторон они, как вехами, обставлялись елочками, чтобы во мраке проезжающие не заблудились в ледяной пустыне. Теперь благодаря работе ледоколов и ледокольных паромов судоходство в Финском заливе и его Невской губе зимой не прекращается. По ее замерзшей поверхности скользят буера и лыжники, возле лунок сидят тысячи любителей подледного лова. Здесь летом охотно посещаются пляжи.

Находясь у взморья, вспоминаем слова Вадима Шефнера: "Там, где кончается Ленинград, начинается море. Пенные воды шумят в белесом просторе".

Самым западным сооружением, имеющим отношение к панорамам берегов невских вод, является Толбухин маяк. Его 30-метровая каменная башня была построена при участии архитектора А. Д. Захарова в 1810 г. на отмели перед косой острова Котлин. До этого здесь стояла деревянная башня первого русского маяка на Балтике. Толбухин маяк, названный так в честь командира полка, в 1704 г. отразившего вражеский десант на Котлинскую косу, встречает и провожает морские суда, посещающие невские воды.


Форты Кронштадта - гордость нашей страны, строившиеся на протяжении двух веков, начиная с XVIII и вплоть до первого десятилетия XX века, они стали символом новой России. Город-крепость Кронштадт был воздвигнут на острове Котлин, что расположился в водах Финского залива. Это самое крупное фортификационное сооружение среди подобного рода конструкций, имеющих прописку в Европе. Не на все форты легко добраться, а к некоторым просто невозможно подойти, но вот, к примеру, форт «Великий князь Константин» вполне достижимое место, благодаря дамбе, где можно вдоволь полюбоваться открывающимся видом на Кронштадтский рейд и др. достопримечательности, являющиеся частью кронштадтских укреплений.

Другим примечательным фортом является «Константин». Это сооружение ничто иное, как сочетание различных форм, типов фортификационных построек, объединенных броневыми укреплениями, предназначавшимися для защиты артиллеристских орудий от лобового огня с разных точек. Форт образует множество 10-тонных блоков, сложенных и упорядоченных совершенно непредсказуемым образом, так как каждый раз проверялась на прочность отдельная сторона или элемент общей единой конструкции.

Непосредственно в самом городе-Кронштадте стоит ознакомиться со следующими интересными историческими сооружениями: комплекс Адмиралтейств, Гостиный двор, итальянским дворцом и прудами, которые подчеркивают необычайную красоту этого места, конечно, Толбухин маяк - замечательный, стройный монумент, служащий ориентиром для судов уже третью сотню лет. Религиозная архитектура представлена Морским Никольским собором и церквями, выстроенными согласно стилю модерн и отличающимися изяществом линий и куполов.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru