Во-первых, и то, и другое было, во-вторых, при таких всеохватных эмоционально-эстетических переживаниях, равно потрясающих и неграмотного малолетнего крестьянского сына, и высокообразованного князя или архимандрита, – итальянское бельканто или французская опера, немецкая фуга или немецкая же симфония, выглядели бы просто немного чужими и чудными, если бы людям второй половины XVII века их довелось услышать (многим, кстати сказать, удавалось услышать – в посольствах в Испанию, Нидерланды, Данию, Англию, Париж, Вену), но уж никак не превосходящими то, к чему они привыкли – точно такое же, только немного другое. Да и в Москве к этому времени светская музыка давно уже звучала не только в Кремле и не только для Алексея Михайловича, и был уже выстроен Потешный дворец.
Фото А.Г.Стройло
Сущая крамола. Мы же привыкли и точно знаем, что страна отсталая и убогая, что осталось только чуть-чуть подождать, и двадцативосьмилетний Пётр Алексеевич начнет с 1700-го года лить свет просвещения во тьму мракобесия. Но давайте хоть тут, в Ростове, отвыкнем и будем не вспоминать то, что вроде бы твёрдо усвоили ещё в школе, а верить своим глазам. Иона Сысоевич отошёл в мир иной в 1691 году, почти всё построив в Ростовском Архиерейском доме, Пётр ещё только разминает плечи, переходя от отрочества к молодости. Вот и посмотрим, какой мир он отринул, какую страну рушил, что именно модернизировал, то есть осовременивал как явно отжившее свой век.
Фото А.Г.Стройло
Иона Сысоевич митрополичил сорок лет, до того был настоятелем Авраамиева и (предположительно) Белогостицкого монастыря, а принял постриг и начинал служение в Угличе в Воскресенском монастыре.
Фото А.Г.Стройло
В деревне Ангелово он построил церковь с тремястами шестьюдесятью пятью окнами. Церковь не сохранилась, только цифра – 365.
Она – чудовищна, загадочна и универсальна, она охватывает универсум, весь круг, все 365 дней.
В обычной сельской церкви – пять, десять, ну двадцать окон. Если сорок – пятьдесят – это уже больше похоже на дворец из сказки. Но 365 – просто немыслимо. По девяносто с лишним на каждую сторону света? Как их расположить? Семантика числа 365 требует их прорубить по кругу, по числу дней в году, чтобы солнце каждый день, от сентября до сентября как-то чуть по-разному освещало внутреннее пространство. Но по кругу – не удастся: во-первых, круглые церкви появились много позже, во-вторых, если предположить в Ионе Сысоевиче гениальное архитектурное новаторство и провидение, то минимальный диаметр церкви – чуть меньше полутораста метров (это если каждое окошко с простенком принять за метр с небольшим, длина окружности – 400 метров, если вдвое меньше, то диаметр церкви – 60 метров); такое и XXI веке не вдруг построишь. Значит, прямоугольная в плане церковь, в два-три-четыре света, одно окно над другим. Всё одно не легче себе это вообразить. Ведь девяносто! А чем оконницы забирать? Стекло – дорого, слюда – тоже, пузыри бычьи лопаются часто, переделывать надо; уже во втором свету это непросто, а в третьем (если он был)? Так с лестницей всякий день по церкви и будешь бегать – то там, то там подлатать. С волоковыми окнами – ещё хуже беда, пять-десять каждый день можно открыть и закрыть, но три с половиной сотни? Да и зачем столько-то? Да и была ли вовсе такая церковь?
Не исключено, что в Китае, Индии, Камбодже, на Тибете или в Аравии, может быть, у египтян, ацтеков, ассирийцев, шумеров или майя было что-то подобное, про них просто мало знаем, но насколько нам известно, в европах есть ещё только одна церковь, характер которой должен был проявиться в числе 365, – это Воскресенский собор в Новом Иерусалиме. Патриарх Никон хотел там устроить 365 приделов. Даже на его веку святых было больше, чем 365, и ему приходилось выбирать, этого берём, этого не берём. Но и он не стал делать приделы в таком числе.
Что такое придел? Это маленькая церковь во имя того или иного святого, приделанная к основному храму. Что значит маленькая? Хоть раз в год, в день памяти святого, службу-то надо отслужить? Получается, каждый день, что ли? А Пасха? А Рождество? А Рождество Богородицы? А Успение? А остальные двунадесятые праздники?
Придел – более обязывающий символ, чем окно, и в этом смысле Иона оказался хитрее, чем Никон, что патриарх и признал отказом от устройства трёх с половиной сотен с полдву десятков приделов в Воскресенском соборе. Иона - построил свои 365 (не знаем, как, и следа не осталось), а Никон – нет (но след остался, и ещё какой!).
Фото А.Г.Стройло
Фото А.Г.Стройло
Как нынче сравнить Воскресенский Новоиерусалимский монастырь и Архиерейский дом в Ростове? Так вроде, и стыдно, сравнивать-то. Ростов не в пример краше (хоть бы ещё и Валдайский Иверский припомнить, и Крестный монастыри, и Патриаршии палаты в Кремле, что Никон построил). А ещё есть Саввино-Строжевский, в те же времена Алексеем Михайловичем поставленный, и ещё много чего.
