Кирилло-Белозерский монастырь

Страницы: 1
RSS
Кирилло-Белозерский монастырь
 
Ну уж где Ферапонтов монастырь, там и Кирилло-Белозерскому быть: Ферапонт-то от Кирилла ушёл строить свою обитель.



Рассказ, нет, эпическое повествование о Кирилло-Белозерском монастыре носит характер слегка чудной и откровенно эпигонский.

Псковский художник А.Г.Стройло, мотаясь по России в поисках натуры для съёмок фильма про Степана Разина, наскочил 13 января 2007 года на три монастыря: Кирилло-Белозерский, Ферапонтов и Горицкий. Времени было всего один день, к отчёту о командировке надо было приложить фотоотчёт, так, мол, и так, это и это не годится для съёмок потому и потому. Ну он и пошёл щёлкать самсунговской мыльницей с утра и до вечера налево и направо, с перерывами на переезды из одного места в другое.

Что у него там спрашивали по итогам командировки – никому не ведомо, но очутившись через пару месяцев в Москве, он сочинил выдающуюся по хулиганству книжку дивной красоты: "Поспешающему страннику".

Ухарская ловкость проявилась в следующем: делать полиграфию на основе мыльничной съёмки в хороших издательствах не положено; за один день не то что три монастыря, а один храм толком снять невозможно – "а он смог"; макет был сделан за два вечера, причём в доказательство того, что вся съёмка и вправду сделана за один день при каждой фотографии указано время – часы и минуты.

Когда книжка уже приехала из типографии и стало окончательно ясно, что это – редкостная удача, что она получилась очень красивой, хоть и маленького формата, нас заела жаба самой чёрной зависти: вот же леший, как это он так смог!

У него – все фотографии, естественно, зимние, поскольку 13 января. "А не замахнуться ли нам, знаете ли, на Вильяма нашего, п-маете, Шекспира?" Только летом? Точки съёмки можно найти, если держать в руках уже готовую книгу, встал на место, нажал на кнопку – жар-птица в кармане. К тому же он был один, а нас – трое, и три фотоаппарата, и никто над нами с топором не стоит, чтобы всё было в один день. Всё-таки зима есть зима, серенько, холодно, батарейка замерзает. То ли дело летом – и краски, и солнце, да и фотоаппараты у нас, по совести говоря, чуть получше будут, чем самсунговская мыльница. Не то чтобы мы хотели ему нос утереть, но как-то верилось, что так можно сделать хорошую летнюю книжку.

И нас ждало блистательное, оглушительное, сокрушительное фиаско. Просто вообще ничего, провал, позор, удар под-дых самооценке, убедительнейшая демонстрация беспомощности. Для начала мы просто физически втроём не успели за день отснять даже половину одного монастыря – при известных-то точках съёмки! А то, что успели – оказалось обычной любительской съёмкой, симпатичной, солнечной, яркой и банальной настолько, что скулы сводит.

Художник есть художник, и он один – А.Г.Стройло.

Ниже приведены параллельно его снимки и наши – не для унижения наипаче гордости, но для возвеличения того, что действительно хорошо.

Итак, вот эти два опыта (слова – тоже А.Г.Стройло, время указано только у его зимних фотографий):




ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ

«Возгорев желанием безмолвствовать в уединении», преподобный Кирилл со своим сподвижником преподобным Ферапонтом в поисках места, указанного Кириллу в его видении Богородицы, достигли в 1397 году горы Мауры, что в окрестностях Белоозера. Обозрев с её вершины открывшиеся им необъятные дали и просторы, они выбрали подходящее место для скита.

Сначала они водрузили деревянный крест на пригорке у реки Свияги на берегу Сиверского озера и вырыли себе пещеру. Теперь на этом месте Кирилло-Белозерский монастырь.

В следующем, 1398 году, преподобный Ферапонт оставил преподобного Кирилла и, уже на Бородаевском озере, также на холме основал другой монастырь во имя Рождества Богородицы.

