Фридрих Ницше

Страницы: 1
RSS
Фридрих Ницше
 
Создам отдельную темы, посвященную этому немецкому философу, совершившему, на мой взгляд, прорыв в сфере представления о мире.

И открою её не традиционным описанием биографии, основных мыслей и трудов, а дискуссий из блога: http://pereslegin.net/?p=193

Далее цитата:

Цитата
13-го числа прошел Онтологический верстак, посвященный философии Ницше. Интересен сам философ, интересен Верстак, но самое, пожалуй, любопытное, что нам удалось вновь до конца провести процедуру распредмечивания, т.е. фактически это была совершенно необычная расстановка с одним человеком, собственно Ницше, которого заставляли проходить через ряд онтологических вопросов. В ходе чего и удалось выявить особенности его философии и структуры.

Действительно, выяснилось крайне много интересного. Например, был дан прямой ответ на вопрос, действительно ли являлся Ницше вершиной немецкой классической философии. Ответ был дан Леной Переслегиной в очень необычном ракурсе. Вся немецкая философия представляет собой большой политический проект, проект этот не завершен, Ницше является его частью, а разнообразные эксперименты, включая Кайзеровскую Германию после Бисмарка и Гитлеровский Рейх – более или менее удачные или неудачные НИОКРы в рамках этого большого проекта.

Что касается самого Ницше, то очень быстро выяснилось, что Ницше чрезвычайно энергетичен до сих пор. Он сделал философию популярной, она таковой и осталась.

Были прослежены очевидные связи между Ницше и Киплингом, и совершенно неожиданно выявились неочевидные связи между Ницше и Кэрроллом.

Много мы занимались на этом семинаре христианством или антихристианством Ницше. И, в общем, пришли к выводу, что Ницше скорее антицерковен, чем антихристианен. С этой точки зрения, Джемаль глубоко неправ, сравнивая его с Иблисом. У Ницше, скорее, было определенное желание поконкурировать со Спасителем в роли того, кто приносит себя в жертву на благо людей. Как правильно было сказано, Спаситель отдал за людей свою жизнь, но Ницше отдал за их мышление свой разум. Уровень, может быть, и поменьше, но тоже очень-очень высокий. Конечно же, то, что он сошел с ума, было частью платы за то, что он пытался в информационном пространстве сделать.

Выяснилось, что сверхчеловек по Ницше не имеет ни малейшего отношения к стандартно описанной белокурой бестии, поскольку сам Ницше начинает с того, что третья стадия превращения в сверхчеловека – это играющий ребенок.

Очень любопытным моментом оказалась романтичность Ницше. Докладчик определил Ницше как самого романтичного и самого нециничного из всех философов. И в этом плане действительно прослеживаются определенные связи с невероятно романтической философией Третьего Рейха. В этом отношении, как ни смешно, влияние Ницше на Третий Рейх не столько философское, сколько эмоциональное. Более того, мы выяснили, что вообще влияние Ницше на окружающий мир, даже сегодня, не столько философское, сколько эмоционально-энергетическое.

В некотором плане заслугой Ницше было то, что он вернул в философию понятие Воли.

Палитра семинара была неоднозначной, были люди, крайне уважающие и любящие Ницше, были люди, которые к нему относились, по крайней мере, скептически. Например, достаточно серьезно рассматривалась мысль «Ницше – популист, а не философ». Заметим, что популизм у Ницше действительно наблюдается, хотя некоторые считают, что это совсем неплохо.

Была концепция, что столь раздражающая фраза «Падающего – толкни» реально восприниматься должна совершенно по-иному. Речь идет о следующем. Оказывая помощь человеку или системе, которые не в состоянии ее получить, ты ее упорно удерживаешь в состоянии катастрофы, не даешь ей возможность завершить этот этап и начать следующий. И с этой точки зрения «Падающего – толкни» – форма управления катастрофами. Мысль, может быть, не волне очевидная, но, как ни странно, есть ощущение, что Ницше именно похожее имел в виду, поскольку, будучи от природы человеком совершенно не злым, он явно не имел желания толкать всех под откос или в пропасть. Для него это скорее был вопрос, что каждый обязан сам справляться со своими испытаниями, не ждать и не просить помощи. И здесь опять же идет отсылка к Киплингу, у которого есть совершенно аналогичная фраза и в «Бремени белого человека», и в «Если».

В ходе разбора фигуры Ницше, в конечном счете, после вычеркивания идентичностей, остались три любопытных идентичности:

- Пророк. Это очевидно, Ницше и сам себя так позиционировал, и, в общем, все его последователи так считают;

- Чужой, в смысле не принадлежащий к человеческому. По этому поводу не без оснований было сказано докладчиком, что это и есть самое человеческое, что было в Ницше, поскольку очень по-человечески говорить, что мы не отсюда, мы или марсиане, или Принцы Янтаря, или еще кто-то;

- третьей составляющей Ницше, что совершенно необычно, оказалось слово «аксиома», с одной стороны указывающее на известный догматизм его эмотики, а с другой, что, может быть, даже более интересно, на то, что Ницше есть человек, пытавшийся стать аксиомой. Тут такая логика. Можно сказать, что в философии Ницше напоминает Бурбаки в математике. Бурбаки – это коллективный псевдоним французских математиков, которые в 20-м столетии попытались построить всю математику с нуля, как если бы ничего в ней больше не было, и создали свою собственную аксиоматическую модель. В некотором плане Ницше пытался сделать именно это, причем не столько с немецкой классической философией, сколько с нашей жизнью в целом. И в этом плане Ницше есть открыватель аксиоматической социосистемы, т.е. аксиоматического подхода к системе человеческой жизни.
Страницы: 1