Иона в Ростове строил чуть (лет на двадцать) попозже, но насколько же веселее, размашистее; в его архитектуре как-то больше того, чего меньше в архитектуре Никона и Алексея Михайловича. Чего именно – шут его знает, имени не знаю; веселее, добрее, шире, проще, любви больше. Вот на месте Дионисия я бы не стал расписывать Патриаршие палаты в Кремле, и даже Воскресенский собор в Новом Иерусалиме, и колокольню с трапезной в Саввино-Сторожевском. А за церковь Иоанна Богослова в Архиерейском доме бы взялся. И сделал бы не хуже, чем сейчас есть. (Дионисий то есть, ясное дело, не я).
Сущая крамола. Мы же привыкли и точно знаем, что страна отсталая и убогая, что осталось только чуть-чуть подождать, и двадцативосьмилетний Пётр Алексеевич начнет с 1700-го года лить свет просвещения во тьму мракобесия. Но давайте хоть тут, в Ростове, отвыкнем и будем не вспоминать то, что вроде бы твёрдо усвоили ещё в школе, а верить своим глазам. Иона Сысоевич отошёл в мир иной в 1691 году, почти всё построив в Ростовском Архиерейском доме, Пётр ещё только разминает плечи, переходя от отрочества к молодости. Вот и посмотрим, какой мир он отринул, какую страну рушил, что именно модернизировал, то есть осовременивал как явно отжившее свой век.
Иона Сысоевич митрополичил сорок лет, до того был настоятелем Авраамиева и (предположительно) Белогостицкого монастыря, а принял постриг и начинал служение в Угличе в Воскресенском монастыре.
В деревне Ангелово он построил церковь с тремястами шестьюдесятью пятью окнами. Церковь не сохранилась, только цифра – 365.
Она – чудовищна, загадочна и универсальна, она охватывает универсум, весь круг, все 365 дней.
В обычной сельской церкви – пять, десять, ну двадцать окон. Если сорок – пятьдесят – это уже больше похоже на дворец из сказки. Но 365 – просто немыслимо. По девяносто с лишним на каждую сторону света? Как их расположить? Семантика числа 365 требует их прорубить по кругу, по числу дней в году, чтобы солнце каждый день, от сентября до сентября как-то чуть по-разному освещало внутреннее пространство. Но по кругу – не удастся: во-первых, круглые церкви появились много позже, во-вторых, если предположить в Ионе Сысоевиче гениальное архитектурное новаторство и провидение, то минимальный диаметр церкви – чуть меньше полутораста метров (это если каждое окошко с простенком принять за метр с небольшим, длина окружности – 400 метров, если вдвое меньше, то диаметр церкви – 60 метров); такое и XXI веке не вдруг построишь. Значит, прямоугольная в плане церковь, в два-три-четыре света, одно окно над другим. Всё одно не легче себе это вообразить. Ведь девяносто! А чем оконницы забирать? Стекло – дорого, слюда – тоже, пузыри бычьи лопаются часто, переделывать надо; уже во втором свету это непросто, а в третьем (если он был)? Так с лестницей всякий день по церкви и будешь бегать – то там, то там подлатать. С волоковыми окнами – ещё хуже беда, пять-десять каждый день можно открыть и закрыть, но три с половиной сотни? Да и зачем столько-то? Да и была ли вовсе такая церковь?
Не исключено, что в Китае, Индии, Камбодже, на Тибете или в Аравии, может быть, у египтян, ацтеков, ассирийцев, шумеров или майя было что-то подобное, про них просто мало знаем, но насколько нам известно, в европах есть ещё только одна церковь, характер которой должен был проявиться в числе 365, – это Воскресенский собор в Новом Иерусалиме. Патриарх Никон хотел там устроить 365 приделов. Даже на его веку святых было больше, чем 365, и ему приходилось выбирать, этого берём, этого не берём. Но и он не стал делать приделы в таком числе.
Что такое придел? Это маленькая церковь во имя того или иного святого, приделанная к основному храму. Что значит маленькая? Хоть раз в год, в день памяти святого, службу-то надо отслужить? Получается, каждый день, что ли? А Пасха? А Рождество? А Рождество Богородицы? А Успение? А остальные двунадесятые праздники?
Придел – более обязывающий символ, чем окно, и в этом смысле Иона оказался хитрее, чем Никон, что патриарх и признал отказом от устройства трёх с половиной сотен с полдву десятков приделов в Воскресенском соборе. Иона - построил свои 365 (не знаем, как, и следа не осталось), а Никон – нет (но след остался, и ещё какой!).
Как нынче сравнить Воскресенский Новоиерусалимский монастырь и Архиерейский дом в Ростове? Так вроде, и стыдно, сравнивать-то. Ростов не в пример краше (хоть бы ещё и Валдайский Иверский припомнить, и Крестный монастыри, и Патриаршии палаты в Кремле, что Никон построил). А ещё есть Саввино-Строжевский, в те же времена Алексеем Михайловичем поставленный, и ещё много чего.
Иона в Ростове строил чуть (лет на двадцать) попозже, но насколько же веселее, размашистее; в его архитектуре как-то больше того, чего меньше в архитектуре Никона и Алексея Михайловича. Чего именно – шут его знает, имени не знаю; веселее, добрее, шире, проще, любви больше. Вот на месте Дионисия я бы не стал расписывать Патриаршие палаты в Кремле, и даже Воскресенский собор в Новом Иерусалиме, и колокольню с трапезной в Саввино-Сторожевском. А за церковь Иоанна Богослова в Архиерейском доме бы взялся. И сделал бы не хуже, чем сейчас есть. (Дионисий то есть, ясное дело, не я).