Заводной апельсин

Страницы: 1
RSS
Заводной апельсин
 
A Clockwork Orange, Заводной апельсин — культовый кинофильм режиссёра Стенли Кубрика, снятый в 1971 году. Экранизация одноимённого романа Энтони Бёрджесса. 4 номинации на «Оскар». Всего 5 наград и 16 номинаций.

В многочисленных рецензиях фильм представлен, как некое нашумевшее в свое время событие, поразившее и возмутившее общественность сценами насилия, беспощадности подростков, безнаказанности грубой власти.

После недавнего просмотра я сделала немного другие выводы...
 


С самых первых минут фильм захватывает сюжетом. Банда вульгарных тупых подростков отдыхает после бурной ночи, как обычно, в нестандартном баре. Главный герой Алекс (Малкольм Макдауэлл) начинает свое повествование... о насилии, грубости, жажде власти и безнаказанности своих деяний.

В личности Алекса - гамма чувств, эмоций, красок. Режиссер представил на размышление зрителю вонючую черную душенку героя, в которой столько всего намешано. К примеру, он восхищен музыкой Бетховена, примерный мальчик дома, любит своего домашнего питомца, а ночью он беспощадный злой клоун, который надсмехается над стариками, берет силой женщин, жестоко расправляется со своими "друзьями".

Когда зритель понимает, что банда всегда будет безнаказанно буйствовать на улицах города, фильм обретает другой оборот. Главный герой попадает в тюрьму, но и не это интересно. После 2-х лет обычной тюрьмы, Алекс своим примерным поведением и стремлением вырваться на свободу соглашается принять участие в эксперименте. Он состоит в том, что его переводят в новую тюрьму, в которой лечат самых страшных преступников по особому методу.

Этот метод достаточно интересен и несет философский подтекст, к которому автор подталкивает зрителя. Итак, в ходе эксперимента выявляется наиболее уязвимое место в психике пациента (а это был Бетховен, что немаловажно!), перед его глазами проигрываются сцены насилия в сочетании с очень сильным наркотиком, который на физическом уровне вызывает дискомфорт и нестабильное состояние, переходящее в ужас. В результате вырабатывается условный рефлекс, который возникает каждый раз при сцене насилия в реальной жизни.

Метод достаточно эффективен, что уже интересно само по себе. Однако наибольшие чувства вызывает жизнь героя уже вне тюрьмы, на свободе. Сама жизнь играет злую шутку, и становится бОльшим наказанием для Алекса. Открытый, чистый и доверчивый он выходит в реальный мир. И это другой мир. Это ад, где царит предательство родных и друзей, жестокость и алчность людей, насилие и безнаказанность. По иронии судьбы Алекс сталкивается с теми же людьми, которых он обижал в "прошлой" жизни, а уж они воздают ему сполна.

Вывод: не нужно стараться придумывать наказание другому человеку, не утруждайте себя! Мир сам поможет ему найти наилучшее наказание для себя самого.
Страницы: 1