А у подножия горы Мауры, на берегу реки Шексны монастырь во имя Воскресения Христова появился только в 1544 году (деревянная Воскресенская церковь существовала задолго до этого).

Первоначально все строения и Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей были деревянными. XV–XVI века – время расцвета каменного строительства в этих северных монастырях. Все московские великие князья и цари, от Василия II Тёмного до Фёдора Алексеевича оказывали монастырям всяческую поддержку, помогали им своими вкладами бояре и поместные князья.
Последующие века, вплоть до конца XX, отметились в наших монастырях починками-переделками, а в основном утратами. Но всё равно до наших дней дошли, пусть и не в том великолепии, в каком они были созданы изначально, большая часть монастырских храмов, служб, стен и башен.

Есть надежда, что и потомкам нашим достанется увидеть и оценить гений предков.


КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ




Начало самому большому в России (по площади) Кирилло-Белозерскому монастырю было положено в 1397 году преподобным Кириллом, пришедшим на Север из московского Симонова монастыря. Пришёл он сюда, когда ему было шестьдесят лет, и ещё тридцать он обустраивал обитель. Над местом, где преподобные Кирилл и Ферапонт водрузили крест, в XIX веке соорудили каменную сень. Такая же сень стоит над рубленной им деревянной часовней.

Первый каменный храм в монастыре – Успенский собор – появился спустя сто лет после основания монастыря, в 1497 году. Монастырю покровительствовали московские государи, бояре и князья. На вклады Василия III, Ивана IV Грозного и пожертвования бояр и князей, Воротынских, Старицких, Телятьевых, Одоевских и других возведены в камне храмы, кельи и крепостные стены. В 1630 году после ухода польско-литовских отрядов, грабивших монастырские вотчины и пытавшихся захватить сам монастырь, начался ремонт стен, а в 1643 – строительство новых. Монастырь оказался поделённым на три части: Успенский монастырь, Ивановский и Новый город. В 1649 году монастырю пожаловано архимандритство.

С петровских времён монастырское хозяйство приходит в упадок, а секуляризация церковных земель при Екатерине II почти добивает монастырь. Хотя за ним и оставлено звание «первоклассного», нехватка средств не позволяла поддерживать в порядке не только башни и стены, но и монастырские постройки и церкви.

В годы советской власти монастырю несказанно повезло. Ни исправительной колонии, ни психоневрологической больницы там не появилось, а был учреждён музей, хотя задачи у него были непростые: антирелигиозная пропаганда должна была быть особенно эффективной именно потому, что исходила из стен монастыря.

Благодаря тому, что в нём не устроили концлагерь, до нас дошёл почти весь комплекс монастырских строений, в которых в 1999 году вновь возродилась монашеская жизнь.
 
; Вологодская башня. XVII век. 12 : 09



Ферапонтовская (Московская) башня. XVII век. 12 : 13



Шпиль Казанской башни. 12 : 14



Казанская башня. Фреска. «Иисус с предстоящими». 12 : 14



Вологодская башня. XVII век. 12 : 18



Кузнечная башня. XVII век. 12 : 19



Вологодская башня. 12 : 20



Восточная стена. XVII век. 12 : 22



Свиточная башня. XVI век. 12 : 22


Восточная и южная стены. 12 : 22



Две восточные стены монастыря. XVI – XVII века.



