Владимир Шеметов (Все сообщения пользователя)

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: 1
Несколько памятников XVII века: бессистемно
 
Интересненько было прочитать,у меня фамилия такая же,но насколько я понял это не одно такое Шеметово пр России-матушке.
Несколько памятников XVII века: бессистемно
 
Цитата
ink пишет:
ШЕМЕТОВО

Казанская церковь

Шеметовская церковь производит странное, несколько смутное впечатление: непонятно, какой эпохе, какому стилю она принадлежит. Разумеется, речь идёт о четверике, поскольку трапезная с приделами и колокольня в ложнорусском стиле недвусмысленно свидетельствуют о XIX веке (примечательно, что эти части здания фотографы всегда стараются оставить за кадром). А вот сам храм неясен. Здоровенные проёмы окон четверика и апсиды, тяжеловёсные невыразительные наличники какого-то среднеевропейского вида вызывают ассоциации с дворцами русских вельмож петровского времени, пока ещё немного неловко воспроизводящими голландский или немецкий образ жизни. В то же время общий силуэт храма (высокий четверик с пониженной апсидой, увенчанный одной главкой на барабане) и прочее его убранство (плавный ряд кокошников в аттике, пучки полуколонок по углам, изящные островерхие кокошнички и аркатурный поясок на барабане) не заставляют сомневаться в его «отечественности». А виновник всего этого – И.Б. Милославский, который в 1705 г. пожелал переделать доставшуюся ему от родителей церковь, построенную в 1676 г. Каким был этот первоначальный храм, теперь сказать невозможно, настолько изменила его реконструкция, произведённая наследником. Уверенно утверждать можно только, что неизменным остался её план – четверик с одной апсидой, но это элементы настолько базисные, основополагающие, что они всё равно «выпирают» из-под последующих наслоений, вторжений и перестроек. Поэтому образ храма как будто дрожит, колеблется, смещаясь то к русской старине, то к петровской новизне. Когда смотришь на храм, рисуется совершенно отчётливая картина: владелец вотчины призвал крепостного зодчего и велел ему дремучую старину переделать в модную прогрессивную новизну, да пороскошнее. Не обладая блестящим дарованием или тонким художественным вкусом, зодчий старательно выполнил прихоть господина, использовав весь доступный ему арсенал выразительных средств, родных и чужих, от кокошников до раковинок-розеток (причём родные удались значительно лучше). Получилось трогательное создание – деревенская дворцовая церковь, одновременно стройная и неказистая, претенциозная и наивная.

Особенно интересно то, что заказ «сделать красиво», по-европейски поступил от представителя той же фамилии, которая была известна своим активным неприятием петровских нововведений, и чей близкий родственник, И.М. Милославский, в 90-е годы XVII века построил в подмосковных вотчинах Петровском (Лыткарино) и Аннино храмы, специально воспроизводившие формы предыдущего, XVI столетия.
Страницы: 1