Прясло стены между Глухой (Котельничей, XVI век) и Кузнечной башней. 12 : 24


Церкви Сергия Радонежского (1560–1594 гг.) и Иоанна Предтечи (1531–1534 гг.) 12 : 24


Прясло стены между Глухой (Котельничей) и Кузнечной башней. 12 : 25



Церкви Сергия Радонежского и Иоанна Предтечи. 12 : 25



[FILE ID=9282] Глухая (Котельничья) башня. 12 : 25



Восточная стена. XVI век. 12 : 26



Купола церкви Кирилла и Успенского собора. 12 : 26



Глухая (Котельничья) башня. 12 : 26



Южная стена между двумя восточными. 12 : 27



Глухая (Котельничья) башня. 12 : 27



Глухая (Котельничья) и Кузнечная башни. 12 : 27



Южная стена. 12 : 28




Северный берег Сиверского озера у стен Кирилло-Белозерского монастыря. 12 : 28



Свиточная (Никоновская) башня. Южная сторона. Фрагмент. 12 : 28
 
Как-то получается громоздко и тяжеловесно.
Но всё равно забавно. И иллюстрирует отличие книги от электрических версий.

За временем – следить интересно.
К этому моменту от начала съёмки прошло 19 минут.
А на перелистывание?
 
Тема про Кирилло-Белозерский монастырь важная, так что я её выделил отдельно от Ферапонтово.

Моё видео, Вот только давно там был в 2002 году.



Чтобы найти монастырь можно воспользоваться нашей картой.
 
План монастыря есть на сайте Музея: http://www.kirmuseum.ru/visitor/plan/
Но Вы туда не ходите, потому что если Вы туда пойдёте, то Вы отсюда уйдёте, а если Вы туда уйдёте, то как Вы сюда придёте?

Северный берег Сиверского озера у стен Кирилло-Белозерского монастыря. 12 : 29



Колокольня. 1761 г. 12 : 29



Валуны у уреза воды Сиверского озера. 12 : 30



Церковь Преображения Господня (1595 г.) и Хлебенная башня (XVII век). 12 : 30



Церковь Преображения. Купола. 12 : 30



Южные проездные ворота. 12 : 31



«Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня». Фреска в нише южного фасада Преображенской церкви. 12 : 31



Свиточная (Никоновская) башня. 12 : 32


Церковь Преображения. 12 : 32



Хлебенная (XVII век), Мережная (XVI век) и Большая Мережная (Белозерская, XVII век) башни. 12 : 32



Мережная и Большая Мережная башни. 12 : 33


Хлебенная башня. 12 : 33
Мережная башня.


Церковь Введения с Трапезной палатой (1519 г.), колокольня и церковь Преображения. 12 : 34



Сиверское озеро. 12 : 34



Большая Мережная и Мережная башни. 12 : 34



Берег Сиверского озера. 12 : 35
 
Что-то прискучили зимне-летние дублеты.
Оставим только зимние.
 
Казанская башня. 15 : 17
Последний снимок 13 января 2007 года Александра Григорьевича Стройло в Кирилло-Белозерском монастыре.

Картинки остались без всякого комментария, поскольку с комментарием они уж очень похожи на лекторий: ах, вот XVI век, ах, вот XVII-й, и опять поребрики, закомары-кокошники с очельями наличников.

Иноземные и аборигенные туристы, которые как челноки снуют в монастыре, видят точно такую же картину, как показано выше, если повезёт с погодой, и если у них хороший глаз. (Но имейте кстати в виду, что инстранцев туда возить стыдно – с них денег за вход берут больше, чем со здешних, потому что они богатые, а здешние – нищета, голь перекатная, уж как-нибудь три сотни за вход найдут, если уж сюда припёрлись; или надо возить немых иностранцев в плохой одежде и с похмелья).
Считайте, что просмотревший всё это сэкономил на дороге и ночлеге, а глаз ему на время заменили на чужой.

Но в голове от такого просмотра не остаётся ровно ничего, хоть ноги участвовали в просмотре, хоть нет.

Позволю себе автоцитату: чтобы полюбить, надо посмотреть и подумать.
Не стучать верхними ресницами по нижним и приговаривать вслух или про себя: "Ну и ну... Вот это да... Что и говорить... ", а подумать: "Ну и что тут хорошего?"

Лучший вариант ответа – "Ничего".
Потому что это самый честный ответ, и он обещает самые глубокие прозрения и озарения.
Надо выбрать, что хоть чуть-чуть зацепило, и попробовать понять – почему, чем именно зацепило.

Сколько ни таращься на Преображенский собор, ничего, кроме "Ага, ничего вроде, ну, так... да..." – ни в голове, ни в сердце не шелохнется, если там не валяется уже что-то подходящее, похожее, какое-то знание, или впечатление. Не просто 1595 год, а Фёдор Иоаннович и Борис Годунов, почему три главы, а не пять или одна, почему Преображенский храм сделан надвратным и почти надводным.
Чтобы он понравился, надо о нём что-то узнать. Самому. И тогда на месте он уже будет чуточку знакомым.

Иконы трудно понять? Начните с малого – что за одежды изображены, а там, глядишь, и до лиц дело дойдёт.

Вообще ничего не цепляет – приглядитесь к наиболее скучному зданию – Малым Больничным палатам. Простой вопрос – сколько там поместится народу? И что, все – больные? И что – всем помогали? И что – в начале XVII века? Вот это здравоохранение!

Совсем скукотища? Посмотрите под ноги: тут не только булыжник и жернова. Там буковки есть:*

"ПРЕСТАВИСЯ МИХАИЛЪ ОШУШКОВЪ ЛЕТА 7142 [1634] МЕСЯЦА АВГУСТА В 19 ДЕНЬ",*
"ЛЕТА 7181 [1673] ИЮНЯ В 29 ДЕН ПРЕСТАВИСЯ ТИХОНЪ ТРОФИМОВЪ СЫНЪ ВОЛКОВЪ СЛУГА КИРИЛОВА МОНАСТЫРЯ".*

Могильные камни содрали с могил и уложили в мостовую. И Вы, лично Вы, давно приученный к почтительному отношению к кладбищу – попираете их ногами. Костей в земле (наверное) нет, но на могильном камне-то Вы стоите! Хоть в "адидасе", хоть в "найке". Чем Вам Тихон Трофимович Волков так досадил?*

Зачем нам так нужна привычка втаптывать самих себя в грязь?
Этот-то вопрос уж точно многих волнует.

Деревянная церковь из села Бородава. Это какой век? Её только что отреставрировали, в интернете материалов про реставрацию много. А всё же удивительно узнать, что её тогда опять построили без единого гвоздя, всё железо там позднее, и изначально на ней вообще не было главы, и что сегодня в Кириллове есть люди, которые умеют так строить (они и реставрировали). И если им дать волю и чуточку денег, они таких чудес наваяют, что в каком-нибудь 2425 году народ будет ездить на экскурсии и приговаривать: "Ну и ну... Вот это да... Что и говорить..."

Вот бы эту бригаду – в Переславль, на пустую Александрову гору невдалеке от Старых валов. И пусть построят город, каким он был в середине XVII века, с частоколом из брёвен, с башнями, с воротами, стрельницами, а внутри – воеводская изба, губная изба, церкви, осадные дворы монастырей, жилые деревянные тогдашние дома, а в них – гостиницы, трактиры, питейные дома, выставочные залы, детские заведения для баловства, и чтоб пушка настоящая каждый день в 12 часов бабахала. Одно дело – словами рассказывать: вот валы, оборона, троицкий чеснок, стрельцы да чернецы – и совсем другое дело Настоящая вещь! Технологиями они владеют, даже копиями тогдашних инструментов, и то, что они построят, – это не ярмарочное шутовство, а аутентичная древнерусская крепость – их же нигде не осталось, всё погнило. А восстановить можно правдиво – в Российском государственном архиве древних актов на Пироговке сохранились расписные списки, сколько, чего и какого было в крепости в таком то году в XVII веке. Это не просто был бы бизнес, а бизнесище, и не какая-то там нефть, а добрый туризм.
 
Насчёт Переславля – это я серьёзно.
Есть какие-нибудь мнения?
 
Нету мнений.
А тогда всё зачем?
Потрындели – и разошлись?
Ох, и зол и я на наших писателей...
Страницы: 1